Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Лингвистика и преподавание русского языка в школе (165,00 руб.)

0   0
Первый авторПанов М. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц275
ID300082
АннотацияМ. В. Панов, крупнейший ученый современности, излагает студентам теорию Московской лингвистической (фортунатовской) школы на всех ее уровнях: лексика, фонетика, морфология, синтаксис — и показывает, как эту теорию можно интересно и доступно преподавать школьникам. Автор восстанавливает сотрудничество лингвистической науки и школы, плодотворно развивавшееся в первой трети XX в. трудами его учителей и предшественников: Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, М. Н. Петерсона, А. М. Пешковского, Р. И. Аванесова, В. Н. Сидорова, А. Б. Шапиро и др., показывает пути преодоления традиционного разлада школьной и научной грамматики. Заканчивает курс лекция, посвященная анализу стихотворных текстов.
Кому рекомендованоКнига может представлять интерес для студентов, школьных учителей, преподавателей высших учебных заведений, для ученых-лингвистов.
ISBN978-5-9906133-0-0
УДК811.161.1
ББК74.268.1Рус
Панов, М.В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе / М.В. Панов .— Москва : Языки славянской культуры, 2014 .— 275 с. : ил. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-ва: Языки славянской культуры, Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований» .— ISBN 978-5-9906133-0-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/300082 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

S TUD I A P HIL O L O GI CA Михаил Викторович Панов (21.09.1920—3.11.2001) — великий русский ученый, крупнейший представитель Московской лингвистической (фортунатовской) школы. <...> Московская фонологическая теория Истоки Московской фонологической теории: деятельность священников-миссионеров по созданию письменности инородческих языков России; теория Бодуэна де Куртенэ: принцип фонемной идентификации звуков, не требующий их фонетической близости, морфематизм. <...> Вопрос о терминах: неправильно говорить Московская фонологическая школа, правильно — Московская лингвистическая школа и Московская фонологическая теория. <...> Что такое части речи — грамматические (Ф. Ф. Фортунатов) или лексико-грамматические (Л. В. Щерба) классы? <...> Рад — прилагательное, хотя у него неполная грамматическая характеристика — категория «часть речи» относится к слову, а не к формам. <...> Зрелый и созрела — лексический класс один, а части речи разные. <...> Значит, для определения части речи лексический класс не нужен. <...> Глагол — часть речи, которая изменяется по наклонениям, вре115 85 Содержание менам и лицам. <...> Глагол обозначает процесс изменения во времени, но: Якутия занимает пространство, высится, простирается, столб показывает границу — процесса изменения во времени нет, но это глаголы: грамматическая характеристика оказывается сильнее лексического класса. <...> Язык — система: наличие прилагательного и глагола требует, чтобы было существительноевместилище признаков и производитель действия. <...> Вопросов, по которым определяются члены предложения, в предложении нет, между тем синтаксический анализ должен опираться на то, чем эти связи выражены. <...> Большинство назывных предложений — двусоставные с нулевым сказуемым. <...> Порядок слов как синтаксическое средство Второстепенные члены предложения. <...> Другой способ установления второстепенных членов — включение их в сочинительные конструкции (Аванесов 1936). <...> Порядок слов выражает связь предложений: положение подлежащего <...>
Лингвистика_и_преподавание_русского_языка_в_школе.pdf
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Лингвистика_и_преподавание_русского_языка_в_школе.pdf
М. В. Панов ЛИНГВИСТИКА И ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ФОНД «РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» МОСКВА 2014
Стр.6
 811.161.1  74.268.1  16                  «  (2012—2018 )»                                : - .  . .   16  . .       . — .:  «   », 2014. — 272 .; . — (Studia philologica). ISBN 978-5-9906133-0-0 . .  (1920—2001),   ,      ()     : , , ,  —  ,         .       ,       .     : . . , . . , . . , . . , . . , . . , . .   .,         .   ,    .      ,  ,    ,  -.  811.161.1  74.268.1      . . - «» ISBN 978-5-9906133-0-0 © . .  (), 2014 © .  , , , 2014 © . . , , 2014 ©  «   », 2014              .   ,  Garamond. . . . 17.  1000.   -  . .  .     15.12.2014.  60×90 1/16   «   ».  1117799000857. .: 8-495-959-52-60. : www.lrc-press.ru, www.lrc-lib.ru       ,       .     —  «», .: +7 (499) 255-77-57. .    1,
