Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Социально-психологическая адаптация младших подростков: диагностика, профилактика и коррекция (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМаликова Валентина Алексеевна
АвторыЛитвиненко Наталья Валерьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц152
ID213269
АннотацияВ научно-методическом пособии описаны типичные проблемы социально-психологической адаптации младших подростков, методики для диагностики адаптационного процесса учащихся при переходе из начальной в основную школу, представлены программы групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми 11-12 лет с трудностями в адаптации.
Маликова, В. А. Социально-психологическая адаптация младших подростков: диагностика, профилактика и коррекция / Н. В. Литвиненко; В. А. Маликова .— : [Б.и.], 2007 .— 152 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/213269 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социально-психологическая адаптация младших подростков: диагностика, профилактика и коррекция Оренбург 2007 Публикуется по решению Ученого совета Оренбургского государственного педагогического университета Авторы: Маликова Валентина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор Литвиненко Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент Рецензенты: Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор; Маликова И.В., кандидат психологических наук Маликова В.А., Литвиненко Н.В. <...> 2 Введение Научно-методическое пособие посвящено одной из актуальных проблем психолого-педагогической теории и практики – проблеме социальнопсихологической адаптации младших подростков к образовательной среде школы. <...> В первой главе пособия раскрываются сущность понятия "социальнопсихологическая адаптация школьников", типичные проблемы адаптационного характера у младших подростков. <...> Социально-психологическая адаптация младших подростков к образовательной среде школы 1.1 Общепсихологические представления об адаптации учащихся к образовательной среде школы. <...> При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьезно заявленных, но не решенных проблем. <...> В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется осо бым психическим закономерностям. <...> Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, большое внимание уделяют динамике этого процесса (Э.М.Александровская, С.М.Громбах, <...> Многие исследователи при изучении школьной адаптации выделяют уровни приспособления ребенка к школе. <...> Так, А.Л.Венгер выделяет высокий, средний и низкий уровни адаптации в зависимости от отношения ребенка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной <...>
Социально-психологическая_адаптация_младших_подростков_диагностика,_профилактика_и_коррекция.pdf
Публикуется по решению Ученого совета Оренбургского государственного педагогического университета Авторы: Маликова Валентина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор Литвиненко Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент Рецензенты: Соколова Л.Б., доктор педагогических наук, профессор; Маликова И.В., кандидат психологических наук Маликова В.А., Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Оренбург: ГУ РЦРО, 2007. – …..с. В научно-методическом пособии описаны типичные проблемы социально-психологической адаптации младших подростков, методики для диагностики адаптационного процесса учащихся при переходе из начальной в основную школу, представлены программы групповой и индивидуальной коррекционноразвивающей работы с детьми 11-12 лет с трудностями в адаптации. 2
Стр.2
Введение Научно-методическое пособие посвящено одной из актуальных проблем психолого-педагогической теории и практики – проблеме социальнопсихологической адаптации младших подростков к образовательной среде школы. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько "приноравливания", "приспособления", сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. Адаптация включающая момент активности со стороны личности, сопровождается определенными сдвигами в ее структуре. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме. С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса социально-психологической адаптации особое значение приобретают периоды перехода от одного возрастного этапа к другому, характеризующиеся резкой сменой социальной ситуации развития и качественными изменениями в структуре личности. В отечественной психологии признается особая роль в общем психическом развитии ребенка критических периодов, как периодов, знаменующих "диалектический скачок к новому качеству" (Л.С.Выготский, 1984), "качественный сдвиг в развитии" (А.Н.Леонтьев, 1972), "переломный этап онтогенетического развития" (Л.И.Божович, 1968). Установлена своеобразная цикличность в напряжении адаптационных механизмов, ответственных за психическое здоровье школьников и зависящих от особенностей протекания "критических периодов" индивидуального развития и динамики воздействия различных социально-педагогических факторов. Наиболее низкие показатели психического здоровья регистрируется в 1, 5 и 9-м классах – периодах обучения, совпадающих с кризисами возрастного развития 6-7, 11-12 и 15-16 лет и обусловливающих повышенный уровень стрессированности учащихся (начало обучения, переход к предметному обучению, пубертатный период и выбор дальнейшего маршрута обучения). В связи с этим заслуживает внимания проблема социально-психологической адаптации младших подростков в переходный период жизнедеятельности из начальной в основную школу. Г.А.Цукерман отмечает, что при переходе из начальной в основную школу происходит синхронизация двух кризисов: образовательного кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе жизни школьников и возрастного кризиса, связанного с существенными внутренними изменениями, которые приводят к распаду устоявшейся системы связей и отношений человека с другими людьми и построением основ для новой формы жизнедеятельности. В этот период школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющимся условиям учебной деятельности, к более широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания и формирования Образа-Я. Профилактика и коррекция отклонений в соци3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.