Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2014

Основные эпистемологические концепции естествознания (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев
Страниц18
ID378257
АннотацияПредставлен критический анализ ряда концепций природы, сущности и особенностей научного познания: эмпирико-индуктивистской, конвенционалистской, неопозитивистской, постпозитивистской, постнеклассической, диалектической.
УДК1
Лебедев, С.А. Основные эпистемологические концепции естествознания / С.А. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2014 .— №2 .— С. 58-75 .— URL: https://rucont.ru/efd/378257 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лебедев* ОСНОВНЫЕ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В истории философии естествознания был выдвинут ряд концепций природы, сущности и особенностей научного познания: эмпирико-индуктивистская, конвенционалистская, неопозитивистская, постпозитивистская, постнеклассическая, диалектическая. <...> Бурное развитие конкретных наук начиная с Нового времени, рост их значения в культуре и реальной жизни общества не могли не породить стремления ученых и философов к пересмотру безраздельно господствовавшего ранее понимания философии как «науки наук». <...> XIX в. в рамках такого нового направления философии, как позитивизм. <...> Милль) выдвинули лозунг освобождения конкретно-научного познания от влияния традиционной философии как далекой от нужд нового типа науки, возникшего в эпоху Возрождения и поставившего себя на службу практическим интересам и потреб∗ Лебедев Сергей Александрович — доктор философских наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Как известно, история развития самой философской эпистемологии продемонстрировала возможность построения в ее рамках значительного разнообразия не просто различных, но и исключающих друг друга концепций (Платон, Аристотель, Беркли, Лейбниц, Локк, Кант, Шеллинг, Гегель и др.) <...> . При этом каждая из них претендовала не только на единственно верное представление о науке и научном методе, но и активно навязывала его научному сообществу. <...> Как быть в таком случае реальным ученым по отношению к множеству разработанных философами исключающих друг друга концепций? <...> Первая попытка построения эпистемологии и философии науки как результата самосознания самой науки (путем эмпирического изучения реальной науки, ее содержания, структуры, методов и развития) была предпринята в рамках так называемого первого позитивизма (Конт, Спенсер, Милль) в 30–70-е гг. <...> . Необходимо отметить, что к этому времени для постановки вопроса о возможности построения философии науки <...>