Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Книжное обозрение

Книжное обозрение №14-15 (2390-2391) 2014 (40,00 руб.)

0   0
Страниц32
ID285408
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2014 .— №14-15 (2390-2391) .— 32 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/285408 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 Интервью с Тимоте де Фомбелем УЮТНЫЕ УЖАСЫ ВИКТОРИАНЦЕВ 7 КАМЕР-ЮНКЕР ПРОТИВ НИНДЗЯ 21 #14-15 (2390-2391) WWW.KNIGOBOZ.RU 5 ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ГРАЧИ? <...> Неожиданная версия Дианы Сеттерфилд 6 КАФКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ Тюремная фантасмагория Матея Вишнека 11 выходит с 5 мая 1966 года СЛИШКОМ БЕСПЕЧНЫЕ ЕЗДОКИ Правда о байкерах от Тони Томпсона новости В сердце страны Прогулки по Москве и под Москвой (стр. <...> В рамках проекта в Алтайском крае побывают член жюри премии «Большая книга», главный редактор редакции современной русской прозы издательства АСТ Елена Шубина, писатель Владимир Шаров, писатель и литературный критик Майя Кучерская, заместитель генерального директора НФ «Пушкинская библиотека», координатор проекта «Большая книга» – встречи в провинции» Татьяна Потапова. <...> 8) Книжное обозрение 2 Имени Бродского книга недели Стоун против Америки Всякий, кто пожил в США хотя бы месяц, прекрасно знает, что эта страна вовсе не является тем оплотом демократии, которым выставляет себя перед всем миром, причем это касается в равной степени ее внутренней и внешней политики. <...> Оценивать произведения участников будет жюри, в которое вошли историк Яков Гордин, литературоведы Андрей Арьев, Валентина Полухина, Наталья Иванова и Илья Кукулин, поэты Александр Кушнер, Андрей Родионов и Борис Херсонский. <...> Всеволод Баронин выбор редакции Издания, отрецензированные в номере Антонов Д., Майзульс М. <...> Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии . <...> Большая маленькая девочка: История пятая: Сто один способ заблудиться в лесу. <...> Большая маленькая девочка: История четвертая: Семь с половиной крокодильских улыбок . <...> Сахарный ребенок: История девочки из прошлого века, рассказанная Стелой Нудольской . <...> Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии. <...> Книжное обозрение #14-15 (2390-2391) 3 тимоте де фомбель «Когда я вырасту, то стану Миядзаки» — Известный японский архитектор Терунобу Фудзимори подумал, что ему не помешало бы обзавестись чайным <...>
Книжное_обозрение_№14-15_2014.pdf
«МЫ ВСЕ ПИШЕМ КНИГИ, КОТОРЫХ НАМ НЕ ХВАТАЕТ…» 3 Интервью с Тимоте де Фомбелем УЮТНЫЕ УЖАСЫ ВИКТОРИАНЦЕВ 7 КАМЕР-ЮНКЕР ПРОТИВ НИНДЗЯ 21 #14-15 (2390-2391) WWW.KNIGOBOZ.RU 5 ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ГРАЧИ? Неожиданная версия Дианы Сеттерфилд 6 КАФКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ Тюремная фантасмагория Матея Вишнека 11 выходит с 5 мая 1966 года СЛИШКОМ БЕСПЕЧНЫЕ ЕЗДОКИ Правда о байкерах от Тони Томпсона новости В сердце страны Прогулки по Москве и под Москвой (стр. 8) «Большая книга» на Алтае С 9 по 11 сентября Алтайский край принимает эстафету проекта «Большая книга» – встречи в провинции». Это – совместный проект Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», который реализуется с 2008 года. В рамках проекта в Алтайском крае побывают член жюри премии «Большая книга», главный редактор редакции современной русской прозы издательства АСТ Елена Шубина, писатель Владимир Шаров, писатель и литературный критик Майя Кучерская, заместитель генерального директора НФ «Пушкинская библиотека», координатор проекта «Большая книга» – встречи в провинции» Татьяна Потапова. Встречи гостей с писателями, издателями, читателями пройдут в Барнауле, Новоалтайске, Павловске, Косихе, Сростках. Утенок для Рушди Салман Рушди стал лауреатом датской литературной премии имени Ганса Христиана Андерсена. Награду – статуэтку «Гадкого утенка», диплом «Красота лебедя» и чек на 500 000 крон (67 000 евро) – знаменитый британский прозаик получил из рук кронпринцессы Мэри на открытии второго фестиваля Андерсена, который прошел в Оденсе, на родине великого сказочника, 17–24 августа. Премии Салман Рушди удостоился «за сочетание глубокого реализма и магической фантазии», а также за то, что он «показал важность соприкосновения различных культур в наше время». Премия имени Ганса Христиана Андерсена вручается раз в три года. Эта литературная награда учреждена частным комитетом, выбирающим лауреатов среди писателей, близких Андерсену по жанровым или стилистическим особенностям своего творчества. Ранее обладателями премии становились Пауло Коэльо, Джоан Роулинг и Исабель Альенде. pro Читайте в выпуске «PRO»: Российские издатели на Пекинской книжной ярмарке; «Книжный рынок России» – доклад Роспечати. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Следующий номер «Книжного обозрения» выйдет 15 сентября с. г. Прогулки по Москве и под Москвой (стр. 8)
