ISBN 978-5-9765-1413-3 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037760-8 (Наука) В монографии приведены сведения о феномене метафоры, анализируются психотерапевтические, коррекционно-развивающие, диагностические возможности метафоры как психологического средства. <...> Выявлены особенности авторской психодиагностической процедуры, обеспечивающие ее эффективность в диагностике содержательных характеристик школьных страхов младших школьников. <...> Применение метафоры в диагностическом контексте ограниченно представлено в психологических исследованиях. <...> Особенности метафоры (синкретичность, обобщенность, высокая информативная емкость) позволяют считать ее эффективным средством изучения содержательных характеристик школьных страхов детей младшего школьного возраста. <...> Во-первых, школьные страхи можно отнести к числу трудно объективируемых проявлений личности ребенка, а значит, их особенности не могут быть раскрыты напрямую, а только опосредованно, с переводом сложных и не всегда доступных пониманию ребенка когниций в более простые и конкретные формы, имеющие для него личностно – значимую эмоциональную окраску. <...> 4 Возрастным особенностям детских страхов и, в частности, школьных страхов детей младшего школьного возраста посвящено значительное число психологических исследований (Л.С. Акопян, А.Л. Венгер, В.И. Гарбузов, С.В. Гриднева, А.И. Захаров, В.А. Петченко, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, М. <...> Отсюда на первый план решения проблемы выявления таких трудно объективируемых, иррациональных особенностей личности как школьные страхи выходит теоретическое осмысление и эмпирическое обоснование возможностей применения метафоры в изучении школьных страхов, характерных для младших школьников. <...> Прикладной аспект исследуемой проблемы выражен в разработке и апробации психодиагностической процедуры «Сказочные зачины», в основе имеющей метафору, направленной на диагностику таких трудно объективируемых особенностей личности как школьные <...>
РЕСУРСЫ_МЕТАФОРЫ_В_ИЗУЧЕНИИ_ШКОЛЬНЫХ_СТРАХОВ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
УДК 159.922.7(06)
ББК 88.8
Л 61
Рецензенты :
Вачков Игорь Викторович – д-р психол. наук, проф. кафедры
дифференциальной психологии и психофизиологии факультета
клинической и специальной психологии ГБОУ ВПО «Московский
городской психолого-педагогический университет», главный редактор
электронного журнала «Клиническая и специальная психология»;
Кузьменкова Ольга Валентиновна – канд. психол. наук, доцент,
зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный
педагогический университет»
Липская Т.А.
Л61
Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших
школьников: монография / Т.А Липская. – М : ФЛИНТА : Наука,
2014. – 144 с.
ISBN 978-5-9765-1413-3 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-037760-8 (Наука)
В монографии приведены сведения о феномене метафоры, анализируются
психотерапевтические, коррекционно-развивающие, диагностические
возможности метафоры как психологического средства. Представлены результаты
апробации авторской психодиагностической процедуры «Сказочные зачины»,
в основе имеющей метафору и направленной на диагностику школьных
страхов. Выявлены особенности авторской психодиагностической процедуры,
обеспечивающие ее эффективность в диагностике содержательных характеристик
школьных страхов младших школьников.
Для специалистов в области психологических наук, в первую очередь
для практических психологов, учителей, работающих с младшими школьниками,
для студентов психологических факультетов, а также для всех, интересующихся
применением метафоры в психологии.
УДК 159.922.7(06)
ББК 88.8
ISBN 978-5-9765-1413-3 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-037760-8 (Наука)
© Липская Т.А., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития психологической науки, который
ряд исследователей характеризует как постнеклассический,
особое значение приобретает поиск средств и методов исследования,
которые, сохраняя достоинства традиционных способов изучения
психологической реальности, обладали бы возможностью избежать
«эффекта фасада» и других нежелательных проявлений, обнаруживающихся
при проведении психодиагностики, и отвечали бы
насущным требованиям, предъявляемым к научному инструментарию.
Определившиеся в психологии перспективы развития связаны
с возобновлением научного интереса к индивидуальности, субъектности
человека, потребовавшего разработки методов и методик,
ориентированных не на измерение, изучение повторяющихся явлений,
сопоставление с эталонами, а на выявление качественных проявлений
личности, на раскрытие неповторимости ее внутреннего
мира, на преодоление возможных искажений результатов в сторону
социальной желательности. Качественные методы открывают широкие
возможности психологического познания человека. Получение
качественных данных становится возможным, в частности, посредством
метафоры как психологического средства, которое позволяет
изучать базовые, глубинные структуры психики, учитывать
своеобразие и уникальность личности. Исходя из вышесказанного
можно с очевидностью утверждать, что данное исследование является,
безусловно, актуальным и значимым, поскольку многообразные
свойства метафоры, довольно неплохо изученные психологами
и лингвистами, оказались явно недостаточно использованы в целях
изучения различных психологических феноменов и, в частности,
проявлений эмоциональной сферы детей.
Как показывает теоретический анализ, основным предметом
психологического изучения метафоры являются стадии процесса
понимания (S. Glucksberg, B. Keysar) и специфика понимания и
распознавания метафоры детьми (К.И. Алексеев, Л.К. Балацкая,
Е.А. Кричевец, М.В. Самойлова, А.П. Семенова, R. Honeck, H. Pollio).
В исследованиях О.В. Соболевой, Л.И. Шрагиной анализируются
особенности применения метафоры как развивающего средства
обучения. Специфика использования метафоры для развития
литературных, эстетических способностей детей, для развития ре3
Стр.3