Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) МГЛУ ЕАЛИ Кафедра рекламы и связей с общественностью М.Ф. Желновакова ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА Учебно-методическое пособие Иркутск 2015 г. ББК 76.065 Печатается по решению редакционно-издательского совета Евразийского лингвистического института МГЛУ Желновакова М.Ф. <...> Учебно-методические пособие включает теоретические материалы, вопросы для обсуждения, список рекомендованной литературы, задания для самостоятельной работы, в том числе журналистские тексты для анализа и кейсы из профессиональной практики, а также глоссарий и выдержки из законодательства РФ в части регулирования деятельности деловых СМИ. <...> Рецензент: Заграйская Ю.С., к.п.н., заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью ЕАЛИ МГЛУ. <...> Деловое сообщество как объект отображения деловой журналистики. <...> Организация сбора материала и методика создания медиатекстов . <...> 25 Вопросы к контрольной аттестации по дисциплине «Деловая журналистика» . <...> СМИ и обмен информацией между участниками деловой коммуникации 3. <...> Деловые СМИ как организатор диалога между субъектами гражданского общества 5. <...> Деловые коммуникации – это процесс информационного взаимодействия, направленный на развитие той или иной деловой активности: производственной, научной, маркетинговой, финансовой и т.д. <...> Одним из важнейших каналов деловой коммуникации являются деловые средства массовой информации. <...> Деловая журналистика – это вид журналистики, освещающий вопросы, события и дающий анализ тенденций развития бизнеса, экономики в целом, а также делового климата и деятельности органов власти в той мере, которая относится к жизни делового сообщества. <...> Основная цель деловой журналистики состоит <...>
Деловая_журналистика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт
в г. Иркутске (филиал)
МГЛУ ЕАЛИ
Кафедра рекламы и связей с общественностью
М.Ф. Желновакова
ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Учебно-методическое пособие
Иркутск
2015 г.
Стр.1
ББК 76.065
Печатается по решению редакционно-издательского совета Евразийского
лингвистического института МГЛУ
Желновакова М.Ф. Деловая журналистика: учебно-методическое пособие
[Электронное издание] / М. Ф. Желновакова. – Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2015. –
45 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Деловая журналистика»
предназначено для студентов, обучающихся по специальности 031600 Реклама
и связи с общественностью. Пособие может быть использовано как для
самостоятельной, так и аудиторной работы.
Учебно-методические пособие включает теоретические материалы,
вопросы для обсуждения, список рекомендованной литературы, задания для
самостоятельной работы, в том числе журналистские тексты для анализа и
кейсы из профессиональной практики, а также глоссарий и выдержки из
законодательства РФ в части регулирования деятельности деловых СМИ.
Учебно-методические
пособие
полностью соответствует
Государственному образовательному стандарту ВПО и учебной программе
дисциплины.
Рецензент:
Заграйская Ю.С., к.п.н., заведующий кафедрой рекламы и связей с
общественностью ЕАЛИ МГЛУ.
© МГЛУ ЕАЛИ, 2015
Стр.2
Оглавление
Тема 1. Введение в дисциплину. Место и роль деловых СМИ в системе деловых коммуникаций
России ............................................................................................................................................................. 4
Тема 2. Деловое сообщество как объект отображения деловой журналистики. Специфика делового
сообщества России и СФО ............................................................................................................................. 7
Тема 3. Рынок деловых СМИ ......................................................................................................................... 9
Тема 4. Жанры деловой прессы ................................................................................................................. 12
Тема 5. Функции заголовка в деловой прессе .......................................................................................... 14
Тема 6. Новость в деловой журналистике ................................................................................................. 16
Тема 7. Аналитика в деловой прессе ......................................................................................................... 18
Тема 8. Организация сбора материала и методика создания медиатекстов ........................................ 20
Тема 9. Особенности работы с ньюсмейкерами в деловой прессе ........................................................ 22
Тема 10. Свобода слова. Правовое регулирование деятельности деловых СМИ ................................. 25
Вопросы к контрольной аттестации по дисциплине «Деловая журналистика» .................................... 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ............................................................................................................................................ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ............................................................................................................................................ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ............................................................................................................................................ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ............................................................................................................................................ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ............................................................................................................................................ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ............................................................................................................................................ 44
Стр.3
Тема 1. Введение в дисциплину. Место и роль деловых СМИ в системе
деловых коммуникаций России
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «деловая коммуникация»
2. СМИ и обмен информацией между участниками деловой коммуникации
3. Глобализация, медиатизация и современные деловые коммуникации
4. Деловые СМИ как организатор диалога между субъектами гражданского
общества
5. История возникновения и актуальные проблемы деловой журналистики
6. Специфика российской деловой журналистики.
Деловые коммуникации – это процесс информационного взаимодействия,
направленный на развитие той или иной деловой активности:
производственной, научной, маркетинговой, финансовой и т.д.
Традиционно систему деловой коммуникации представляют следующим
образом:
В2В (Business-to-business) – коммуникации с бизнес-партнерами;
В2С (Business-to-client) - взаимодействие с клиентами;
В2Р (Business-to-personal) – взаимодействие с персоналом;
PR (Public Relations) – связи с общественность, в т.ч. GR (Government
Relations) – коммуникации с представителями органов государственной
и муниципальной власти.
Одним из важнейших каналов деловой коммуникации являются деловые
средства массовой информации.
Деловая журналистика – это вид журналистики, освещающий вопросы,
события и дающий анализ тенденций развития бизнеса, экономики в целом, а
также делового климата и деятельности органов власти в той мере, которая
относится к жизни делового сообщества. Основная цель деловой
журналистики состоит не только в отражении текущих событий в экономике,
но и донесении до аудитории информации, создающий целостную картину
происходящего в деловом мире.
Стр.4
Деловая журналистика традиционно представлена в виде печатных СМИ –
газет и журналов. Деловые радиоканалы и телевизионные каналы являются
крайне редким явлением, особенно на региональном уровне. Так, деловое
телевидение в России представлено единственным на сегодня
специализированным федеральным каналом «РБК ТВ» (входит в группу
РосБизнесКонсалтинг - РБК), вещающим с 2003 г. Радиоэфир делят между
собой две радиостанции экономической направленности «Business FM» и
«Коммерсант FM».
В последнее время деловые коммуникации все чаще перемещаются в
Интернет-пространство, где функционируют деловые информационные
агентства (например, РБК), мультипорталы, также во всемирной сети вещает
ряд Интернет-телевизионных и Интернет-радио каналов.
Основную часть делового медиарынка контролируют крупные медиагруппы, в
составе которых бизнес-медиа сконцентрированы чаще по вертикальному (ИД
Родионова, ИД «Коммерсантъ», ИД «Экономическая газета»), но также и по
диагональному принципу (например, группа «Эксперт», РБК).
Деловая журналистика началась зарождаться в Западной Европе в конце 16 –
начале 17 вв., когда крупные купеческие дома стали создавать
информационные бюро, которые находили для них торговую информацию,
которая была представлена в виде небольших рукописных листков.
Постепенно такие бюро превратились в влиятельные экономические газеты и
журналы.
В России только в конце 18 века стали появляться толстые журналы, где
печатались сведения об экономике, торговле, новых технологиях, в первую
очередь, в сельском хозяйстве. В первой половине 19 века стали появляться
первые ведомственные специализированные газеты и журналы, направленные
на специалистов. В царствование Александра II в России стал выходить
«Вестник промышленности» - первый в России журнал для
предпринимателей.
Стр.5