Стр.1
Книжное обозрение 2 Имени Бродского книга недели Стоун против Америки Всякий, кто пожил в США хотя бы месяц, прекрасно знает, что эта страна вовсе не является тем оплотом демократии, которым выставляет себя перед всем миром, причем это касается в равной степени ее внутренней и внешней политики. И это утверждение еще более понятно в устах знаменитого режиссера Оливера Стоуна, познавшего внешнюю политику своей родины на собственной шкуре – получив ранения на войне во Вьетнаме. Было понятно, что рано или поздно этот жизненный опыт найдет свое отражение не только во «Вьетнамской трилогии» его фильмов, но и в более серьезных произведениях. Несколько неожиданно, что таким произведением стал капитальный труд, написанный режиссером в соавторстве с былым активистом антивоенного движения 60-х Питером Кузником. С 1-го сентября в Санкт-Петербурге стартовал первый поэтический конкурс «Критерии свободы» имени Иосифа Бродского. Мероприятие проходит при поддержке Санкт-Петербургского регионального общественного фонда создания Литературного музея Иосифа Бродского и комитета по культуре Петербурга. Организаторы обещают сделать его ежегодным мероприятием и основой регулярной поэтической лаборатории на базе будущего музея-квартиры, которую планируют открыть на Литейном проспекте, где Бродский жил с родителями до эмиграции, 24 мая 2015-го года, к 75-летию со дня рождения литератора. Конкурс проводится в четырех номинациях: «Элегия», «Большое стихотворение», «Поэтический цикл» и «Свобода – пятое время года». Прием заявок осуществляется до 1 октября. Победители конкурса «Критерии свободы» станут известны 30 ноября – их наградят в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Оценивать произведения участников будет жюри, в которое вошли историк Яков Гордин, литературоведы Андрей Арьев, Валентина Полухина, Наталья Иванова и Илья Кукулин, поэты Александр Кушнер, Андрей Родионов и Борис Херсонский. По итогам конкурса Дмитрий Шагин из арт-группы «Митьки» создаст «Книгу художника» – авторский альманах с произведениями победителей. Серия будет создана вручную ограниченным тиражом. Кроме того, произведения победителей будут опубликованы в российских литературных журналах. Неопрятный и развратный В Австралии детский писатель Роальд Даль пострадал от поборников нравственности. Сеть супермаркетов Aldi по требованию клиентов изъяла из продажи его сборник стихов Revolting Rhymes. Впервые эта книга, в юмористическом ключе интерпретирующая известные сказки, была опубликована в 1982-м году. Причиной недовольства читателей стало встречающееся в одном из стихотворений слово «slut». Согласно словарям, у него есть два значения: «неопрятная женщина» и «развратная женщина, проститутка». Жалоба на неподобающую лексику Даля была размещена на странице сети в Facebook и на следующий же день в Сети появилось объявление об изъятии книги из продажи. Надо отметить, что общественность действия Aldi не одобрила. Пользователи посвященного детским книгам австралийского сообщества решили написать в штаб-квартиру сети Aldi письмо с осуждением цензуры. Против запрета книги выступили и деятели культуры, в частности, детская писательница Энди Гриффитс. Нерассказанная история США / Оливер Стоун и Питер Кузник; Пер. с англ. А. Оржицкого, В Полякова. М.: КоЛибри, Азбука Аттикус, 2014. – 992 с. (п) ISBN 978-5-389-06146-0 Фактически «Нерассказанная история США» является манифестом очень сердитого патриотизма ее авторов – в книге, охватывающей историю США с конца Первой мировой войны до наших дней, на первых же страницах прямо заявляется, что вся деятельность американских президентов и правительств за этот срок является неприкрытым предательством идеалов основателей американского государства и противоречит духу и букве Декларации о независимости. Плюс ко всему книга написана с настоящей страстью – авторы ухитряются очень мощно вести читателя через хитросплетения политической жизни Америки XX и XXI веков, перечисляя при этом массу неприглядных и не всегда таких уж известных современному человеку фактов. Будучи человеком искусства, Оливер Стоун не мог не проявить некоторой идеализации двух героев своего повествования, а именно президентов Франклина Рузвельта и Джона Кеннеди – и тем выше вес этой книги, ставшей, по большому счету главным делом жизни режиссера вне кинематографа и одновременно своего рода продолжением его нашумевшего фильма «JFK». Всеволод Баронин выбор редакции Издания, отрецензированные в номере Антонов Д., Майзульс М. