Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Синтаксис сложного предложения в школе и вузе (110,00 руб.)

0   0
АвторыИльина Татьяна Вячеславовна, Сидорова Елена Владимировна
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц41
ID298006
АннотацияДанное учебно-методическое пособие является продолжением пособия «Синтаксис простого предложения в школе и вузе». Повторение структурно-семантического подхода к предложению, освоенного учащимися в школе, дополнено исчерпывающими данными по семантико-функциональному подходу. Принципиальным является четкое разграничение предложения и высказывания, что нашло отражение в правилах синтаксического разбора. В пособии представлен подробный план разбора синтаксических конструкций с конструктивной и коммуникативной точек зрения. Тестовые задания позволяют освоить непростые теоретические понятия.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов-бакалавров 3-го курса дневного отделения филологического факультета. Для специальности 031001 – Филология
Синтаксис сложного предложения в школе и вузе / Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 41 с. — 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/298006 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 26 июня 2014 г., протокол № 7 Рецензент канд. филол. наук, доц. <...> 22 Схема синтаксического разбора высказывания / сложного предложения . <...> 40 3 ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие является продолжением пособия «Синтаксис простого предложения в школе и вузе». <...> Повторение структурно-семантического подхода к предложению, освоенного учащимися в школе, дополнено исчерпывающими данными по семантико-функциональному подходу. <...> Тестовые задания позволяют освоить непростые теоретические понятия. <...> ЧАСТЬ I ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ Традиционно сложное предложение определяется как предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. <...> По структуре части представляют собой простые предложения. <...> Объединяясь в составе сложного предложения, они сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. <...> Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). <...> Союзные предложения могут быть сложносочиненными (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненными (средством связи частей являются подчинительные союзы и союзные слова). <...> Сложносочиненное предложение (ССП) Выделяют три типа ССП: с соединительными союзами (и, да (=и), ни.ни, как.так и, не только.но и, тоже, также, да и), с противительными союзами (но, да (=но), однако, а, же, зато) и с разделительными <...>
Синтаксис_сложного_предложения_в_школе_и_вузе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова Воронеж Издательский дом ВГУ 2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................................ 4 Часть I. Изучение синтаксиса сложного предложения в школе ......................4 Синтаксический разбор сложного предложения...................................14 Тесты для проверки полученных знаний ...............................................19 Часть II. Изучение сложного предложения в вузе...........................................22 Схема синтаксического разбора высказывания / сложного предложения .................................................35 Тесты для самостоятельной оценки полученных знаний.....................37 Литература ...........................................................................................................40 3
Стр.3
Союзы 1. Не являются членами предложения 2. Нельзя задать вопрос 3. Можно опустить и переделать СПП в БСП 4. На них не падает логическое ударение 5. Нельзя заменить знаменательным словом Союзные слова 1. Являются членами предложения 2. Можно задать вопрос 3. Нельзя опустить и переделать СПП в БСП 4. На них падает логическое ударение 5. Можно заменить знаменательным словом При квалификации союзов и союзных слов трудность вызывают омонимичные формы что, как, когда. Для их разграничения можно воспользоваться сопоставлением предложений: 1. Я знал, что он пришел (что – союз, так как не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос, его нельзя заменить знаменательным словом, на него не падает логическое ударение, можно опустить, переделать СПП в БСП: Я знал: он пришел. 2. Я знал, что он принес (что – союзное слово: на него падает логическое ударение, его нельзя опустить без изменения смысла; к нему можно задать вопрос: принес что? что; можно заменить знаменательным словом книги, союзное слово в данном предложении является прямым дополнением). 3. Когда он пришел, все спали (союз) (Он пришел – все спали). 4. Я узнал, когда отправляется поезд (союзное слово, можно заменить наречием завтра). 5. Я узнал об этом, когда отправлялся поезд (союзное слово – в тот момент). 6. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве (союз). 7. Больной вел себя так, как советовал врач (союзное слово или союз в зависимости от семантики, передаваемой интонацией). 8. Мы наблюдали, как над заливом поднимался седой туман (как может быть и союзом, и союзным словом. Сравните: Мы наблюдали: над заливом поднимался туман; или как в значении, например, «красиво»: Мы наблюдали: красиво над заливом поднимался туман). Критерием разграничения часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами. 6
Стр.6
Специальной отработки требует определение того, каким членом предложения является союзное слово который, часто ошибочно выделяемое как определение. Для этого союзное слово который надо заменить знаменательным словом: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (=предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А.С. Пушкин) – союзное слово который является подлежащим; Я люблю людей, с которыми (=с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением). Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, то есть зависимые от сказуемого слова: Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы (Л.Н. Толстой). В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) – сравнительный оборот, обстоятельство. Придаточная часть может относиться к определенному слову в главной части или ко всей главной части в целом и располагаться за главной частью (в постпозиции), перед главной частью (в препозиции) или внутри главной части, причем некоторые типы придаточных могут располагаться только после главной части (например, придаточные причины и следствия) или определенных слов в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное. В главной части могут быть соотносительные слова, показывающие, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоименные наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определенными союзами и союзными словами: то – что, там – где, столько – сколько и т.д. При определенных типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему. Классификация придаточных предложений В школьных учебниках представлены две классификации придаточных предложений. В учебниках М.Т. Баранова и др., М.М. Разумовской выделяют придаточные а) определительные (в некоторых случаях выделяют местоименноопределительные – разновидность определительных придаточных, присоединяющихся только союзными словами кто, что и относящихся к члену предложения, выраженному местоимениями тот, весь, каждый и др., которые употребляются в значении существительного; могут стоять и в пре7
Стр.7
позиции; например: Кто ищет, тот всегда найдет; Кто на все руки, у того нет скуки; Кому работа в тягость, тому не ведома радость; Горизонт – это все то, что может охватить наш взгляд на земле); б) изъяснительные, в) обстоятельственные, последние подразделяются на подгруппы, которые представлены в приведенной ниже таблице. Определительные придаточные отвечают на вопросы какой?, какое?, какая?, какие?, присоединяются союзными словами который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда, относятся к имени существительному или местоимению в главной части: Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям (Д.С. Лихачев). Пример местоименноопределительного придаточного: Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими (Д.С.Лихачев). Изъяснительные придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей, присоединяются союзами что, как, ли, будто, чтобы и др., а также союзными словами что, как, кто, где, откуда, сколько и др., относятся к глаголу в главной части предложения и выражают добавочное разъяснение: Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными (Д.С.Лихачев). Придаточные обстоятельственные Виды придаточных Образа действия, меры и степени Вопрос к придаточному Как? Каким образом? В какой мере или степени? Сравнения Как? (или вопрос не ставится) Чем присоединяется Союзн.сл.: как, сколько, насколько; Союзы: что, будто, чтобы и т.д. Союзы: как будто, будто, точно, чем…тем, словно, подобно, подобно тому как, что, чем, нежели 8 Примеры Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигались на первое место. (По Д.С. Лихачеву) Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя. (По Д.С.Лихачеву)
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.