Richard Shell Bargaining for Advantage: Negotiation Strategies for Reasonable People 2nd edition Penguin Books Ричард Шелл Удачные переговоры Уортонский метод Перевод с английского Николая Мезина Москва Манн, Иванов и Фербер 2012 УДК 331.106.42+808.5 ББК 83.7 Ш44 Издано с разрешения Viking, a division of Penguin Group и агентства Нюрнберг. <...> Свойства личности не железобетонные конструкции, но именно они серьезно влияют на поведение человека за столом переговоров. <...> Искренне надеюсь, что она станет надежным проводником в увлекательном (и потенциально прибыльном) путешествии, которое открывает перед нами жизнь, — успешных переговорах. <...> Опытные переговорщики знают, что каждый случай уникален и нет такой схемы, которая могла бы работать на всех переговорах. <...> В поисках идей, которые помогают достичь наилучших результатов за столом переговоров, я перелопатил массу научной и популярной литературы. <...> Но есть одна истина, описывающая успешный переговорный стиль: чтобы стать хорошим переговорщиком, нужно и за столом переговоров оставаться собой. <...> Опытные переговорщики, например, следя за развитием обсуждения, замечают не только предложения, контрпредложения и завершающие ходы. <...> В первой части книги идет речь о шести составляющих, или шести основаниях, успешных переговоров: это ваш личный переговорный стиль, ваши цели и ожидания, признанные стандарты и нормы, отношения, интересы другой стороны и, наконец, самая важная область переговорных факторов — преимущества (об этом подробно в главе 6). <...> Рокфеллер Старший и Эндрю Карнеги, выдающиеся дельцы наших дней Г. Уэйн Хайзенга и Дональд Трамп, исторические личности типа Махатмы Ганди и Бенджамина Франклина и многие другие, не столь известные, но не менее талантливые бизнесмены и общественные деятели. <...> ШЕСТЬ ОСНОВ УСПЕШНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Ваш индивидуальный стиль Признанные стандарты и нормы Интересы другой стороны Цели и ожидания Четвертое основание: отношения Преимущество 1 ВАШ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Пеки из муки, которая есть. <...> Датская поговорка <...>
Удачные_переговоры.pdf
УДК 331.106.42+808.5
ББК 83.7
Ш44
Издано с разрешения
Viking, a division of Penguin Group
и агентства Нюрнберг.
Шелл, Р.
Ш44 Удачные переговоры. Уортонский метод / Ричард Шелл; пер. с англ. Н. Мезина. —
М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 288 с.
ISBN 978-5-91657-398-5
Эта книга поможет вам правильно формулировать цели переговоров и добиваться их.
Тщательное планирование и подготовка, внимательное выслушивание и реагирование на
«сигналы» оппонента во время общения — на этих «трех китах» основан пошаговый подход
к переговорам, который предлагает профессор Ричард Шелл.
Автор книги — профессор Ричард Шелл — создатель и руководитель Центра обучения
переговорам Уортонской школы бизнеса. Его услугами пользуются в десятках корпораций
от General Electric до Citibank, а книги Шелла переведены на два десятка языков и изданы
многомиллиоными тиражами.
УДК 331.106.42+808.5
ББК 83.7
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© G. Richard Shell, 2012
ISBN 978-5-91657-398-5
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2012
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
От автора .................................................................................................. 13
Пролог: ваш ход ........................................................................................ 15
Информационный подход к переговорам...............................................18
Научиться можно только на практике ................................................... 19
Часть I. Шесть основ успешных переговоров
1. Ваш индивидуальный стиль ...............................................................22
Сказанное горам ......................................................................................... 23
Тропой переговоров ................................................................................... 24
Мы все переговорщики ............................................................................. 25
Каков ваш стиль? ........................................................................................ 27
Сотрудничество против состязательности ........................................... 32
Пол и культура ............................................................................................ 34
От стиля — к эффективности .................................................................. 40
От Манхэттена до горы Меру ................................................................... 43
Ваш переговорный стиль .......................................................................... 44
2. Цели и ожидания .................................................................................45
Цели: если не целишься — не попадешь ................................................ 47
Цели против «отправных точек» ............................................................. 49
Чего вы хотите на самом деле? ..................................................................52
Выберите оптимистичную разумную цель ............................................ 53
Четко представляйте себе цели ................................................................ 56
Стр.5
6
Удачные переговоры. Уортонский метод
Настройтесь решительно. Запишите свою цель и говорите о ней .......56
Носите с собой список целей .................................................................... 58
Резюме ........................................................................................................... 59
Ставьте эффективные цели ....................................................................... 59
3. Признанные стандарты и нормы........................................................60
История о двух свиньях .............................................................................61
От свиней к ценникам: значение стандартов ........................................ 62
Психологический факт: мы все хотим казаться благоразумными ... 63
Принцип последовательности и «нормативный рычаг» ..................... 64
Берегитесь «ловушек последовательности» ........................................... 66
Обращение к публике ................................................................................ 68
Махатма Ганди едет первым классом ..................................................... 68
Нормы и стандарты на рынках ................................................................ 70
Позиционирующие лозунги:
«Америка неполного дня — не пройдет» ............................................... 72
Власть авторитетов ......................................................................................74
Заключение .................................................................................................. 77
Поставить нормы и стандарты себе на службу: резюме ..................... 78
4. Четвертое основание: отношения ...................................................... 79
Норма взаимности ...................................................................................... 80
Джон Морган обретает друга ....................................................................81
Игра в ультиматум: тест на справедливость ......................................... 82
Фактор отношений и подготовка к переговорам ................................. 84
Личные отношения против рабочих ...................................................... 87
Психологические стратегии формирования рабочих отношений .......89
Отношения и ловушки на беспечных ..................................................... 94
Резюме ........................................................................................................... 96
Фактор отношений ..................................................................................... 96
5. Интересы другой стороны ..................................................................97
Узнай цели оппонента ................................................................................ 99
Планирование у искусных переговорщиков ........................................101
Выясните, чей голос решает ....................................................................102
Какую выгоду может получить другая сторона,