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии . . . . 32 Арсеньев Б. Неисчерпаемая Якиманка. В центре Москвы – в сердцевине истории. . . . . . . . . . . . . .8 Байрами М-Р. Жертвы заветного сада . . . . . . . . . . . . . .19 Бару М. Повесть о двух головах, или провинциальные записки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Бершадская М. Большая маленькая девочка: История пятая: Сто один способ заблудиться в лесу. 28 Бершадская М. Большая маленькая девочка: История третья: Вышел зайчик погулять. . . . . . . . . . . . . 28 Бершадская М. Большая маленькая девочка: История четвертая: Семь с половиной крокодильских улыбок . . . 28 Бершадская М. Большая маленькая девочка: История шестая: Тыквандо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Брандрет Дж. 7 секретов счастья. Путь оптимиста. . .12 Брюкнер П. Дом ангелов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет . . 25 Вишнек М. Господин К. на воле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Гёльдерлин Ф. Огненный бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность . . . . . . . . . . . . . . . .10 Гоголь Н. Из писем. «Что может доставить пользу душе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Гретковская М. Агент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Громова О. Сахарный ребенок: История девочки из прошлого века, рассказанная Стелой Нудольской . . . 29 Гурин-Скворцов М. Новые праздники-2: Роман, написанный в общественном транспорте (На правах исповеди) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Данилов Ю. Русские отряды на французском и македонском фронтах 1916–1918 гг.. . . . . . . . . . . . . . . .19 Дети холодного мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Диккер Ж. Правда о деле Гарри Квеберта. . . . . . . . . . 24 Дневник поколения: Летопись эпохи в воспоминаниях современников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Додолев Е. Времени машины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Историкум: Мозаика времен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Коу Дж. Экспо-58 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 7 1 Коути Е., Клемм Е. Заговор призраков. . . . . . . . . . . . . . .7 Коути Е., Клемм Е. Страшный дар . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Кун Суук Шин Я буду рядом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Манро Э. Беглянка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Маяковский В. ПРО ЭТО. Факсимильное издание. Статьи. Комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Миллер Э. Жажда боли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Мориарти Л. Компаньонка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Неизвестные страницы Великой Отечественной . . . . . .19 Пуччо Г. В самом сердце советской Машины. . . . . . . .11 Разумовская Е. Аномальные места Москвы . . . . . . . . . .8 Римминен М. С носом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Рихтер Х. Дада – искусство и антиискусство: Вклад дадаистов в искусство ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Рогачев А. Москва. Великие стройки социализма . . . .12 Рот В. Избранная. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Русские писатели: Поэты (Советский период): Библиогр. указатель. – Т. 28: Велимир Хлебников . . . . . . . . . . . . . . . .12 Свечин Н. Мертвый остров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Северянин И. Уснувшие весны. Критика. Мемуары. Скитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Серебряная О., Пивоваров В. Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии. . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Сеттерфилд. Д. Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Томпсон Т. Отверженные: В мире насилия байкерских банд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Усачев А. Новые приключения «Котобоя»: Сказочные истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Устинова Т. Сто лет пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Фомбель Т. де Тоби Лолнесс. Кн.2: Глаза Элизы. . . . 