Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История исполнительского искусства: учебно-методическое пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКнязева Надежда Андреевна
АвторыКемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц135
ID640044
АннотацияВ учебно-методическом пособии раскрываются закономерности развития исполнительства на русских народных музыкальных инструментах; исполнительское искусство рассматривается в динамике исторического и социокультурного процессов; выявляются особенности эволюции русских народных музыкальных инструментов, становления и развития исполнительского искусства, формирования исполнительских школ и направлений, создания репертуара и оригинальной литературы. Пособие состоит из четырех разделов. Первые три раздела содержат теоретические материалы по курсу и раскрывают закономерности становления и развития исполнительства на русских народных музыкальных инструментах в динамике исторического и социокультурного процессов. Четвертый раздел включает методические материалы, обеспечивающие организацию самостоятельной работы обучающихся: методические указания по подготовке к семинарским занятиям, по написанию письменных самостоятельных работ. В конце учебно-методического пособия приведены перечень ключевых слов, список рекомендованной литературы и ресурсы электронно-коммуникационной сети «Интернет» для углубленного изучения дисциплины «История исполнительского искусства».
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию УМС института музыки 25.04.2017 г., протокол № 6.
Кому рекомендованоИздание адресовано преподавателям и студентам высших учебных заведений культуры и искусства, обучающимся игре на народных инструментах.
ISBN978-5-8154-0392-5
УДК785
ББК85.315.3я73
Князева, Н. А. История исполнительского искусства: учебно-методическое пособие : для обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», «Национальные инструменты народов России», квалификация (степень) выпускника «Артист ансамбля. Артист оркестра. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» / Кемеровский государственный институт культуры; Н. А. Князева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2017 .— 135 с. — Библиогр.: с.109-115. — ISBN 978-5-8154-0392-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/640044 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_исполнительского_искусства_учебно-методическое_пособие_(1).pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки Кафедра народных инструментов Н. А. Князева ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Учебно-методическое пособие Направление подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» Профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», «Национальные инструменты народов России» Квалификация (степень) выпускника: «Артист ансамбля. Артист оркестра. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2017 1
Стр.1
УДК 785 ББК 85.315.3я73 К54 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов 24.04 2017 г., протокол № 8. Рекомендовано к изданию УМС института музыки 25.04.2017 г., протокол № 6. Рецензенты: Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», доктор искусствоведения, профессор. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», доктор педагогических наук, профессор; О. В. Синельникова, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства К54 Князева, Н. А. История исполнительского искусства [Текст]: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», «Национальные инструменты народов России», квалификация (степень) выпускника «Артист ансамбля. Артист оркестра. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» / Н. А. Князева; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: КемГИК, 2017. – 135 с. ISBN 978-5-8154-0392-5 В учебно-методическом пособии раскрываются закономерности развития исполнительства на русских народных музыкальных инструментах; исполнительское искусство рассматривается в динамике исторического и социокультурного процессов; выявляются особенности эволюции русских народных музыкальных инструментов, становления и развития исполнительского искусства, формирования исполнительских школ и направлений, создания репертуара и оригинальной литературы. Издание адресовано преподавателям и студентам высших учебных заведений культуры и искусства, обучающимся игре на народных инструментах. УДК 785 ББК 85.315.3я73 ISBN 978-5-8154-0392-5 © Н. А. Князева, 2017 © Кемеровский государственный институт культуры, 2017 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В подготовке профессиональных исполнителей, руководителей музыкально-творческих коллективов, воспитании высококвалифицированных музыкантов большое значение имеет учебная дисциплина «История исполнительского искусства». Она является самостоятельной, практически необходимой частью профессиональной подготовки современного музыканта – инструменталиста и педагога. «История исполнительского искусства» относится к базовой части основной образовательной программы по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкальноинструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», «Национальные