М. В. Панов
ЛИНГВИСТИКА
И ПРЕПОДАВАНИЕ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В ШКОЛЕ
ФОНД «РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
МОСКВА 2014
Стр.6
811.161.1
74.268.1
16
« (2012—2018 )»
:
- . . .
16
. .
. — .:
« », 2014. —
272 .; . — (Studia philologica).
ISBN 978-5-9906133-0-0
. . (1920—2001), ,
()
: , , , — ,
.
,
. :
. . , . . , . . , . . ,
. . , . . , . . .,
.
, .
, ,
, -.
811.161.1
74.268.1
. . - «»
ISBN 978-5-9906133-0-0
© . . (), 2014
© . , , , 2014
© . . , , 2014
© « », 2014
.
, Garamond. . . . 17. 1000.
- . . .
15.12.2014. 60×90 1/16
« ».
1117799000857. .: 8-495-959-52-60. : www.lrc-press.ru, www.lrc-lib.ru
,
.
— «», .: +7 (499) 255-77-57.
. 1,
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ1
Предисловие
01.11.1995. Лекция 1. Лексика
Пять принципов обучения школьников русскому языку.
Синонимы. Словари синонимов: А. П. Евгеньевой,
Н. Абрамова. Тематические группы слов. Язык имеет пространство.
Толковые словари: В. И. Даля, Д. Н. Ушакова. История
словаря Д. Н. Ушакова.
15. 11. 1995. Лекция 2. Фонетика
Фонетика может научить детей думать. Фонетика — материал
для наблюдения школьников. Фонетическая транскрипция.
Мягкие зубные перед мягкими зубными. Звуки на месте буквосочетаний
согласных. Согласные в позиции перед глухими. Звук
[ъ]. Звук [j]. Классификация звуков: звонкие и глухие, твердые и
мягкие. Фонетические закономерности.
29.11.1995. Лекция 3. Московская фонологическая теория
Истоки Московской фонологической теории: деятельность
священников-миссионеров по созданию письменности
инородческих языков России; теория Бодуэна де Куртенэ:
принцип фонемной идентификации звуков, не требующий их
фонетической близости, морфематизм. Статья Р. И. Аванесова
и В. Н. Сидорова 1930 г. Политические нападки на теорию
МФШ за «идеализм» и «солипсизм». Ленинградская школа
фонологии. Дискуссия «москвичей» и «ленинградцев» о
фонемном статусе [ы]—[и], твердых — мягких заднеязычных:
1 Содержание составлено публикатором. — Л. П.
65
47
10
30
Стр.8
6
Лингвистика и преподавание русского языка в школе
к Ире — Кире. Пограничные сигналы. Разбор теории ЛФШ.
Непоследовательность теории Л. В. Щербы.
13.12.1995. Лекция 4. Московская лингвистическая (фортунатовская)
школа. Учителя
В XIX в. школы сменяли одна другую: теорию А. А. Потебни
сменили теории И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. Ф. Фортунатова.
В ХХ в. школы сосуществуют, их три: структурализм,
МЛШ, школа В. В. Виноградова. Семиотика. Понятие знака.
Семиотика изучает общие законы знаковых систем, язык —
одна из них. Противовес семиотике — МЛШ, которая понимает
язык как уникальную семиотическую систему: все семиотические
системы могут быть переданы с помощью языка,
но не наоборот. Ф. Ф. Фортунатов — основоположник МЛШ.
Открытие Ф. Ф. Фортунатова: язык есть отношение. Грамматическая
форма слова определяется ее отношением к рядам слов с
тождественным аффиксом и тождественной основой. Ученики
Ф. Ф. Фортунатова: Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново, М. Н. Петерсон,
В. К. Поржезинский. Второе поколение фортунатовской
школы: Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский,
П. С. Кузнецов, И. С. Ильинская, А. М. Сухотин. Вопрос о терминах:
неправильно говорить Московская фонологическая школа,
правильно — Московская лингвистическая школа и Московская
фонологическая теория. Московский городской педагогический
институт. Учителя: А. М. Сухотин, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров,
А. А. Реформатский.
14.02.1996. Лекция 5. Морфология. Части речи
20-е гг. — время открытий в педагогике. Методическая
идея: ученики пишут учебник. Научные идеи школьного курса:
язык — это система; идея позиционной системы; идея
нейтрализации. Что такое части речи — грамматические
(Ф. Ф. Фортунатов) или лексико-грамматические (Л. В. Щерба)
классы? Рад — прилагательное, хотя у него неполная грамматическая
характеристика — категория «часть речи» относится
к слову, а не к формам. Зрелый и созрела — лексический класс
один, а части речи разные. Значит, для определения части речи
лексический класс не нужен. (Нина) Воздушная, уполномоченный
и т. п. — существительные, потому что не изменяются по родам.
Глагол — часть речи, которая изменяется по наклонениям, вре115
85
Стр.9
Содержание
менам и лицам. Нет — глагол, по Дурново. Бух, шлеп, прыг —
глаголы, т. к. изменяются по временам. Глагол обозначает
процесс изменения во времени, но: Якутия занимает пространство,
высится, простирается, столб показывает границу — процесса
изменения во времени нет, но это глаголы: грамматическая
характеристика оказывается сильнее лексического класса.
Язык — система: наличие прилагательного и глагола требует,
чтобы было существительное — вместилище признаков и производитель
действия. Кенгуру имеет нулевые окончания со значением
числа и падежа, имеет фиксированный род: эта кенгуру,
этот кенгуру. Формируется новая часть речи — аналитическое
прилагательное. Содержание работы школьников: поиски материала,
его классификация — мыслительная работа. Как с детьми
писать учебник (или главу учебника).