29 Френч Т. В лесной чаще . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Френч Т. Рассветная бухта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 Харвуд Дж. Мой загадочный двойник . . . . . . . . . . . . . . .7 Харламова О. Белая кувшинка: Стихотворения . . . . . .19 Яковлева О. Тайны московских подземелий. . . . . . . . . .8 Культовый музыкант, химик, изобретатель в области космической промышленности, основатель саксофонного трио «Три О», участник масштабного проекта Сергея Курёхина «Поп-механика» Сергей Летов просто и даже наивно рассказывает о своей жизни, о семье, об отношениях с братом, о музыкантах, с которыми работал. 2 Летов С. Кандидат в Будды. М.: Амфора, 2014. – 287 с. – (Дискография). #14-15 (2390-2391) новости Чита награждает Поэт и писатель Юрий Курц стал лауреатом ежегодной литературной премии имени Михаила Вишнякова за сборник «На арчаке казачьего седла» и цикл исторических поэм «С крестом и мечом». Награду вручил губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. Церемония вручения премии прошла в краевой библиотеке в Чите. Курц поблагодарил писательскую организацию и посетовал, что «издаваться сегодня сложно, но не видеть плодов своего творчества нельзя». В ответ глава Забайкалья пообещал литераторам поддержку. «Пишите, а мы найдем средства, чтобы донести ваши труды до молодежи», – сказал он. Раритеты на продажу 11 сентября в «Доме антикварной книги в Никитском» стартует аукцион, на котором будут представлены несколько тысяч редких и редчайших русских книг и рукописей из частных собраний. Лотом № 1 станет Среднешрифтное Евангелие 1558 г. выпуска – уникальное издание, относящееся к числу книжных памятников национального значения. На российском аукционе эта книга появляется впервые. Евангелие было издано Анонимной типографией – условное название первой московской типографии, работавшей в 1553—1565 гг. Некоторые эксперты считали Среднешрифтное Евангелие самым первым московским печатным изданием, другие исследователи называют его третьей по счету книгой московской печати. Также на аукционе будет представлена яркая подборка книг XVIII-начала XIX века, таких, например, как «Рассуждения о том, что может нравиться и не нравиться в светском обращении» (1795), «Риторика в пользу молодых девиц» (1797). Из автографов представлены уникальные письма и инскрипты императора Александра II и Н. Лобачевского, «надсмотрщика» Пушкина А. Бенкендорфа и друга поэта Н. Всеволожского и многих других знаменитостей. А октябре откроется серия аукционов по продаже частного собрания редких антикварных книг и рукописей общей стоимостью 30 миллионов долларов. 9 октября на торгах будет представлено самое полное собрание прижизненных изданий Александра Пушкина, дополненное прижизненными изданиями других великих литераторов, среди которых Лермонтов, Гоголь, Грибоедов. На втором аукционе, 20 ноября, на продажу выставят ряд редчайших книг, среди которых подборка трудов первопечатника Ивана Федорова и уникальные издания Апостола (1564) и Нового Завета (1580). Кроме того, впервые за несколько десятков лет на открытую продажу выставят такие редкие увражи (богато иллюстрированное художественное издание большого формата), как «Записка и правила о дорогах, деревнях и городах, составленные императором Александром Первым по собственному Его опыту…» с пометками императора, «Виды парка при селе Шаблыкино…», «Собрание видов села Городни и его окрестностей…». Если автомобили марки «Мерседес» ассоциируются у вас исключительно с бандитским шиком 90-х, новый триллер Стивена Кинга поможет вам избавиться от стереотипа. И возможно, начать по-настоящему бояться «мерседесов». На счету неуловимого автомобилиста-убийцы «Мистера Мерседеса» уже восемь убитых и пятнадцать раненных – и что им движет? 3 Кинг С. Мистер Мерседес / Пер. с англ. В. Вебера. М. АСТ, 2014. – 480 с. Русско-американский писатель Максим Д. Шраер рассказывает увлекательную историю о том, как на развитие современной русской культуры повлияло соперничество двух гениев ХХ века – Бунина и Набокова. Исследование Шраера вскрывает целые пласты неизвестных архивных материалов, включая переписку великих прозаиков. Шраер М. Д. Бунин и Набоков. История соперничества. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – 222 с.
