Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проблема диагностики саморегуляции дезадаптированной личности

0   0
Первый авторМарина Ирина Евгеньевна
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID291793
АннотацияСодержание статьи определяет состояние проблемы диагностики саморегуляции дезадаптированной личности
Марина, И.Е. Проблема диагностики саморегуляции дезадаптированной личности / И.Е. Марина .— : [Б.и.], 2011 .— 5 с. — URL: https://rucont.ru/efd/291793 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 159.923.5 А.Н.Леонтьева Руководитель: И.Е.Марина ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Проблема регуляции личностью своего поведения и деятельности - объект изучения ряда наук: социологии, психологии, педагогики, социальной философии, комплекса правовых наук. <...> Теоретические поиск исследований в данной проблематике сосредоточен на изучении сущности, структуры, принципов и механизмов регуляции, возможной степени осознанности регулятивного процесса. <...> Прикладные исследования направлены на разработку программ и методик по совершенствованию системы регулирования (в частности техник, способствующих развитию отдельных навыков саморегуляции). <...> Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным [7]. <...> Поэтому регуляцию дезадаптированной личностью своих состояний и всех видов поведенческой активности мы понимаем, прежде всего, как саморегуляцию. <...> В психологии общую успешность личности часто связывают с высоким уровнем развития саморегуляции. <...> Так, О.А.Конопкин полагает, что от степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности [5], в том числе и успешность адаптации. <...> В психологии выявление уровня и специфики определенного психологического компонента личности – это в основном задача психологической диагностики. <...> В связи с этим исследование саморегуляции дезадаптированной личности невозможно без данных психодиагностического обследования. <...> При этом выбор диагностического инструментария во многом определяет качество всего исследовательского процесса. <...> Существование проблемы диагностики саморегуляции дезадаптированной личности объясняется многообразием методов психологической диагностики в связи с отсутствием единой точки зрения по вопросу о сущности собственно <...>
Проблема_диагностики_саморегуляции_дезадаптированной_личности.pdf
УДК 159.923.5 А.Н.Леонтьева Руководитель: И.Е.Марина ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Проблема регуляции личностью своего поведения и деятельности - объект изучения ряда наук: социологии, психологии, педагогики, социальной философии, комплекса правовых наук. Теоретические поиск исследований в данной проблематике сосредоточен на изучении сущности, структуры, принципов и механизмов регуляции, возможной степени осознанности регулятивного процесса. Прикладные исследования направлены на разработку программ и методик по совершенствованию системы регулирования (в частности техник, способствующих развитию отдельных навыков саморегуляции). Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным [7]. Поэтому регуляцию дезадаптированной личностью своих состояний и всех видов поведенческой активности мы понимаем, прежде всего, как саморегуляцию. В психологии общую успешность личности часто связывают с высоким уровнем развития саморегуляции. Так, О.А.Конопкин полагает, что от степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности [5], в том числе и успешность адаптации. В психологии выявление уровня и специфики определенного психологического компонента личности – это в основном задача психологической диагностики. В связи с этим исследование саморегуляции дезадаптированной личности невозможно без данных психодиагностического обследования. При этом выбор диагностического инструментария во многом определяет качество всего исследовательского процесса. Существование проблемы диагностики саморегуляции дезадаптированной личности объясняется многообразием методов психологической диагностики в связи с отсутствием единой точки зрения по вопросу о сущности собственно саморегуляции, ее целостнофункциональной структуры и ее качественных характеристик. Вышеназванные факты определили необходимость написания данной статьи. Цель данной статьи: определить состояние проблемы диагностики саморегуляции дезадаптированной личности. Для реализации заявленной цели мы обозначим значение саморегуляции для дезадаптированной личности и проведем обзор ряда методик, позволяющих диагностировать уровень саморегуляции личности. В ряде исследований подчеркивается значимость эффективной саморегуляции для успешности адаптации (Корнев, А.В., 2001; Манапова Е.И., 2001; Нестер Н.А., 2005; Луцко Е.А., 2008; Федорова Т.И., 2009). Также значение саморегуляции отмечается в исследованиях сущности общего адаптационного потенциала личности А.Г.Маклакова. При этом, именно особенности личности являются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации [7]. В контексте данной статьи мы понимаем саморегуляцию, вслед за Е.А.Луцко и А.Г.Маклаковым, как личностную характеристику [6,7].
Стр.1
В свою очередь, считаем, что саморегуляция дезадаптированной личности подлежит психолого-диагностическому исследованию существующими в психодиагностической науке различными методами диагностики личностной саморегуляции. Вариативность определений понятия «саморегуляция личности» повлияли на многообразие подходов к ее оценке (психологической диагностике). Поэтому мы полагаем, что целесообразно при проведении обзора методик, позволяющих диагностировать уровень саморегуляции личности уточнять авторское понимание сущности данного диагностируемого показателя. Согласно авторской концепции индивидуального стиля саморегуляции В.И.Моросановой диагностике подлежат следующие компоненты саморегулятивного процесса: - индивидуальная развитость планирования целей; - моделирование значимых условий их достижения; - программирование действий; - оценивание и коррекция результатов; - уровень сформированности регуляторной гибкости (способность перестраивать, вносить коррекцию в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий); - самостоятельность. В разработанном В.И.Моросановой опроснике «Стилевые особенности саморегуляции поведения - ССП-98» общий уровень саморегуляции заключается на основе совокупных данных названных показателей по соответствующим шести шкалам: 1) планирование целей; 2) моделирование значимых условий их достижения; 3) программирование действий; 4) оценивание и коррекция результатов; 5) гибкость; 6) самостоятельность [9]. Данный опросник использовался Н.А.Нестер [10] в исследовании регуляции социально-дезадаптированного поведения подростков. По О.А.Конопкину, осознанная саморегуляция – это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Согласно структурно-функциональной модели саморегуляции О.А.Конопкина, реализация субъектом регуляторного процесса – это самостоятельное принятие человеком ряда взаимосвязанных решений и осуществление последовательности согласованных между собой выборов, состоит из следующих функциональных звеньев: 1) формируется для достижения принятой цели); 2) 3) постановка и принятие субъектом цели (весь процесс саморегуляции создание субъективной модели значимых для деятельности условий; формирование программы исполнительских действий (субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий); 4) 5) контроль и оценка реальных результатов; коррекция системы саморегулирования [5]. Исходя из данного понимания саморегулятивного процесса, для оценки уровня саморегуляции, необходимо оценить успешность личности в рамках целепостроения, и целедостижения. С.Ю.Головин считает, что саморегуляция реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов и имеет следующую структуру:
Стр.2