Эта книга принадлежит Контакты владельца Эту книгу хорошо дополняют: Великие по собственному выбору Джим Коллинз и Мортен Хансен Оставь свой след Блейк Майкоски Доставляя счастье Тони Шей Правила Zappos Джозеф Мичелли Hiroshi Mikitani Marketplace 3.0 Rewriting the Rules of Borderless Business PALGRAVE MACMILLAN Хироси Микитани Маркетплейс 3.0 Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя Rakuten — одного из крупнейших интернет-магазинов в мире Перевод с английского Оксаны Медведь Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014 УДК 65.011.1 ББК 65.290 М59 На русском языке публикуется впервые Издано с разрешения литературного агентства Susan Schulman Микитани Х. <...> ISBN 978-5-91657-926-0 Увлекательный рассказ основателя крупнейшей глобальной интернет-компании Rakuten Хироси Микитани о ее развитии в Японии и во всем мире. <...> В 1996-м, когда мне исполнился 31 год, я совершил нечто немыслимое — уволился из Industrial Bank of Japan (IBJ). <...> — Однажды вы вернетесь, чтобы сотрудничать с нами, — заверил мой к тому моменту уже бывший начальник из IBJ. <...> На протяжении почти всей своей жизни — и на студенческой скамье, и создавая свою первую компанию, и сегодня, в нынешнем статусе CEO* и лидера крупной корпорации, — я относился к установившимся правилам как к чему-то такому, что непременно нужно оспаривать и при необходимости ломать и переписывать. <...> Сразу после создания Rakuten, открыв свой первый интер нет-магазин, мы предоставили розничным продавцам право настраивать свои сайты по собственному усмотрению. <...> Как известно, по правилам корпоративного поведения сотрудники японских компаний обязаны общаться на японском языке. <...> Мир переходит на экономику без границ, и многие японские компании, изо всех сил цеплявшиеся за японский язык, оказались, если можно так выразиться, на обочине жизни. <...> Так вот, разрабатывая концепцию англизации Rakuten, я, по сути, повторил этот процесс. <...> Момент озарения Если мой английский улучшался и совершенствовался постепенно, то мое видение англизации сформировалось совсем иначе. <...> В 2008 <...>
Маркетплейс_3.0.pdf
УДК 65.011.1
ББК 65.290
М59
На русском языке публикуется впервые
Издано с разрешения литературного агентства Susan Schulman
Микитани Х.
М59 Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя
Ra kuten — одного из крупнейших интернет-магазинов в мире / Хироси Ми китани
; пер. с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 288 с.
ISBN 978-5-91657-926-0
Увлекательный рассказ основателя крупнейшей глобальной интернет-компании
Rakuten Хироси Микитани о ее развитии в Японии и во всем мире. Одна из первых
книг, написанных от первого лица компании — лидера новой экономики.
УДК 65.011.1
ББК 65.290
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-91657-926-0
© Hiroshi Mikitani, 2013
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.6
Оглавление
Введение. Зачем переписывать правила? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 1. Переписываем правила языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Почему английский?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Мои личные отношения с английским . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Момент озарения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Реализация плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Что было дальше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Влияние англизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Проблемы и трудности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Глава 2. Переписываем правила распределения
полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Расширение круга полномочий и возможностей клиентов . . . .42
Расширение круга полномочий и возможностей сотрудников. . .48
Как избежать хаоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Расширение круга собственных полномочий
и возможностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Расширение круга полномочий и возможностей
окружающих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Урок, который я выучил благодаря пиратам . . . . . . . . . . . . . . . .63
Глава 3. Переписываем правила расширения бизнеса . . . . . . . . .67
Формирование глобального мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Разработка глобального продукта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Стр.7
8
Маркетплейс 3.0
Создание глобальной маркетинговой программы . . . . . . . . . . . .79
Важность выбора: «федерализм» или «империализм» . . . . . . . .81
Управление персоналом в глобальном бизнесе . . . . . . . . . . . . . . . .85
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Глава 4. Переписываем правила приобретения компаний . . . .106
Зачем выкупать компании? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Как мы приобретаем компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Когда приобретение терпит крах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
После приобретения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Приобретения ради всеобщего блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Глава 5. Переписываем правила корпоративной культуры . . .127
Пять принципов успеха Rakuten . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
Будущее нашей корпоративной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Глава 6. Переписываем правила использования интернета . . .156
Что такое интернет? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Новая виртуальная граница: социальные медиа . . . . . . . . . . . .175
Будущее интернета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Глава 7. Переписываем правила электронной торговли . . . . . .193
Как люди покупают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Шопинг-разведка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Весело — значит прибыльно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Веселье — значит гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
Сила участия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Будущее модели шопинг-разведки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
Глава 8. Переписываем правила работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Что такое скорость? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Как повысить личную скорость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .218
Как повысить общекорпоративную скорость . . . . . . . . . . . . . .225
Измерения ради повышения скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
Меры повышения скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Стр.8
Оглавление
Как повысить скорость государства и общества . . . . . . . . . .243
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
Глава 9. Переписываем правила благотворительности . . . . . . .246
Как мы отдаем долг обществу через общественные
институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
Как мы отдаем долг обществу через партнерство . . . . . . . . .261
Как мы отдаем долг обществу при помощи
благотворительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
Бизнес — это больше, чем деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
Эпилог. Что нас ждет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Изменится природа денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
Национальные границы перестанут сдерживать
торговлю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
Национальные границы перестанут ограничивать образ
мышления людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
9
Стр.9