Стр.2
Книжное обозрение #14-15 (2390-2391) 3 тимоте де фомбель «Когда я вырасту, то стану Миядзаки» — Известный японский архитектор Терунобу Фудзимори подумал, что ему не помешало бы обзавестись чайным домиком. Он построил уже многих атких домиков для своих друзей, так почему бы не сделать еще один для себя? Ему хотелось, чтобы домик был экологичным, уютным и единственным в своем роде, и выстроил его из каштанового дерева со склонов гор. Мне кажется, ваша книга похожа на его дом. Как вы думаете? — Эта аналогия меня очень трогает. Правда, каждую свою книгу я пишу как последнюю. Пишу с мыслью о том, чтобы эта книга на меня походила, чтобы я в ней отражался. По сути, мы все пишем книги, которых нам не хватает. Мне очень нравится эта идея: создать себе маленький уголок, где будет уютно и комфортно. Более того, мой отец был архитектором, и я всегда был уверен в том, что архитектура – особый способ сочинительства. И когда я сочиняю, то часто ловлю себя на мысли о том, что нахожусь в том же состоянии души, в котором находился, когда был маленьким ребенком и лазил по деревьям, и строил на них домики. Да, это действительно очень интересная аналогия. — Вы знаете, на земле есть места, где почти нет деревьев: то ли из-за особенностей климата, то ли из-за людей, – однако там все равно живут дети: потенциальные читатели «Тоби Лолнесса». Как вам кажется, они бы смогли почувствовать то же самое, что почувствовали дети, которые видят деревья каждый день? — Я бы сказал, что у каждого из нас есть в голове какое-то воображаемое дерево. Когда читаешь «Маленького принца» – представляешь себе его планету и отчетливо видишь все баобабы, которые на ней растут. Но ведь никто из нас на самом-то деле не путешествовал по космическому пространству. Для меня дерево – это не только естественный природный объект, который, по удачному стечению обстоятельств, растет в саду. Это, прежде всего, – вымышленная вселенная. Как-то раз я встретил человека, выросшего в ливийской пустыне: до 14 лет он не видел в своей жизни ни одного дерева. Тем не менее, когда он приехал во Францию, то стал лесничим! Ведь это все равно – как если бы он решил стать космонавтом. — В 1937 году советский писатель Ян Ларри сочинил повесть, в которой двое детей, выпив эликсир, уменьшились в сотни раз и, верхом на стрекозе, сами того не желая, попали в «травяные леса», где живут полчища очень опа4 В новом романе латиноамериканского кудесника Федерико Андахази, как всегда, кипят страсти. Иоганн Гутенберг предстает перед судом по обвинению в убийстве книги, а неведомый безумец, вооруженный острым скальпелем, терроризирует Монастырь Почитательниц Священной Корзины – самый таинственный и роскошный дом терпимости в империи. Анадахази Ф. Книга запретных наслаждений / Пер. с исп. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 256 с. сных для них насекомых. Вы были знакомы с этой историей, когда писали свою? — Я ее не читал, однако я коллекционирую все истории, касающиеся крохотных миров. А таких историй довольно много. Я вспоминаю «Воришек» – книгу и снятый по ней фильм с Джоном Гудменом в главной роли. Там маленькие человечки действовали параллельно с большими, то есть обычными, людьми. И Люк Бессон сочинил историю про минипутов: и они там тоже жили под боком у людей. У меня всё несколько иначе. Тот крохотный мир, который описываю я, – абсолютно закрыт, изолирован. И мне было важно показать его именно таким, и чтобы обитатели этого маленького мира задавали себе тот же вопрос, что и мы на своей планете: а есть ли жизнь вне дерева? — По образованию Ларри был биологом: то есть он точно знал, о чем пишет. Может быть, и вы специально для «Тоби…» изучали ботанику? — Нет, у меня нет такого образования, однако, сколько себя помню, я всегда интересовался природой. Ловил мух и сажал их в банки, гонялся за бабочками и подолгу наблюдал за жуками. Так что у меня был определенный багаж знаний, когда я приступал к работе над книгой. Хотя его, конечно, не хватало для того, чтобы быть максимально точным в описаниях. Поэтому я начал собирать информацию о том, как живет дерево, от семени и до верхушки, уходящей в самое небо, какие насекомые ползают по его коре, какие грибы растут рядом и т.