Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Методика преподавания русской литературы

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
АвторыФокин Александр Алексеевич, Малыгина Инна Юрьевна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц110
ID295915
АннотацияУчебное пособие включает пояснительную записку, планы практических занятий с методическими рекомендациями к ним, списками основной и дополнительной литературы и заданиями для контроля владения компетенциями. Также в структуре пособия выделяются Приложения, в которых представлены схема конспекта урока литературы в средней школе и разработка урока. - Элиста, 2013. - 110 с.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 031001.65 – Филология. Специализация «Русский язык и литература»; по направлению подготовки 327000.62 – Филология. Профиль «Отечественная филология – Русский язык и литература» (бакалавриат)
УДК82
ББК83
Ханинова, Р.М. Методика преподавания русской литературы / А.А. Фокин, И.Ю. Малыгина; Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 110 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295915 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» А.А. Фокин, И.Ю. Малыгина, Р.М. Ханинова МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебное пособие Элиста 2013 ББК Ш5(2=Р)р10я73+Ч426.839(=411.2)я73 УДК 821.161.1:37.091.3(075.8) Ф 753 Ф 753 Фокин, А.А. Методика преподавания русской литературы: учебное пособие / А.А. Фокин, И.Ю. Малыгина, Р.М. Ханинова. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Учебное пособие включает пояснительную записку, планы практических занятий с методическими рекомендациями к ним, списками основной и дополнительной литературы и заданиями для контроля владения компетенциями. <...> Также в структуре пособия выделяются Приложения, в которых представлены схема конспекта урока литературы в средней школе и разработка урока. <...> Общеобразовательный стандарт и программы по литературе . <...> Восприятие и анализ художественного произведения на уроках литературы . <...> Изучение эпического текста на уроках литературы . <...> Изучение драматического текста на уроках литературы . <...> Речевая деятельность школьников (проблемы устного высказывания и выразительного чтения) . <...> Самостоятельная деятельность школьников на уроке литературы и во внеурочное время . <...> 64 Методика формирования рейтингового контроля знаний студентов по дисциплине «Методика преподавания русской литературы» . <...> Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». <...> Рассмотрение методических проблем изучения и преподавания литературы и в связи с изменениями в системе современного социально-гуманитарного знания, овладение умениями рационального, наиболее оптимального и научно-обоснованного применения полученных знаний на практике <...>
Методика_преподавания_русской_литературы.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ...................................................................................4 Практические занятия 1. Прикладные проблемы методики преподавания литературы ...............7 2. Общеобразовательный стандарт и программы по литературе ............10 3. Учебно-методические комплексы по литературе .................................14 4. Урок литературы в современной школе: типология, структура ..........16 5. Планирование работы учителя литературы ..........................................20 6. Методы преподавания литературы ........................................................23 7. Образовательные технологии .................................................................28 8. Восприятие и анализ художественного произведения на уроках литературы ..............................................................................31 9. Изучение лирического текста на уроках литературы ...........................35 10. Изучение эпического текста на уроках литературы .............................40 11. Изучение драматического текста на уроках литературы .....................44 12. Изучение теории литературы в школе ...................................................47 13. Речевая деятельность школьников (проблемы устного высказывания и выразительного чтения) .......................................................................51 14. Речевая деятельность школьников (письменная речь) .........................55 15. Единый государственный экзамен по литературе ................................58 16. Самостоятельная деятельность школьников на уроке литературы и во внеурочное время .............................................................................61 17. Анализ урока литературы .......................................................................64 Методика формирования рейтингового контроля знаний студентов по дисциплине «Методика преподавания русской литературы» ..............67 Тест № 1 .........................................................................................................70 Тест № 2 .........................................................................................................73 Тест № 3 .........................................................................................................77 Приложение 1. Схема конспекта урока .......................................................81 Приложение 2. Конспект урока литературы в 11 классе ...........................82 Приложение 3. Конспект урока литературы в 10 классе ...........................91 Приложение 4. Как готовиться к уроку литературы ................................100 Приложение 5. Схема анализа урока литературы ....................................103 Приложение 6. Классификация уроков литературы ................................105 Приложение 7. Анализ художественных произведений в их родовой специфике ...................................................106 Приложение 8. Требования к сочинению .................................................108 3
Стр.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам», – отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В рамках обозначенного направления развития определяется и облик школы будущего, ученика и учителя завтрашнего дня: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Безусловно, поставленные задачи ставятся не только перед работниками средних образовательных учреждений, но и перед заведениями высшего профессионального образования, являющихся alma mater будущих учителей. Именно поэтому сегодня и следует усилить методическую составляющую педагогического процесса, обновляя подходы, концепции и модели в современном образовательном процессе – как в теории, так и на практике. Этому способствует курс «Методика преподавания русской литературы», который входит в блок специальных дисциплин подготовки студентов, обучающихся по специальности 031001.65 – Филология. Специальность «Русский язык и литература», по направлению подготовки 327000.62 – Филология, профиль «Отечественная литература – Русский язык и литература». На его изучение отводится часы в форме лекций, практических занятий и СРС. Целью курса является формирование и развитие у студентов практических, методических знаний, умений, навыков в области преподавания литературы, необходимых для проведения просветительской работы в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрение методических проблем изучения и преподавания литературы и в связи с изменениями в системе современного социально-гуманитарного знания, овладение умениями рационального, наиболее оптимального и научно-обоснованного применения полученных знаний на практике позволит сформировать у студентов общепрофессиональные и общекультурные компетенции. При создании учебного пособия нами были взяты за основу те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы эстетического и художественного образования: − адаптация учащихся к современной социокультурной среде; − активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития личности ученика; 4
Стр.4
− интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников. К каждому практическому занятию разработаны ключевые вопросы, необходимые для освоения знаний студентами, предлагаются подробные методические рекомендации, список основной и дополнительной литературы по проблеме, а также задания для контроля владения компетенциями. Последний вид работы предполагает применение знаний и навыков студентов, полученных в ходе изучения курса «Методика преподавания русской литературы», на практике. В основном, эти задания нацелены на формирование и развитие навыков разработки и написания конспектов уроков по предмету «Литература» в средней школе. Также в учебном пособии представлены Приложения, в которых даны схема конспекта урока литературы и разработка конспекта урока. Списки литературы, приведенные к практическим занятиям, служат дополнительными материалами к основному списку учебно-методических материалов, обязательных для изучения студентами. Эти источники охватывают предлагаемые темы для освоения в целом, потому дублирование их к каждому практическому занятию излишне. В числе основной литературы по общим проблемам методики преподавания литературы можно выделить: 1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2008. 2. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М., 2000. 3. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. Хрестоматия-практикум. – М., 2003. 4. Манжелеева С.И. Методика преподавания литературы. Конспект лекций. – М., 2005. 5. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М., 1995. 6. Методика преподавания литературы: Теоретический курс авторизованного изложения. – М., 1994. 7. Якибова Д.У. Методика преподавания литературы: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. На практических занятиях предполагаются разные виды деятельности студента: выполнение индивидуальных, коллективных и групповых, устных и письменных, научно-исследовательских и творческих работ. Практические занятия могут проходить в традиционной форме беседы, а также нетрадиционной – мастер-класс, круглый стол, дебаты (в подобном случае приводятся варианты планов проведения занятия). Упор при разработке практических 5
Стр.5
занятий делался на применение активных методов обучения, способствующих продуктивному освоению курса дисциплины и являющихся наиболее рациональной, оптимальной формой проекции теоретических знаний студентов в практическую область. Процент практических занятий с применением активных методов обучения составляет 53 % от общего количества занятий. 6
Стр.6