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ1 Предисловие 01.11.1995. Лекция 1. Лексика Пять принципов обучения школьников русскому языку. Синонимы. Словари синонимов: А. П. Евгеньевой, Н. Абрамова. Тематические группы слов. Язык имеет пространство. Толковые словари: В. И. Даля, Д. Н. Ушакова. История словаря Д. Н. Ушакова. 15. 11. 1995. Лекция 2. Фонетика Фонетика может научить детей думать. Фонетика — материал для наблюдения школьников. Фонетическая транскрипция. Мягкие зубные перед мягкими зубными. Звуки на месте буквосочетаний согласных. Согласные в позиции перед глухими. Звук [ъ]. Звук [j]. Классификация звуков: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Фонетические закономерности. 29.11.1995. Лекция 3. Московская фонологическая теория Истоки Московской фонологической теории: деятельность священников-миссионеров по созданию письменности инородческих языков России; теория Бодуэна де Куртенэ: принцип фонемной идентификации звуков, не требующий их фонетической близости, морфематизм. Статья Р. И. Аванесова и В. Н. Сидорова 1930 г. Политические нападки на теорию МФШ за «идеализм» и «солипсизм». Ленинградская школа фонологии. Дискуссия «москвичей» и «ленинградцев» о фонемном статусе [ы]—[и], твердых — мягких заднеязычных: 1 Содержание составлено публикатором. — Л. П. 65 47 10 30
Стр.8
6 Лингвистика и преподавание русского языка в школе к Ире — Кире. Пограничные сигналы. Разбор теории ЛФШ. Непоследовательность теории Л. В. Щербы. 13.12.1995. Лекция 4. Московская лингвистическая (фортунатовская) школа. Учителя В XIX в. школы сменяли одна другую: теорию А. А. Потебни сменили теории И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. Ф. Фортунатова. В ХХ в. школы сосуществуют, их три: структурализм, МЛШ, школа В. В. Виноградова. Семиотика. Понятие знака. Семиотика изучает общие законы знаковых систем, язык — одна из них. Противовес семиотике — МЛШ, которая понимает язык как уникальную семиотическую систему: все семиотические системы могут быть переданы с помощью языка, но не наоборот. Ф. Ф. Фортунатов — основоположник МЛШ. Открытие Ф. Ф. Фортунатова: язык есть отношение. Грамматическая форма слова определяется ее отношением к рядам слов с тождественным аффиксом и тождественной основой. Ученики Ф. Ф. Фортунатова: Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново, М. Н. Петерсон, В. К. Поржезинский. Второе поколение фортунатовской школы: Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, И. С. Ильинская, А. М. Сухотин. Вопрос о терминах: неправильно говорить Московская фонологическая школа, правильно — Московская лингвистическая школа и Московская фонологическая теория. Московский городской педагогический институт. Учителя: А. М. Сухотин, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. 14.02.1996. Лекция 5. Морфология. Части речи 20-е гг. — время открытий в педагогике. Методическая идея: ученики пишут учебник. Научные идеи школьного курса: язык — это система; идея позиционной системы; идея нейтрализации. Что такое части речи — грамматические (Ф. Ф. Фортунатов) или лексико-грамматические (Л. В. Щерба) классы? Рад — прилагательное, хотя у него неполная грамматическая характеристика — категория «часть речи» относится к слову, а не к формам. Зрелый и созрела — лексический класс один, а части речи разные. Значит, для определения части речи лексический класс не нужен. (Нина) Воздушная, уполномоченный и т. п. — существительные, потому что не изменяются по родам. Глагол — часть речи, которая изменяется по наклонениям, вре115 85
Стр.9
Содержание менам и лицам. Нет — глагол, по Дурново. Бух, шлеп, прыг — глаголы, т. к. изменяются по временам. Глагол обозначает процесс изменения во времени, но: Якутия занимает пространство, высится, простирается, столб показывает границу — процесса изменения во времени нет, но это глаголы: грамматическая характеристика оказывается сильнее лексического класса. Язык — система: наличие прилагательного и глагола требует, чтобы было существительное — вместилище признаков и производитель действия. Кенгуру имеет нулевые окончания со значением числа и падежа, имеет фиксированный род: эта кенгуру, этот кенгуру. Формируется новая часть речи — аналитическое прилагательное. Содержание работы школьников: поиски материала, его классификация — мыслительная работа. Как с детьми писать учебник (или главу учебника). 27.03.1996. Лекция 6. Синтаксис Синтаксис загроможден нелингвистическими понятиями: логическими, психологическими. Вопросов, по которым определяются члены предложения, в предложении нет, между тем синтаксический анализ должен опираться на то, чем эти связи выражены. Синтаксическая связь — это возможность по одним грамматическим формам в предложении угадать, предсказать другие, зависимые от них или господствующие над ними. А само предложение — это цепочка зависимостей между словами. Синтаксический разбор: от головы к хвосту (от подлежащего) — и от хвоста к голове (от самого последнего слова в цепочке зависимостей), причем второе измерение — от хвоста — позволяет думать о средствах выражения грамматического значения. С помощью частицы не можно по частям отрицать разные составные части глагольного значения: а) наклонение, б) число, в) время, г) вид. Частица не может отрицать конкретное номинативное значение, а может отрицать бытие подлежащего. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Сказуемое — бытийный глагол. Виды простых предложений. Большинство назывных предложений — двусоставные с нулевым сказуемым. Статус безличного предложения. В русском языке есть эргативная конструкция. Второстепенные члены предложения. 141 7
Стр.10
8 Лингвистика и преподавание русского языка в школе 10.04.1996. Лекция 7. Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Порядок слов как синтаксическое средство Второстепенные члены предложения. Почему вопросы как средство их определения недостаточны. Другой способ установления второстепенных членов — включение их в сочинительные конструкции (Аванесов 1936). Вопросы тоже нужны, потому что: 1) будучи местоимениями, позволяют абстрагироваться от лексического значения, 2) помогают строить словосочетание. Синтаксис текста. Порядок слов как синтаксическое средство. Сказ строится на инверсии. Порядок слов выражает связь предложений: положение подлежащего не в начале предложения выражает грамматическое значение: неупомянутости предмета / лица в предыдущем предложении, положение подлежащего в начале предложения — значение упомянутости данного лица / предмета, то есть указывает на связь предложений. Другие средства связи предложений в тексте — местоимения, семантические множители, детерминатор. Детерминатор: грамматическое значение — обозначение важного смысла, способ выражения — положение в начале предложения. «Относится ко всему предложению» — лишнее, потому что бессодержательно. Упражнения: усилить связь между предложениями в тексте; сделать текст более экспрессивным — как это сделать. Номинация и предикация; значения слов в позиции подлежащего и в позиции сказуемого. Обособленное определение — определение в пути от номинации к предикации. 24.04.1996. Лекция 8. Позиционные явления в морфологии и синтаксисе. Работа с текстом в школе Понятия, которые обладают большой ценностью в курсе русского языка: позиционное чередование и нейтрализация единиц. Фонетические эксперименты: прогрессивная ассимиляция. Разрушение в современном русском языке позиционных чередований «губной перед мягким заднеязычным»: на Покро[ф’к’]е, «зубной перед мягким губным»: [д’в’]верь, «зубной перед мягким зубным»: [з’д’]елать, [с’т’]ена, го[с’т’]ей. Появилось твердое [н] перед [ш’:]: стали[нш’:]ина. В языке надо поддерживать традицию и стараться ее сохранить — это предмет школьной орфоэпии. Позиционные чередования в морфонологии, их свойство — наличие исключений. Морфонологические чередования помогают узнавать грамматические формы, 193 165
Стр.11
Содержание т. к. окончание может быть невыразительным. Чередоваться могут не только звуки, но и грамматические значения — например значения Тв. падежа. У Д. падежа нет позиционного варьирования значений — только одно значение адресата. У Р. падежа несколько значений: одно из них — ‘часть предмета’: есть низ, верх двери, но нет гвоздь двери, окошко двери; другое — при словах, обозначающих личные, служебные, родственные и другие отношения: племянник жены, враг Петра, начальник брата, но не забулдыга Петра, начальник смелости. Позиционное варьирование прилагательных: Смелого пуля боится: существительное смелого не имеет согласующего существительного, не изменяется по родам. Красное здесь не подходит: форма на -ое, -ее позиционно заменяется существительным. Позиция — отсутствие согласующего существительного. Наречия на -о (заразительно хохотал) — это прилагательные в позиции при глаголе. Деепричастие — это глагол в функции наречия. Нейтрализация грамматических конструкций: Посещения больных его утомляют — нейтрализуются две конструкции: он посещает — посещения утомляют; его посещают — посещения утомляют. Работа с текстом в школе: 1) дети пишут стихи на заданные рифмы, смысл работы — в обсуждении вариантов, в стилистической работе; 2) на уроке анализируются хорошие тексты: В. Шукшина, В. Сурикова, Б. Пильняка — показываются грамматические средства, создающие их выразительность. 08.05.1996. Лекция 9. Анализ поэтического текста в школе Пять стихотворений о любви: А. Пушкин «Для берегов отчизны дальной», А. Григорьев «Цыганская венгерка», А. Анненский «Дальние руки», О. Мандельштам «За то, что я руки твои не сумел удержать», В. Маяковский «Тамара и Демон». Рассказ о Дне Победы на фронте. Три стихотворения М. В. Панова 266 222 9
Стр.12