инструменты народов России». Теоретические и практические материалы, включенные в учебнометодическое пособие «История исполнительского искусства», будут способствовать осмыслению процесса многовекового развития исполнительства на русских народных инструментах, выявлению закономерностей социального функционирования народной инструментальной музыки в различные исторические периоды, усвоению методологии научного подхода к оценке различных явлений исполнительского искусства на современном этапе. Цели учебно-методического пособия: - формирование научно обоснованного представления о глубокой исторической закономерности возникновения русских народных музыкальных инструментов и исполнительства на них как специфической формы освоения человеком действительности в процессе общественноисторической практики; - осмысление особенностей становления и развития исполнительства в XIX–XX веках на основе нотной, письменной традиции; - уяснение роли исполнительства на русских народных музыкальных инструментах в развитии музыкальной культуры общества; - анализ методической литературы по истории исполнительского искусства. Для достижения цели автором пособия были поставлены следующие задачи: - выявить закономерности развития исполнительского искусства в историческом контексте; 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………... 3 Раздел 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ VI–XIX ВЕКОВ 1.1. Определение основных понятий курса «История исполнительского искусства»………………………………………………………….. 6 1.2. Народное музыкально-инструментальное творчество Руси VI–XVII веков…………………………………………………………….. 9 1.3. Социальные функции русских народных музыкальных инструментов в культуре Нового времени…………………………………... 12 1.4. Коллективные формы инструментального исполнительства на народных инструментах (вторая половина XIX века)……………… 16 Выводы по разделу 1……………………………………………………... 20 Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРОВОГО И АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. СОЗДАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ 2.1. Предпосылки идей В. В. Андреева и его единомышленников в русской музыкальной культуре (последняя четверть XIX века)……. 21 2.2. «Кружок любителей игры на балалайках» – Великорусский оркестр В. В. Андреева…………………………………………………... 23 2.3. Деятельность В. В. Андреева и его сподвижников в области русской народной инструментальной музыки…………………………. 28 2.4. Особенности становления жанровых основ репертуара Великорусского оркестра……………………………………………………… 31 2.5. Становление академического образования на народных инструментах (первая половина XX века)……………………………………… 34 2.6. Любительское и академическое направления в исполнительстве на народных инструментах (1920–1945 годы)…………………… 37 132
Стр.132
2.7. Особенности репертуара и исполнительского стиля ведущих профессиональных и любительских ансамблей и оркестров народных инструментов (вторая половина XX века)……………………………… 42 2.8. Исполнительство на русских народных музыкальных инструментах в Сибири и Кузбассе…………………………………………….. 48 Выводы по разделу 2……………………………………………………... 54 Раздел 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИГРЫ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 3.1. Особенности эволюции русских гуслей и формирование письменной традиции в исполнительском искусстве………………………. 55 3.2. История исполнительства на домре………………………………... 59 3.3. Основные этапы развития исполнительства на балалайке. Выдающиеся исполнители-балалаечники России XX века…………… 64 3.4. Развитие сольного профессионального искусства исполнительства на баяне/аккордеоне……………………………..………………….. 70 3.5. Отечественное исполнительство на гитаре………....……………... 77 3.5.1. Искусство игры на русской семиструнной гитаре в России в XVIII – начале XX века…………………………………………………. 77 3.5.2. Искусство игры на шестиструнной гитаре…………………….. 81 3.6. Стилистические особенности репертуара, основные жанровые признаки исполнительского искусства в последней трети XX – начале XX века…………………………………………………………… 86 3.7. Научно-методическая деятельность музыкантов-исполнителей на народных инструментах во второй половине XX – начале XXI века… 89 Выводы по разделу 3……………………………………………………... 93 Раздел 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА» 4.1. Методические рекомендации преподавателям……………………. 94 4.2. Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся………………………………………………………... 95 133
Стр.133
4.2.1. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Требования к результатам выполнения заданий……………………………………………………………………. 95 4.2.2. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям. Планы семинарских занятий…………………………………… 96 4.2.3. Методические указания по подготовке рефератов……………. 103 Заключение……………………………………………………………….. 105 Перечень ключевых слов………………………………………………… 107 Список литературы………………………………………………………. 109 Приложения………………………………………………………………. 116 Приложение 1. Примерный перечень тем рефератов………………….. 116 Приложение 2. Примеры тестовых заданий……………………………. 118 Приложение 3. Примерный перечень вопросов к экзамену…………... 129 134
Стр.134

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.