Социально-психологическая адаптация младших подростков:
диагностика, профилактика и коррекция
Оренбург 2007
Публикуется по решению Ученого совета Оренбургского государственного педагогического университета
Авторы:
Маликова Валентина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор
Литвиненко Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор;
Маликова И.В., кандидат психологических наук
Маликова В.А., Литвиненко Н.В. <...> 2
Введение
Научно-методическое пособие посвящено одной из актуальных проблем
психолого-педагогической теории и практики – проблеме социальнопсихологической адаптации младших подростков к образовательной среде
школы. <...> В первой главе пособия раскрываются сущность понятия "социальнопсихологическая адаптация школьников", типичные проблемы адаптационного
характера у младших подростков. <...> Социально-психологическая адаптация младших подростков к
образовательной среде школы
1.1 Общепсихологические представления об адаптации учащихся к
образовательной среде школы. <...> При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу
серьезно заявленных, но не решенных проблем. <...> В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать,
что школьная адаптация определяется готовностью ребенка к изменению
своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется осо бым
психическим закономерностям. <...> Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, большое внимание уделяют динамике этого процесса (Э.М.Александровская, С.М.Громбах, <...> Многие исследователи при изучении школьной адаптации выделяют уровни приспособления ребенка к школе. <...> Так, А.Л.Венгер выделяет высокий, средний и низкий уровни адаптации в зависимости от отношения ребенка к школе,
динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной <...>
Социально-психологическая_адаптация_младших_подростков_диагностика,_профилактика_и_коррекция.pdf
Публикуется по решению Ученого совета Оренбургского государственного педагогического
университета
Авторы:
Маликова Валентина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор
Литвиненко
Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор;
Маликова И.В., кандидат психологических наук
Маликова В.А., Литвиненко Н.В.
Социально-психологическая адаптация младших подростков: диагностика,
профилактика, коррекция. – Оренбург: ГУ РЦРО, 2007. – …..с.
В научно-методическом пособии описаны типичные проблемы социально-психологической
адаптации младших подростков, методики для диагностики
адаптационного процесса учащихся при переходе из начальной в основную
школу, представлены программы групповой и индивидуальной коррекционноразвивающей
работы с детьми 11-12 лет с трудностями в адаптации.
2
Стр.2
Введение
Научно-методическое пособие посвящено одной из актуальных проблем
психолого-педагогической теории и практики – проблеме социальнопсихологической
адаптации младших подростков к образовательной среде
школы.
Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов
прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия
формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько
"приноравливания", "приспособления", сколько развития личности, обогащения
ее индивидуальности. Адаптация включающая момент активности со стороны
личности, сопровождается определенными сдвигами в ее структуре. В связи с
этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных
возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных
проблем в изменяющемся социуме.
С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса социально-психологической
адаптации особое значение приобретают периоды перехода
от одного возрастного этапа к другому, характеризующиеся резкой сменой
социальной ситуации развития и качественными изменениями в структуре личности.
В отечественной психологии признается особая роль в общем психическом
развитии ребенка критических периодов, как периодов, знаменующих
"диалектический скачок к новому качеству" (Л.С.Выготский, 1984), "качественный
сдвиг в развитии" (А.Н.Леонтьев, 1972), "переломный этап онтогенетического
развития" (Л.И.Божович, 1968). Установлена своеобразная цикличность
в напряжении адаптационных механизмов, ответственных за психическое
здоровье школьников и зависящих от особенностей протекания "критических
периодов" индивидуального развития и динамики воздействия различных социально-педагогических
факторов. Наиболее низкие показатели психического
здоровья регистрируется в 1, 5 и 9-м классах – периодах обучения, совпадающих
с кризисами возрастного развития 6-7, 11-12 и 15-16 лет и обусловливающих
повышенный уровень стрессированности учащихся (начало обучения, переход
к предметному обучению, пубертатный период и выбор дальнейшего
маршрута обучения).
В связи с этим заслуживает внимания проблема социально-психологической
адаптации младших подростков в переходный период жизнедеятельности
из начальной в основную школу. Г.А.Цукерман отмечает, что при переходе из
начальной в основную школу происходит синхронизация двух кризисов: образовательного
кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе
жизни школьников и возрастного кризиса, связанного с существенными внутренними
изменениями, которые приводят к распаду устоявшейся системы связей
и отношений человека с другими людьми и построением основ для новой
формы жизнедеятельности. В этот период школьники испытывают трудности
адаптации к внешним усложняющимся условиям учебной деятельности, к более
широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно
растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания
и формирования Образа-Я. Профилактика и коррекция отклонений в соци3
Стр.3