д. Я старался быть очень внимательным, когда описывал листья, траву, почки и птиц, – только бы ничего не напутать, избежать дурацких ошибок. Помню, мне было нужно ввести в повествование богомола, а действие происходило в феврале. Я заглянул в специальную книгу и прочитал: никаких богомолов в это время на дереве быть не может! Пришлось переделывать всю главу, чтобы не погрешить против истины. Моя книга переведена на 28 языков, а я до сих пор страшно боюсь быть уличенным в неточности каким-нибудь ученым-ботаником. — Когда Элиза томится в плену и ее навещает лишь Тень, она с завистью думает о том, что есть у Тени, но чего она, сидя тут, лишена. Мужество, неожиданность и мечта. Это похоже на формулу, которая годится не только для узников. Вам, как писателю, она подходит? В новом (всего лишь третьем за всю историю) сборнике литовских сказок на русском языке публикуются тексты двух архаичных жанров – сказок о животных и волшебных сказок. Во введении приведены сведения о собирании сказок, о репертуаре и особенностях литовских сказок. 5 Литовские народные сказки / Сост. Б.Кербелите. М.: ФОРУМ: НЕОЛИТ, 2015. – 416 с. Беседовал Вера Бройде Заполучив два десятка престижных французских и международных литературных наград, двухтомник «Тоби Лолнесс», рассказывающий о большой жизни крошечных людей, принес его автору Тимоте де Фомбелю мировое признание и всеобщее уважение. Этим летом молодой писатель и драматург впервые приехал в Москву, где встретился с толпой счастливых детей, прочитавших первую книгу, представил вторую и ответил на вопросы «КО». — Моя бабушка как-то сформулировала свой жизненный девиз: «Долг неожиданного». Обычно бабушки и дедушки требуют от внуков послушания, а тут – такое: мне повезло! Я обладал полной свободой. Думаю, что девиз мой бабушки и породил эту триаду, которую вы назвали формулой. Смелость дает возможность преодолевать риск неожиданного, а риск неожиданного обеспечивает воплощение мечты. В этом и заключается главная сила детских книг: не претендуя на всезнайство, не навязывая доктрины, они, тем не менее, способны стать эквивалентом настоящей, хотя и маленькой, карманной, но очень личной философии. Ну а когда мне все же приходится опускаться до морализаторства, чтобы донести какую-то истину, то я всегда использую для этого одного и того же персонажа – Сима Лолнесса, отца Тоби. В книге для взрослых я на такое никогда не осмелюсь. — Но герои этой книги ведут взрослую, то есть жестокую и смертоносную войну. Вы, кажется, не верите в психологию ненасилия? В то, что любую проблему можно решить, не прибегая к оружию? Или в то, что нужно подставить левую щеку, если тебя ударили по правой? — Но ведь я, прежде всего, – рассказчик: мне необходимо, чтобы мои герои прошли через испытания. Если всё хорошо – ничего не происходит – рассказывать не о чем. И мне пришлось подвергнуть жизнь Тоби смертельному риску, чтобы он повзрослел. Может быть, в книге и вправду много мрачных моментов, но в ней есть и надежда: может быть, всё будет хорошо. А насилие… оно повсюду, и я не могу делать вид, будто его не вижу, хотя мне бы этого очень хотелось. И я пишу о нем только как о насилии, я никогда не называю его чужим именем, чуть более красивым или