Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Книжное обозрение

Книжное обозрение №7 (2383) 2014 (40,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID285401
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2014 .— №7 (2383) .— 24 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/285401 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«ТО, О ЧЕМ Я НАПИСАЛА – ФРАНЦУЗСКИЙ ИДЕАЛ» 3 Интервью с писателем и журналистом Памелой Друкерман ПОЛЕТЫ С НЯНЬГЕЛОМХРАНИТЕЛЕМ 6 ВСПОМИНАЯ АЛЕКСАНДРА ПОКРЫШКИНА 8 #7 (2383) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ТЕАТР БАБУШКИ И МАНЬЯКА Элис Манро о трудностях жизни в Канаде 7 ТЫ СИЯЙ, КОШМАР НОЧНОЙ! <...> Стивен Кинг продолжает историю Дэнни Торранса 21 выходит с 5 мая 1966 года ВСЯ ПРАВДА О ЛЕТАЮЩЕМ НОСЕ И другие фантазии Энди Гриффитса и Терри Дентона новости Вышла биография Евгения Евтушенко (стр. <...> Итак, в «длинный список» девятого сезона премии вошли: Светлана Алексиевич («Время секонд хэнд»), Юрий Арабов («Столкновение с бабочкой»), Владимир Березин («Шкловский»), Юрий Буйда («Яд и мед»), Ксения Букша («Завод «Свобода»»), Александр Григоренко («Ильгет»), Наталья Громова («Ключ. <...> Последняя Москва»), Яна Дубинянская («Пансионат»), Андрей Иванов («Харбинские мотыльки»), Николай Климонтович («Парадокс европейца»), Елена Костюкович («Цвингер»), Алексей Макушинский («Пароход в Аргентину»), Владимир Мартынов («Автоархеология на рубеже тысячелетий»), Юрий Милославский («Приглашенная. <...> Материалы к биографии Александры Федоровны Чумаковой»), Александр Подрабинек («Диссиденты»), Захар Прилепин («Обитель»), Виктор Ремизов («Воля вольная»), Владимир Ропшинов («Князь механический»), Владимир Сорокин («Теллурия»), Евгений Чижов («Перевод с подстрочника»), Игорь Шайтанов («Шекспир»), Сергей Шаргунов («1993»), Владимир Шаров («Возвращение в Египет»), Роман Шмараков («Каллиопа, дерево, Кориск»), Глеб Шульпяков («Музей имени Данте»), Рукопись 55 («Под мостом из карамели»), Рукопись 259 («Нарушение правил»), Рукопись 335 («Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева») и Рукопись 326 («Короче»). pro Читайте в выпуске «PRO»: На VII Международном форуме «Интеллектуальная собственность – XXI век»; Национальная электронная библиотека – в московском метро. <...> Следующий номер «Книжного обозрения» выйдет 12 мая с.г. Герой со станции Зима Вышла биография Евгения Евтушенко (стр. <...> 5) Книжное <...>
Книжное_обозрение_№7_2014.pdf
«ТО, О ЧЕМ Я НАПИСАЛА – ФРАНЦУЗСКИЙ ИДЕАЛ» 3 Интервью с писателем и журналистом Памелой Друкерман ПОЛЕТЫ С НЯНЬГЕЛОМХРАНИТЕЛЕМ 6 ВСПОМИНАЯ АЛЕКСАНДРА ПОКРЫШКИНА 8 #7 (2383) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ТЕАТР БАБУШКИ И МАНЬЯКА Элис Манро о трудностях жизни в Канаде 7 ТЫ СИЯЙ, КОШМАР НОЧНОЙ! Стивен Кинг продолжает историю Дэнни Торранса 21 выходит с 5 мая 1966 года ВСЯ ПРАВДА О ЛЕТАЮЩЕМ НОСЕ И другие фантазии Энди Гриффитса и Терри Дентона новости Вышла биография Евгения Евтушенко (стр. 5) От Данте и Шекспира до «Короче» В Государственном Литературном музее, 21 апреля был торжественно оглашен «Длинный список» национальной литературной премии «Большая книга». Из 359 книг и рукописей, присланных на суд экспертов в девятом сезоне, до полуфинала добрались 29. О том, кто из лонг-листеров попадет в «список финалистов», станет известно в конце мая на традиционном Литературном обеде в ГУМе. Однако по словам председателя Совета экспертов, сформировать этот шорт-лист будет весьма и весьма непросто, потому что это «очень сильные произведения». Итак, в «длинный список» девятого сезона премии вошли: Светлана Алексиевич («Время секонд хэнд»), Юрий Арабов («Столкновение с бабочкой»), Владимир Березин («Шкловский»), Юрий Буйда («Яд и мед»), Ксения Букша («Завод «Свобода»»), Александр Григоренко («Ильгет»), Наталья Громова («Ключ. Последняя Москва»), Яна Дубинянская («Пансионат»), Андрей Иванов («Харбинские мотыльки»), Николай Климонтович («Парадокс европейца»), Елена Костюкович («Цвингер»), Алексей Макушинский («Пароход в Аргентину»), Владимир Мартынов («Автоархеология на рубеже тысячелетий»), Юрий Милославский («Приглашенная. Материалы к биографии Александры Федоровны Чумаковой»), Александр Подрабинек («Диссиденты»), Захар Прилепин («Обитель»), Виктор Ремизов («Воля вольная»), Владимир Ропшинов («Князь механический»), Владимир Сорокин («Теллурия»), Евгений Чижов («Перевод с подстрочника»), Игорь Шайтанов («Шекспир»), Сергей Шаргунов («1993»), Владимир Шаров («Возвращение в Египет»), Роман Шмараков («Каллиопа, дерево, Кориск»), Глеб Шульпяков («Музей имени Данте»), Рукопись 55 («Под мостом из карамели»), Рукопись 259 («Нарушение правил»), Рукопись 335 («Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева») и Рукопись 326 («Короче»). pro Читайте в выпуске «PRO»: На VII Международном форуме «Интеллектуальная собственность – XXI век»; Национальная электронная библиотека – в московском метро. Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Следующий номер «Книжного обозрения» выйдет 12 мая с.г. Герой со станции Зима Вышла биография Евгения Евтушенко (стр. 5)
Стр.1
Книжное обозрение 2 Голос мага книга недели Остров Божьей наготы Так что же это было? «Самая странная тюрьма в мире»? Беспрецедентная социальная лаборатория – один из неудавшихся экспериментов легендарных 20-х? «Государство в государстве»? «Цирк в аду»? Обитель? Или просто место, где ты говоришь «выдавливая из себя, как из камня, каждое слово: – Здесь Бог голый. Я не хочу на голого Бога смотреть»? Открывая диккенсовской толщины роман, обещающий рассказ о Соловецком лагере, трагической любви и философии жизни человеческой, рефлекторно ждешь развернутых – и желательно удобЭто Маркес придумал дождь, наполняющий души, точно пустые кувшины, проникающий в чувства. И теперь мы, бывает, смотрим на воду, как испуганная беременная Исабель из его рассказа. Великий колумбиец снова изменил наше представление о времени, когда написал «Сто лет одиночества» (1967). И это он приучил нас верить в призраков, не вызывающих никакого страха, потому что ведь и мы разделяем с ними их сверхъестественность. Это он – он рассказал нам, зачем красивая женщина превратилась в кошку. А сколько вошебного он рассказал о смерти, «про которую знали заранее»! Габриель Гарсия Маркес, родом из маленького Макондо, куда он также поселил и своих многочисленных персонажей, поведал о волшебстве, творящемся в мире, а может – придуманном его мощным воображением. Габриель Гарсия Маркес, лауреат Нобелевской премии по литературе (1982) скончался 17 апреля на 87-м году жизни. А казалось, именно этот волшебник, с высоко поднятой головой и лампой в вытянутой руке, шлёпая по воде, смазывал заржавелую ось земли, чтобы та меньше скрипела, вращаясь век за веком. Правда, его собственный голос, ясный и полный жизни, звучит как прежде. Он все еще осязаем, как в «Осени патриарха» (1975), пронзителен, как в «Рассказе не утонувшего в открытом море» (1955). Никогда не скучный В 1988 году в журнале «Огонек» вышла статья Бенедикта Сарнова «Какого роста был Маяковский», которая вызвала настоящий переполох. Одни восхищались авторской смелостью, другие по той же причине критиковали. Но главное: статью прочитали все. Как и многие другие его статьи и очерки, эссе и книги – о Мандельштаме и Зощенко, Эренбурге и Маршаке, Блоке и Солженицыне. Именно таким Бенедикт Михайлович Сарнов вошел в историю отечественного литературоведения: как автор интересных и порой неожиданных историй о жизни очень важных для нас людей. Выпускник Литературного института (1951), он печатался в «Пионере» и «Литературной газете», писал пародии и, вместе со Станиславом Рассадиным, сочинял сценарии для детских литературоведческих радиопередач. Бенедикт Сарнов скончался 20 апреля. Ему было 87 лет. Прилепин З. Обитель. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 752 с. (Проза Захара Прилепина) 17 500 экз. (п) ISBN 978-5-084483-8 ных! – ответов. И это чертовски правильно, что «Обитель» их тебе не дает, а дает вместо них такое, от чего потом во сне не всякой подушкой отмахаешься. Будь этот роман удобным, он не был бы одним из лучших романов Прилепина. «Обитель» – не драма о жертвах системы. Зек Артем Горяинов, вместе с которым мы, обдираясь до мяса, преподробно прокатываемся по разным игзибам СЛОНа, попал сюда не по политической статье и отнюдь не безвинно. И ни своей вине, ни о сущности Соловков он размышлять не желает. Он лишь пытается выжить – не то, чтобы какими-то подлыми способами, но