Лев Шестов и Жорж Батай о природе философского незнания. <...> Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Юм) . <...> Новые стратегии концептуализации пространства в современных «исследованиях науки и технологии». <...> Conceptualization of introspection within the framework of Early Modern Philosophy (Renй Descartes, John Locke, David Hume) . <...> Белов* С.Н. ТРУБЕЦКОЙ И НЕМЕЦКОЕ НЕОКАНТИАНСТВО: ПРОБЛЕМА ИДЕАЛИЗМА** Статья посвящена сравнительному анализу в понимании идеализма со стороны русского последователя Вл. <...> Автор отмечает как общие черты, так и различия в представлениях о характере идеалистической философии, которые обусловлены ориентацией философии на религию у С.Н. Трубецкого и на науку у марбургских неокантианцев. <...> Прежде всего здесь через отдельных представителей мы будем иметь дело с двумя наиболее презентабельными идеалистическими системами конца XIX — начала XX в., а именно с русской философией всеединства и немецкой трансцендентальной философией в ее марбургском варианте. <...> Напротив, и С.Н. Трубецкой, и марбургские неокантианцы смело ∗Белов Владимир Николаевич — доктор философских наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, тел. <...> Кроме того, кантовская философия (наряду с гегелевской) оказала самое серьезное влияние, особенно в этической ее составляющей, на становление взглядов В.С. Соловьева. <...> Поэтому и сама эта философия, и попытки ее актуализации и развития в Германии — а марбургская школа на рубеже XIX–XX вв. занимала ведущие позиции в европейской философии — не могли не привлекать критического внимания со стороны последователей «школы Соловьева». <...> Система кантовской философии и ее трансформация в неокантианстве // Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции / Отв. ред. <...> и Марбургская школа // Новые идеи в философии / Непериодическое издание под ред. <...> «Философия не является “доктриной”», — заявляет он, — но является критикой; она не сама порождает <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№2_2014.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История русской философии
Белов В.Н. С.Н. Трубецкой и немецкое неокантианство: проблема
идеализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Ворожихина К.В. Лев Шестов и Жорж Батай о природе философского
незнания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Онтология и теория познания
Дмитриева А.А. Концептуализация интроспекции в философии
Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Юм) . . . . .24
Гобрусенко Г.К. Новые стратегии концептуализации пространства
в современных «исследованиях науки и технологии». . . .40
Философия и методология науки
Лебедев С.А. Основные эпистемологические концепции естествознания
.
.
Логика
Бирюков Б.В., Прядко И.П. Применение логики в градостроительстве:
трудный путь обретения . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
Эстетика
Афасижев М.Н. Новая история эстетики. . . . . . . . . . . . . . . . .88
Религиоведение
Давыдов И.П. Икона и ритуал (структурно-функциональный
анализ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.58
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 2 • 2014 • МАРТ — АПРЕЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
History of Russian Philosophy
Belov V.N. S.N. Trubezkoj and the German Neo-Kantianism: the
problem of idealism. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Vorozhikhina K.V. Lev Shestov and Georges Bataille about the
nature of philosophical ignorance .
.
Ontology and Theory of Cognition
Dmitrieva A.A. Conceptualization of introspection within the
framework of Early Modern Philosophy (René Descartes, John Locke,
David Hume) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Philosophy and Methodology of Science
Lebedev S.A. Main epistemological concepts of natural science .
Logic
Biryukov B.V., Pryadko I.P. The use of logic in town-planning:
hard way of discovery .
.
Aesthetics
Afasizhev M.N. The new history of aesthetics. . . . . . . . . . . . . . . .88
Religious Studies
Davydov I.P. Icon and ritual (structural-functional analysis) .
.
.
.
.
.
. 110
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.76
.
.
.
Gobrusenko G.K. New strategies of conceptualization of space in
contemporary «science and technology studies» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.24
.40
.58
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.15
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2014
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2014. № 2
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
В.Н. Белов*
С.Н. ТРУБЕЦКОЙ И НЕМЕЦКОЕ НЕОКАНТИАНСТВО:
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛИЗМА**
Статья посвящена сравнительному анализу в понимании идеализма со
стороны русского последователя Вл. Соловьева и Марбургской школы
неокантианства. Автор отмечает как общие черты, так и различия в представлениях
о характере идеалистической философии, которые обусловлены
ориентацией философии на религию у С.Н. Трубецкого и на науку у марбургских
неокантианцев.
Ключевые слова: Вл. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Г. Коген, неокантианство,
русская религиозная философия, идеализм.
V.N. B e l o v. S.N. Trubezkoj and the German Neo-Kantianism: the problem
of idealism
The article is devoted to the comparative analysis in understanding of
idealism from the Russian follower of V. Solovjev and Marburg school of NeoKantianism.
The author notes both generalities and differences in understanding
of character of idealistic philosophy, which conditioned by orientation of philosophy
to religion by S.N. Trubezkoj and to science by Marburg Neo-Kantianism
followers.
Key words: V. Solovjev, S.N. Trubezkoj, H. Cohen, Neo-Kantianism, Russian
religion philosophy, idealism.
Выбор данной темы может быть оправдан несколькими обстоятельствами.
Прежде всего здесь через отдельных представителей
мы будем иметь дело с двумя наиболее презентабельными идеалистическими
системами конца XIX — начала XX в., а именно с русской
философией всеединства и немецкой трансцендентальной
философией в ее марбургском варианте. Следует, конечно, сразу
отметить и то, что ни С.Н. Трубецкой, ни марбургские философы
не были продолжателями, с одной стороны, традиции, родоначальником
которой считается В.С. Соловьев, и традиции И. Канта —
с другой, слепо копирующими идеи своих предшественников. Напротив,
и С.Н. Трубецкой, и марбургские неокантианцы смело
∗Белов Владимир Николаевич — доктор философских наук, профессор Саратовского
государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, тел.: 8 (8452)
26-12-84; e-mail: belovvn@rambler.ru
∗∗ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 1303-00042а).
3
Стр.3