27.03.1996. Лекция 6. Синтаксис
Синтаксис загроможден нелингвистическими понятиями:
логическими, психологическими. Вопросов, по которым определяются
члены предложения, в предложении нет, между тем
синтаксический анализ должен опираться на то, чем эти связи
выражены. Синтаксическая связь — это возможность по одним
грамматическим формам в предложении угадать, предсказать
другие, зависимые от них или господствующие над ними. А само
предложение — это цепочка зависимостей между словами.
Синтаксический разбор: от головы к хвосту (от подлежащего) —
и от хвоста к голове (от самого последнего слова в цепочке зависимостей),
причем второе измерение — от хвоста — позволяет
думать о средствах выражения грамматического значения. С помощью
частицы не можно по частям отрицать разные составные
части глагольного значения: а) наклонение, б) число, в) время,
г) вид. Частица не может отрицать конкретное номинативное
значение, а может отрицать бытие подлежащего. Виды подчинительной
связи в словосочетании: согласование, управление,
примыкание. Сказуемое — бытийный глагол. Виды простых
предложений. Большинство назывных предложений — двусоставные
с нулевым сказуемым. Статус безличного предложения.
В русском языке есть эргативная конструкция. Второстепенные
члены предложения.
141
7
Стр.10
8
Лингвистика и преподавание русского языка в школе
10.04.1996. Лекция 7. Синтаксис. Второстепенные члены предложения.
Порядок слов как синтаксическое средство
Второстепенные члены предложения. Почему вопросы как
средство их определения недостаточны. Другой способ установления
второстепенных членов — включение их в сочинительные
конструкции (Аванесов 1936). Вопросы тоже нужны,
потому что: 1) будучи местоимениями, позволяют абстрагироваться
от лексического значения, 2) помогают строить словосочетание.
Синтаксис текста. Порядок слов как синтаксическое
средство. Сказ строится на инверсии. Порядок слов выражает
связь предложений: положение подлежащего не в начале предложения
выражает грамматическое значение: неупомянутости
предмета / лица в предыдущем предложении, положение подлежащего
в начале предложения — значение упомянутости данного
лица / предмета, то есть указывает на связь предложений.
Другие средства связи предложений в тексте — местоимения,
семантические множители, детерминатор. Детерминатор: грамматическое
значение — обозначение важного смысла, способ
выражения — положение в начале предложения. «Относится
ко всему предложению» — лишнее, потому что бессодержательно.
Упражнения: усилить связь между предложениями в
тексте; сделать текст более экспрессивным — как это сделать.
Номинация и предикация; значения слов в позиции подлежащего
и в позиции сказуемого. Обособленное определение —
определение в пути от номинации к предикации.
24.04.1996. Лекция 8. Позиционные явления в морфологии и синтаксисе.
Работа с текстом в школе
Понятия, которые обладают большой ценностью в курсе
русского языка: позиционное чередование и нейтрализация
единиц. Фонетические эксперименты: прогрессивная ассимиляция.
Разрушение в современном русском языке позиционных
чередований «губной перед мягким заднеязычным»: на
Покро[ф’к’]е, «зубной перед мягким губным»: [д’в’]верь, «зубной
перед мягким зубным»: [з’д’]елать, [с’т’]ена, го[с’т’]ей. Появилось
твердое [н] перед [ш’:]: стали[нш’:]ина. В языке надо
поддерживать традицию и стараться ее сохранить — это предмет
школьной орфоэпии. Позиционные чередования в морфонологии,
их свойство — наличие исключений. Морфонологические
чередования помогают узнавать грамматические формы,
193
165
Стр.11
Содержание
т. к. окончание может быть невыразительным. Чередоваться могут
не только звуки, но и грамматические значения — например
значения Тв. падежа. У Д. падежа нет позиционного варьирования
значений — только одно значение адресата. У Р. падежа несколько
значений: одно из них — ‘часть предмета’: есть низ, верх
двери, но нет гвоздь двери, окошко двери; другое — при словах,
обозначающих личные, служебные, родственные и другие отношения:
племянник жены, враг Петра, начальник брата, но не
забулдыга Петра, начальник смелости. Позиционное варьирование
прилагательных: Смелого пуля боится: существительное
смелого не имеет согласующего существительного, не изменяется
по родам. Красное здесь не подходит: форма на -ое, -ее позиционно
заменяется существительным. Позиция — отсутствие
согласующего существительного. Наречия на -о (заразительно
хохотал) — это прилагательные в позиции при глаголе. Деепричастие
— это глагол в функции наречия. Нейтрализация грамматических
конструкций: Посещения больных его утомляют —
нейтрализуются две конструкции: он посещает — посещения
утомляют; его посещают — посещения утомляют. Работа с текстом
в школе: 1) дети пишут стихи на заданные рифмы, смысл
работы — в обсуждении вариантов, в стилистической работе;
2) на уроке анализируются хорошие тексты: В. Шукшина, В. Сурикова,
Б. Пильняка — показываются грамматические средства,
создающие их выразительность.
08.05.1996. Лекция 9. Анализ поэтического текста в школе
Пять стихотворений о любви: А. Пушкин «Для берегов отчизны
дальной», А. Григорьев «Цыганская венгерка», А. Анненский
«Дальние руки», О. Мандельштам «За то, что я руки
твои не сумел удержать», В. Маяковский «Тамара и Демон».
Рассказ о Дне Победы на фронте.
Три стихотворения М. В. Панова
266
222
9
Стр.12