благородным. Насилие – это мерзко. — Тоби так часто попадает в ситуации, требующие от него невероятной ловкости и бесстрашия, потому что вы считаете, что в обычной жизни эти качества не слишком проявляются? — Чтобы книга была интересной, нужно смотреть на героев сквозь лупу, когда придумываешь для них испытания. Нужно всё увеличивать. Я надеюсь, что читатели найдут в поступках моих персонажей толику микрогероизма. А что касается Тоби, то мне, как писателю, признаться, здорово мешали его родители. Ведь они навязывали моему герою свою волю. Проще всего было их сразу удалить: Этот справочник – первая за всю историю проведения всесоюзного, а затем всероссийского конкурса «Искусство книги» попытка собрать воедино сведения о лучших отечественных изданиях, отмеченных наградами за достижения в области книжной графики, дизайна и полиграфии. 6 Солоненко В. Конкурс «Искусство книги». 1958 –1997 М.: Арт-Волхонка, 2013. – 456 с. либо сделать его сиротой, либо отправить их в дальние-дальние края. Потому что главный герой – мальчик это или девочка – всегда сам должен преодолевать те трудности, которые выпадут на его долю. Но ваш вопрос пробудил во мне старое желание – написать художественную книгу со спокойным сюжетом, без каких-то серьезных потрясений. Знаете, когда я смотрел мультфильм Миядзаки «Мой сосед Тоторо», который начинался с того, что мама двух маленьких девочек попадала в больницу, – я думал: «Сейчас она умрет», «Вот сейчас», «Наверное, сейчас». Мне казалось, что это единственный поворот сюжета, на котором может держаться драматургия фильма. Каково же было мое удивление, когда в самом конце она выздоровела! Вот он – пример для подражания: вариант динамичного повествования, в котором автору удалось избежать главному движущего массива едва ли не всех историй – насилия. Когда я вырасту, то стану Миядзаки. — А у вас когда-нибудь был враг? — Как хорошо, что вы меня об этом спросили! Во все свои книги я рассовываю разнообразных врагов, но почти никто об этом не догадывается. А ведь настоящий враг должен знать, что речь идет о нем. А моим первым и, наверное, единственным врагом оказался очень крупный французский кинопродюсер, который попросил меня, 16-летнего подростка, составить громадную картотеку. Он хотел, чтобы я, основываясь на своем читательском опыте, изложил сюжеты всех литературных произведений, которые бы можно было адаптировать для сериалов. Мне пришлось на целый год оставить учебу и заниматься только этим, потому что мне были нужны деньги, а денег не было. И контракта, к слову, – тоже. Я писал, писал и писал эти дурацкие карточки. Отправлял их по почте своему нанимателю. Без ответа. Я звонил, приходил к нему в офис – меня выставляли на улицу. И мне не заплатили. Это был очень влиятельный продюсер, который воспользовался моей наивностью и неопытностью, и это был потрясающий опыт столкновения с грандиозной несправедливостью. Наверное, несправедливость – самое худшее из зол, особенно когда она направлена на хрупкость и молодость. И если мне когда-нибудь будут вручать Нобелевскую премию по литературе, я обязательно упомяну его имя в своей речи, никого заранее не предупредив. Думаю, это будет прекрасная, самая лучшая на свете месть. Но вот что бы я хотел знать: считает ли кто-нибудь меня своим врагом? 7 Книга посвящена одной из самых коварных ловушек человеческого общения – взаимоотношениям с близкими людьми, страдающими от тяжелых заболеваний. Чего ни в коем случае нельзя говорить и делать? Почему некоторым людям так сложно помогать? Как остаться честным с больным и с самим собой? Испытание болезнью. Как общаться, сохранить отношения и помочь близкому / Пер. с англ. И. Епифановой. Погребин Л.К. М.: Livebook, 2014. – 416 с. персона
Стр.3