Павел Меньшиков без авралов и проблем Руководство для главного бухгалтера Бухгалтерия Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014 УДК 657.1 ББК 65.052.2 М51 Меньшиков, П. <...> Она о том, как создать эффективную бухгалтерию, сделать ее уважаемым и высокооплачиваемым подразделением; как разрешить постоянное противоречие между ней и остальными отделами компании и найти взаимопонимание с генеральным директором; как выстроить работу в команде и не забывать о собственной карьере. <...> В чем заключается роль бухгалтерии в современных компаниях . <...> Что такое «несвойственные функции» бухгалтерии и что с ними делать . <...> Как главному бухгалтеру побороть постоянную нехватку времени . <...> Почему необходимо регулярно проводить инвентаризацию рабочего времени бухгалтерии и как правильно это делать . <...> Взгляд сверху — инвентаризация работы главного бухгалтера . <...> Как оценить эффективность и рассчитать реальный процент загрузки каждого сотрудника бухгалтерии . <...> Нормативные резервы времени для сотрудников бухгалтерии . <...> Как рассчитать бюджет на содержание бухгалтерии в конкретной компании . <...> Как рассчитать оптимальную загрузку сотрудников с учетом резервов . <...> Основные причины низкой эффективности работы сотрудников, которые может устранить только главный бухгалтер . <...> Основные требования к правильной настройке бухгалтерской программы . <...> Несколько слов об аутсорсинге бухгалтерской функции . <...> Выращивание сотрудников: как организовать новому бухгалтеру активный испытательный срок . <...> Как главному бухгалтеру не забывать о собственной карьере . <...> Почему главный бухгалтер зарабатывает столько, сколько зарабатывает . <...> Недопонимание проблем главного бухгалтера со стороны генерального директора. <...> Смежные отделы нас тоже не понимают, особенно коммерческая служба. <...> Проблема с собственными кадрами — грамотных бухгалтеров найти сложно, особенно на такую зарплату, которую готов платить генеральный директор. <...> А при авралах некогда заниматься <...>
Бухгалтерия_без_авралов_и_проблем..pdf
УДК 657.1
ББК 65.052.2
М51
Меньшиков, П. В.
М51 Бухгалтерия без авралов и проблем. Руководство для главного бухгалтера /
Павел Меньшиков. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 336 c.
ISBN 978-5-00057-014-2
Эта книга написана главным бухгалтером для главных бухгалтеров. Она о том,
как создать эффективную бухгалтерию, сделать ее уважаемым и высокооплачиваемым
подразделением; как разрешить постоянное противоречие между
ней и остальными отделами компании и найти взаимопонимание с генеральным
директором; как выстроить работу в команде и не забывать о собственной
карьере.
УДК 657.1
ББК 65.052.2
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Меньшиков П. В., 2013
ISBN 978-5-00057-014-2
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.4
Оглавление
Глава 1. Здравствуйте, на что жалуетесь?
Проблемы современных бухгалтерий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. В чем заключается роль бухгалтерии
в современных компаниях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Что такое «несвойственные функции» бухгалтерии
и что с ними делать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2. Приоритет «хорошего человека» перед должностью
или организационной структурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 3. За что бухгалтерия получает зарплату?
Продукты бухгалтерии и их свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1. Первое свойство продукта — измеримость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.2. Второе свойство продукта — наличие заказчика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.3. Третье свойство продукта — уровень качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.4. Текущие и инвестиционные продукты бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Глава 4. Как главному бухгалтеру побороть
постоянную нехватку времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
4.1. Почему необходимо регулярно проводить инвентаризацию
рабочего времени бухгалтерии и как правильно это делать . . . . . . . . . 39
4.2. Взгляд сверху — инвентаризация работы главного бухгалтера . . . . . . 40
4.3. «Убийцы» рабочего времени главного бухгалтера и методы
борьбы с ними . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
4.4. Природа периодических авралов и как ее обуздать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
4.5. Инвентаризация рабочего дня бухгалтера — взгляд снизу . . . . . . . . . 56
Глава 5. Как оценить эффективность и рассчитать реальный процент
загрузки каждого сотрудника бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
5.1. Язык цифр вместо эмоций и слов-паразитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
5.2. В чем заключаются тонкости нормирования сложных
бухгалтерских продуктов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
5.3. Как самостоятельно разработать нужный норматив . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
5.4. Примеры бухгалтерских нормативов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Стр.5
6
Бухгалтерия без авралов и проблем
5.5. Нормативные резервы времени для сотрудников бухгалтерии . . . . . . 86
5.6. Как сделать работу с нормативами приятной, а главное —
полезной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Глава 6. Как рассчитать бюджет на содержание бухгалтерии
в конкретной компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
6.1. Соотношение общей численности компании и численности
бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
6.2. Перечень бухгалтерских должностей и их основные функции . . . . . . . 96
6.3. Подсчет фактического объема работы, выполненной
бухгалтером в течение месяца, в часах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
6.4. Подсчет фактического объема работы, выполненной
бухгалтером в течение месяца, в рублях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
6.5. Как рассчитать оптимальную загрузку сотрудников
с учетом резервов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
6.6. Источники снижения расходов на бухгалтерию без потери
качества и сокращения численности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Глава 7. Как помочь сотрудникам начать работать эффективнее . . . . . . . . 108
7.1. Скрытые резервы для роста общей производительности
