Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Литература народов Сибири и Дальнего Востока (110,00 руб.)

0   0
АвторыГусаков Владимир Леонидович
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц27
ID298003
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5-го курса очной формы обучения и 6-го курса очно-заочной формы обучения филологического факультета Воронежского государственного университета. Для специальности 031001 – Филология
Литература народов Сибири и Дальнего Востока / В.Л. Гусаков .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 27 с. — 27 с. — URL: https://rucont.ru/efd/298003 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Учебно-методическое пособие для вузов Составитель В.Л. <...> Гусаков Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1 Утверждено Научно-методическим советом филологического факультета 10 декабря 2013 года, протокол № 3 Рецензент д-р филол. наук, профессор кафедры Зарубежной литературы С.Н. Филюшкина Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> 4 Литература народов Сибири и Дальнего Востока . <...> Во второй половине XIX столетия к сибирским народностям отправились ученыеисследователи, занимавшиеся сбором и изучением этнографии и фольклора. <...> В то же время следует отметить, что письменности, а тем более литературы, большинство сибирских и северных этносов не знало вплоть до 1920-х годов, когда после Октябрьской революции при ВЦИК СССР был создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера). <...> В 1930 году Институт народов Севера был открыт в Ленинграде. <...> Именно в этом институте ученые-лингвисты на основе сначала латиницы, а затем кириллического алфавита начинают разрабатывать письменность для северных и сибирских народностей. <...> С 1930-х годов собственно и происходит постепенное зарождение национальных литератур. <...> Как отмечает нивхский писатель В.М. Санги, «литературы народностей Севера являются самыми молодыми в нашей стране. <...> В 1963 году выходит первый сборник «Нивхские легенды» тогда никому еще неизвестного писателя с далекого острова Сахалин Владимира Санги. <...> Необходимо было развивать национальный язык до литературного уровня, здесь предстояла долговременная, кропотливая работа. <...> Неудивительно, что на помощь северным и сибирским писателям <...>
Литература_народов_Сибири_и_Дальнего_Востока.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Учебно-методическое пособие для вузов Составитель В.Л. Гусаков Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................. 4 Литература народов Сибири и Дальнего Востока ............................................. 7 Мансийская литература ........................................................................................ 7 Якутская литература ............................................................................................. 8 Чукотская литература ......................................................................................... 10 Литература корейцев России ............................................................................. 13 Нивхская литература ........................................................................................... 16 Еврейская литература ......................................................................................... 18 Заключение .......................................................................................................... 21 Темы практических занятий .............................................................................. 22 Список научной литературы .............................................................................. 24 3
Стр.3
Толстого, С. Маршака, М. Дудина, К. Федина. Среди литературных жанров активно развивался рассказ, повесть, и, конечно же, роман, который считался проверкой на творческую зрелость автора. На основе родного фольклора расцветает поэзия. При этом, как подчеркивал В. Санги еще в начале 1980-х годов, «слабо развивается драматургия. В какой-то мере это объясняется, видимо, тем, что у народностей Севера… нет национальных театров… слабо развита литературная критика. У ряда народностей Севера нерешенным является и вопрос издания художественной и детской литературы на родных языках». После распада Советского Союза многие проблемы развития младописьменных литератур Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока так и не были преодолены. И главная среди них – резкое падение числа представителей коренных народностей, владеющих родным языком. Как правило, это 30-40% населения, в основном людей старшего поколения. Серьезно упало и книгоиздание на национальных языках. Многие современные национальные авторы не известны за пределами своего региона, в лучшем случае их творчество знакомо отдельным специалистам и знатокам литератур народов России. Наши современные русские писатели сегодня говорят о важнейшей роли национального творчества во весь голос: «…литература – это дело большой, первостепенной государственной важности. Писатели… пишут историю и судьбу своих народов во всем многообразии их национальных характеров. И государство должно и обязано всеми силами поддерживать историческую миссию своих писателей» (Иван Евсеенко). Нельзя забывать, что подлинные шедевры национальных литератур способны дать образцы нравственности, возможностей человеческой личности, человеческого духа и, в конечном счете, обозначить критерии формирования национальной идеи, которую пытаются сформулировать уже более двадцати лет: «…есть вечные и высшие ценности и человеческие качества, – такие как вера, честь, благородство, справедливость, стремление к истине, служение своему делу, труд в раскрытии