ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Стратегическое мышление как психологическое явление формируется на довольно поздних этапах онтогенеза, поскольку его развитие связано с преобразованием конкретных мыслительных операций в комбинированные стратегии, что требует специальной работы по поддерживанию субъекта в образовательном процессе- то есть педагогической поддержки [1]. <...> Используя основные идеи В.А. Филимонова о ситуационном центре как специфической кросс-технологии [1], рассмотрим психологический аспект педагогической поддержки студентов в процессе стратегического мышления. <...> Для того, чтобы процесс стратегического мышления был наиболее эффективен, запускающим его механизмом является совокупное применение техник логического и образного типа [2]. <...> Этим требованиям отвечает аналитическая визуализация, если ее применять не как метод, а как психолого-педагогическую кросс-технологию. <...> Аналитическую визуализацию традиционно включают как метод работы в программы личностных тренингов с исследовательской целью. <...> В исследовательских визуализациях обязательно дается установка на запоминание [Шевцова, И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. <...> 15-17]: необходимо собрать материалы (неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы; образы фантазии как проекции подсознательных процессов) для дальнейшего анализа (описание, зарисовка, сбор ассоциаций, «заземление», выводы). <...> И.В.Шевцовой предлагается следующий алгоритм данного метода: 1) подготовка к погружению (расслабление, работа с телом); инструкция на запоминание; 2) перенесение в знакомое, безопасное место; 3) преодоление препятствий; 4) арена - наблюдение за описываемыми событиями или пассивное участие в них; 5) ритуал - совершение выбора, получение подарка, нахождение какого-либо предмета; 6) возвращение в безопасное место; 7) выход на поверхность, осознание позиции «здесь и сейчас [3, с. <...> Мы предлагаем <...>
Педагогическая_поддержка_студентов_в_процессе_стратегического_мышления_.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Стратегическое мышление как психологическое явление
формируется на довольно поздних этапах онтогенеза, поскольку его
развитие связано с преобразованием конкретных мыслительных операций
в комбинированные стратегии, что требует специальной работы по
поддерживанию субъекта в образовательном процессе- то есть
педагогической поддержки [1].
Используя основные идеи В.А. Филимонова о ситуационном центре
как специфической кросс-технологии [1], рассмотрим психологический
аспект педагогической поддержки студентов в процессе стратегического
мышления. Для того, чтобы процесс стратегического мышления был
наиболее эффективен, запускающим его механизмом является совокупное
применение техник логического и образного типа [2]. Этим требованиям
отвечает аналитическая визуализация, если ее применять не как метод, а
как психолого-педагогическую кросс-технологию.
Аналитическую визуализацию традиционно включают как метод
работы в программы личностных тренингов с исследовательской целью. В
исследовательских визуализациях обязательно дается установка на
запоминание [Шевцова, И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга
личностного роста. – СПб.: Речь, 2007. – 192 с., с.15-17]: необходимо
собрать материалы (неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы; образы
фантазии как проекции подсознательных процессов) для дальнейшего
анализа (описание, зарисовка, сбор ассоциаций, «заземление», выводы).
И.В.Шевцовой предлагается следующий алгоритм данного метода: 1)
подготовка к погружению (расслабление, работа с телом); инструкция на
запоминание; 2) перенесение в знакомое, безопасное место; 3)
преодоление препятствий; 4) арена - наблюдение за описываемыми
событиями или пассивное участие в них; 5) ритуал - совершение выбора,
получение подарка, нахождение какого-либо предмета; 6) возвращение в
безопасное место; 7) выход на поверхность, осознание позиции «здесь и
сейчас [3, с.15-17].
Мы предлагаем для проработки какой-либо ситуации (проблемы,
задачи) через образ с дальнейшим анализом использовать именно
«аналитическую визуализацию» как алгоритмическую технологию,
включающую следующие этапы: название, введение, дыхание,
визуализация, медитативная визуализация, выход, обратная связь [4].
Данный алгоритм проведения аналитической визуализации
осуществляется посредством «наполнения» каждого из этапов (методов)
техниками в зависимости от требующей проработки ситуации (проблемы,
задачи). Применяя данную технологию, педагог (психолог) осуществляет
роль «тренера».
Стр.1