труда в бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
7.2. Основные причины низкой эффективности, с которыми
сотрудники должны бороться непрерывно и самостоятельно . . . . 111
7.3. Основные причины низкой эффективности работы сотрудников,
которые может устранить только главный бухгалтер . . . . . . . . . . . . . . . . 116
7.4. Несколько простых, но действенных приемов
совершенствования процесса работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Глава 8. Какую инфраструктуру необходимо создать
для эффективной работы бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
8.1. Какие моменты обязательно стоит отразить в Положении
о бухгалтерии и должностных инструкциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
8.2. Что такое инструкции на рабочие места и как их написать . . . . . . . . 132
8.3. Как формализовать внутренние бизнес-процессы
и документооборот бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
8.4. Основные требования к правильной настройке
бухгалтерской программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
8.5. Как наладить эффективное взаимодействие с программистами . . . . . 155
8.6. Несколько слов об аутсорсинге бухгалтерской функции . . . . . . . . . . . 159
Стр.6
Оглавление
Глава 9. Как выстроить в бухгалтерии систему делегирования
и внутреннего контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
9.1. Какую работу обязательно следует делегировать
и как это лучше делать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
9.2. Каким должен быть контроль подчиненных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
9.3. С чего начать построение системы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
9.4. Как сократить количество ошибок и при этом тратить
меньше времени на контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
9.5. Как организовать непрерывный процесс обучения
и наставничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Глава 10. Как главному бухгалтеру организовать работу с кадрами . . . . . 175
10.1. Какой сотрудник нам нужен — основные знания
и практические навыки бухгалтеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
10.2. Поиск новых сотрудников: решение проблемы
кадрового голода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
10.3. Поиск новых сотрудников: плохое резюме
и хорошая вакансия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
10.4. Поиск новых сотрудников: важнейшие принципы отбора . . . . . . . . . 205
10.5. Выращивание сотрудников: как организовать
новому бухгалтеру активный испытательный срок . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
10.6. Удержание сотрудников: текучка — это хорошо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
10.7. Как отдавать поручения, чтобы они выполнялись
качественно и в срок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Глава 11. Что обязательно нужно учесть при разработке
системы мотивации сотрудников бухгалтерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
11.1. Основные принципы современной системы мотивации . . . . . . . . . . . . 236
11.2. Три формы стимулирования сотрудников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
11.3. Разработка показателей системы мотивации, или
Из каких частей должна складываться зарплата бухгалтера . . . . . . . . . 241
11.4. Несколько слов об отрицательной мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
11.5. Как рассчитать оптимальный размер заработной платы
бухгалтера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
11.6. Гигиенические и мотивирующие факторы, влияющие
на производительность труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
11.7. Как мотивировать подчиненных на рост —
системный статус сотрудника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
7
Стр.7
8
Бухгалтерия без авралов и проблем
Глава 12. Как существенно повысить авторитет главного бухгалтера
и бухгалтерии в целом в глазах генерального директора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
12.1. Выстраивание взаимоотношений с новым генеральным
директором . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
12.2. Чего на самом деле хочет генеральный директор от бухгалтерии . . . 260
12.3. Как достучаться до руководителя, то есть начать
разговаривать с ним на одном языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
12.4. Что делать, если генеральный директор чего-то не понимает . . . . . 263
12.5. Как правильно выстраивать свою позицию, когда генеральный
директор нагружает бухгалтерию дополнительной работой . . . . . . 265
12.6. Как сломать стереотип «бухгалтерии-нахлебника» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Глава 13. Как добиться от смежных подразделений качества
и своевременности поступления первичных документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
13.1. Разъяснить, помочь и заинтересовать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
13.2. Как сломать стереотип «бухгалтерия — враг народа» . . . . . . . . . . . . . . . 275
13.3. Как разграничить ответственность, не испортив отношения . . . . . 277
13.4. Что делать, если ничего не помогает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Глава 14. Как построить эффективные коммуникации
с внешними контрагентами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
14.1. Типы контрагентов по способу построения отношений . . . . . . . . . . . . 281
14.2. Как организовать работу с контрагентами,
которые зависят от нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
14.3. Какая внутренняя отчетность потребуется для эффективной
работы с контрагентами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
14.4. Как наладить отношения, если на менеджеров надежды нет . . . . . . 288
Глава 15. Как главному бухгалтеру не забывать о собственной карьере . . . . 289
15.1. Что означает выражение «главный бухгалтер — профессионал» . . . . 289
15.2. Почему главный бухгалтер зарабатывает столько,
сколько зарабатывает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
15.3. Куда и как расти главному бухгалтеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Глава 16. С чего начать проект «Наведение порядка в бухгалтерии» . . . 308
16.1. Как распутать клубок взаимосвязанных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
16.2. Что делать завтра, через неделю, месяц, квартал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Стр.8