талантов, данных человеку Богом, жертвенность, доброта, любовь к людям, любовь к своему Отечеству и верность ему. Не формула национальной идеи, а люди, воплощающие в себе эти лучшие и преемственные в нашей тысячелетней истории духовные качества и выражают собой цель и национальную идею России. Да и народ по большому счету никогда не формулирует свою национальную идею, но зато безошибочно определяет ее носителей» (архимандрит Тихон (Шевкунов)). Профессиональное изучение курса литератур народов России на филологическом факультете классического университета, несомненно, будет способствовать решению современных острейших задач – органичному осознанию национальной идеи и сохранению целостности и единства нашего государства. Среди младописьменных, то есть появившихся в ХХ столетии литератур сибирских и дальневосточных народностей, наиболее известны литера6
Стр.6
туры чукчей, манси, ханты, нанайцев, ненцев, нивхов, удэге, эвенков, юкагиров, эскимосов. Большинство из них проживает в тундровой и таежной зоне. Место их исторического расселения не могло не сформировать и особое сознание, которое в ХХ веке подверглось революционному преобразованию – практически из первобытной общины люди шагнули сразу в советскую реальность. Ломка сознания, изменение окружающего пейзажа, смена человеческих отношений своеобразно отразились в произведениях молодых национальных писателей и поэтов. Литература народов Сибири и Дальнего Востока Мансийская литература. Язык манси относится к финно-угорской группе уральских языков. В культуре народа был сохранен целый пласт древнего фольклора – мифы, героические песни. Свой алфавит и письменность манси получили в 1930-х годах. К этому же времени относится начало творчества Матрены Вахрушевой и Пантелеймона Чейметова – первых мансийских прозаиков. Первым поэтом у манси стал Юван Николаевич Шесталов (1937-2011), чье наследие в настоящий момент считается уже классикой национальной литературы. Первая поэтическая книга Шесталова на родном языке появилась в 1959 году, позже автор обратился и к прозе, созданной на русском языке («Синий ветер каслания», «Когда качало меня солнце», «Югорская колыбель» и др.). Как отмечают исследователи, национальный художник «преодолел сковывающее влияние мансийского параллелизма – одного из компонентов раннеэпической фольклорной традиции, что позволило раскрепостить поэтический синтаксис с твердым порядком слов в предложении и найти более гибкие художественные формы» (А.Н. Баландин). Своеобразным отчетом за первый период своего творчества стала «Языческая поэма» (1971), куда Ю. Шесталов включил свои лучшие стихи. Несмотря на то, что стихи были написаны все-таки в разное время и изначально не предназначались для единой книги, можно проследить движение лирического сюжета поэмы. Лейтмотивом книги стала обоснованная тревога поэта за судьбы человечества и родного народа: Я – человек. Захочу и отныне Станет земля… молчаливой пустыней… И по обугленным хрупким каменьям Люди – бестелые привиденья, Алые, с блеском безумья на лицах К огненным рекам пойдут вереницей… Глобальное наступление цивилизации вызывает у автора явно двойственные чувства. С одной стороны, поэт искренне верит, что совсем близко 7
Стр.7
окончательное завершение строительства в Советском Союзе коммунистического общества, с другой – видит, что гигантская индустриализация не отменяет целого ряда духовных проблем по всему миру. Сам человек, бодро устремляясь в светлого будущее, берет с собой туда не просто некие пережитки прошлого (в советское время говорили: рудименты), но проносит новых языческих идолов, казалось бы, навсегда поверженных революцией. Сама удобная жизнь, материальные блага, готовность снять свободный выбор добра и зла могут стать и уже становятся новыми идолами, которые воздвигает человечество для себя: О вечные идолопоклонники, Меня вы снова вынянчите В солнечной, золотой люльке, В пышный наряд нарядите, Новое имя дадите! Несомненно, поэт видит это трагическое противоречие: успешное развитие науки и техники, гигантские нефтяные вышки, растущие в его родной Югре1 (залог будущего коммунистического благосостояния) и одновременное духовное обнищание людей, в том числе и его народа. Суровые предупреждения об утрате человечности, о гибели таежных лесов вкладывает Шесталов в песни, плачи и думы медвежьей головы, глухаря, лебедя, осетра, соболя. Эти плачи соотнесены в поэме с возможной угрозой ядерной катастрофы – первый мансийский поэт здесь оказывается весьма близок будоражащим голосам Р. Гамзатова в «Колоколе Хиросимы» и Д. Кугультинова в «Бунте разума». Перевернутые представления о подлинных ценностях – это то безумие, которое подстерегает цивилизованное человечество, в мгновение ока готового превратиться в «людоедов», «людожогов», «людодавов», «людогрызов» и «людожоров». «Языческая поэма» Ю. Шесталова, пока есть еще живые, настоящие люди, звучит вечным (хочется даже сказать – вечевым) напоминанием, призывом: Я – человек. Перед именем этим Быть мне пожизненно в строгом ответе! Якутская литература. Среди народов, проживающих на территории России, фольклор якутов (самоназвание – саха) считается самым древним. Зарождение их героического эпоса – олонхо – относят к первобытным временам. В начале XIX века (1820-е годы) у якутов зарождается своя письменность на основе русской графики. Первые записи олонхо появились во второй половине столетия. Значительную роль в собирании, изучении якутской этнографии и культуры сыграли ссыльные политические ученые, сами изучавшие язык и обычаи народа. У истоков якутской литературы (рубеж XIX-XX веков) стоит творчество Алексея Кулаковского, Анемподиста Соф1 Югра – название Ханты-Мансийского автономного округа 8
Стр.8