если поможет вам достичь ваших целей? ............................................ 104
Какие интересы могут помешать согласию:
где другая сторона может сказать «нет» .............................................. 106
Стр.6
Содержание
Ищите возможности решать проблемы, одновременно
преследуя собственные цели .................................................................. 108
Резюме ......................................................................................................... 109
Интересы другой стороны ...................................................................... 109
6. Преимущество .................................................................................... 110
Преимущество: соотношение потребностей и страхов ......................113
Ханафитский захват в Вашингтоне .......................................................114
В чьих руках статус-кво? ..........................................................................115
Угрозы должны быть убедительны ........................................................116
На кого работает время? ...........................................................................117
Раскручиваем маховик: делайте мелкие уступки ................................118
Другой стороне есть что терять, если не получится договориться ......120
Три типа преимущества: позитивное, негативное, нормативное ......122
Мощь коалиций ........................................................................................ 127
Распространенные заблуждения о преимуществах .......................... 128
Преимущество в семейных, служебных и иных спорах ................... 134
Преимущество: резюме ............................................................................ 136
Часть II. Процесс переговоров
7. Шаг 1: разработка стратегии ............................................................. 138
Четыре стадии переговоров .....................................................................139
Подготовка, шаг 1: оцените ситуацию ...................................................141
«Мистер Морган, здесь, видимо, какая-то ошибка» ...........................143
«Если вы не сочтете, что я смогу прожить на меньшую сумму» ......145
Гастрономический договор Бенджамина Франклина ........................146
Подготовка, шаг 2: соответствие ситуации, стратегии и стиля........148
Подготовка, шаг 3: увидеть ситуацию с точки зрения оппонента ....... 149
Подготовка, шаг 4: выбрать модус общения ........................................ 150
Резюме: ваш план переговоров ...............................................................157
Заключение ................................................................................................ 158
8. Шаг 2: обмен информацией ............................................................... 160
Задача 1: установить личный контакт ...................................................162
Принцип подобия ..................................................................................... 164
Опасности на этапе контакта: недо- и пере- ........................................165
Задача 2: собрать сведения об интересах ..............................................166
Сначала расспроси, потом раскрывайся ...............................................170
Задача 3: сообщить об ожиданиях и преимуществах .........................174
7
Стр.7
8
Удачные переговоры. Уортонский метод
Заключение .................................................................................................177
Обмен информацией: резюме ..................................................................178
9. Шаг 3: начало прений, встречные уступки ...................................... 179
Тактические вопросы............................................................................... 180
Вопрос 1: предлагать или ждать? ........................................................... 180
Вопрос 2: просить смело или благоразумно? .......................................183
Почему при разовых сделках оправдан оптимистический запрос? ..... 184
Оптимистическое начало: некоторые предосторожности ................185
Вопрос 3: какой стратегии лучше придерживаться, делая уступки? ... 187
Уступки и ситуационная матрица ..........................................................188
Спор по каждому пункту или обмен пунктами:
соединительный подход к переговорам ................................................191
Несколько слов о приеме «добрый» и «злой» ...................................... 196
Заключение ................................................................................................ 197
Начало и взаимные уступки: резюме .................................................... 198
10. Шаг 4: завершение и гарантии ........................................................ 199
Призвание варваров ................................................................................. 200
Фактор 1: ускорить события, используя эффект дефицита .............. 202
Вернемся к варварам ................................................................................ 206
Фактор 2: чрезмерная вовлеченность ................................................... 207
Использовать боязнь потери .................................................................. 207
Последний взгляд на Крейвиса и RJR ................................................... 209
Мягкие тактики завершения: не разделить ли нам разницу? .......... 209
Что будет, если переговоры сорвутся? ...................................................212
Запустить переговоры заново .................................................................213
Не удовлетворяйтесь соглашением — добейтесь гарантий ...............216
Четыре степени гарантии .........................................................................217
Заключение ................................................................................................ 220
11. Торгуясь с дьяволом, не продать душу: этика в переговорах ...... 222
Главная этическая проблема переговорщика ..................................... 224
Этика — сначала, а не потом .................................................................. 226
Минимальное требование: соблюдай закон ........................................ 227
Не только закон: взгляд на этику .......................................................... 235
Три школы переговорной этики ............................................................ 236
Три этические школы в действии .......................................................... 242
Торг с дьяволом: искусство самозащиты ............................................. 244
«Это была моя личная цена» .................................................................. 245
Стр.8
Содержание
Ценовая война ........................................................................................... 246
Тактики защиты от неэтичных переговорщиков ............................... 247
Арсенал прохвоста ....................................................................................251
Заключение ................................................................................................ 254
Этика: резюме ............................................................................................ 255
12. Заключение: как стать успешным переговорщиком .................... 256
И еще раз об эффективности .................................................................. 258
Семь советов для слишком сговорчивых............................................. 259
Семь советов для слишком задиристых ............................................... 262
И напоследок ............................................................................................. 263
Приложение A. Ваш переговорный стиль ........................................... 265
Шаг 1: опросный лист .............................................................................. 266
Шаг 2: запишите результаты .................................................................. 269
Шаг 3: введите результаты в матрицу ................................................... 269
Дальнейший разбор вашего личного переговорного стиля ..............271
Приложение B. Переговорный план
(информационноцентричные переговоры) ........................................ 281
9
Стр.9