все же этот литературный родич Шухова – Иванушка-дурачок в незабавном и часто гадком смысле слова «дурачок». Его история – хроника бестолковой жизни, обреченной любви и бессмысленной гибели глупого человека в безумном месте, макабрический карнавал социально-психологических мерзостей. На этом празднестве бессмысленно делить масок на обидевших и обиженных. Все тут – люди, и большинство, может, и способны, но не желают чему-либо научиться у Божьей наготы. Соловки Прилепина – кошмар, в который надо вглядываться долго, подробно, терпеливо, как в фантасмагории Босха и Брейгеля. Не факт, что обретенное понимание будет приятным или полезным. Но оно будет – надо лишь перестать бояться толстых книг с неудобными сюжетными поворотами. Оксана Бек выбор редакции Новая скорая помощь В неистовом сражении со стрессом, теряя аппетит и волю к жизни, обычный человек, как правило, тянется к аптечке или бутылке. Не помогает. Но что еще ему остается? Безусловно, чтение книги! Такой ответ недавно дали ученые из Великобритании – после того, как провели серьезное научное исследование. В масштабном эксперименте приняли участие многочисленные добровольцы, каждый из которых избрал свой, наиболее для него привычный, способ преодоления стресса. Специалисты опирались на измерения пульса и мышечного тонуса. И вот, что они показали: 68 % респондентов заметно снизили уровень стресса, прочитав лишь пару страниц напечатаннного текста. Чуть меньше испытуемых 61 %) – справились с напряжением благодаря музыке. А вот те, кто выбрал антидепрессанты, оказались в явном меньшинстве. Издания, отрецензированные в номере Zотов Г. Армагеддон Лайт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Блищ Н. А. М. Ремизов и русская литература XIX–XX вв.: Рецепция, рефлексия, авторефлексия . . .10 Варгас Ф. Адское воинство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Гриффитс Э., Дентон Т. 13-этажный дом на дереве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Дукай Я. Иные песни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Дурова Н. Избранные сочинения . . . . . . . . . . . . . . . 10 Игнатов В. Доносчики в истории России и СССР . . .15 Кинг С. Доктор Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Кирини Б. Необычайная коллекция. . . . . . . . . . . . . . 4 Коломниец М. Русские бронепоезда Первой мировой. «Стальные крепости» в бою. . . . . . . .15 Кондрашев В. Военные разведки во Второй мировой войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Круглов С. Стенгазета: Заметки из дневника . . . . . .10 Кузнецов Н. Полярные конвои. Вторая мировая война в Советской Арктике . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Кузнецов Н. Полярные экспедиции Толля и Колчака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Кучерская М. Плач по уехавшей учительнице рисования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Манро Э. Слишком много счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 7 1 Марчуков А. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Минкина-Тайчер Е. Эффект Ребиндера . . . . . . . . . . . .6 Митчелл Д. Лужок Черного Лебедя . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Мясников А. Романовы. От царства к империи. . . . .15 Нагаев А. Время полета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Половцов А. Дневник. 1893–1909 . . . . . . . . . . . . . . 15 Редько А., Балалаев С. Тибет-Кайлас. Мистика и реальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Рубина Д. Русская канарейка. Желтухин. . . . . . . . . . . . .6 Русский политический фольклор: Исследования и публикации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Сафронова Е. Диагноз – поэт: Сборник критико-публицистических статей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Сумин С. Метаморфозис (прозаические миниатюры разных лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Тилье Ф. Адский поезд для красного ангела . . . . . . .17 Фаликов И. Евтушенко: Love story . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Хаупт В. Сражение за Берлин. Штурм цитадели Гитлера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Хилл Дж. Страна Рождеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Хилл П. Альфред Великий и война с викингами. . . .15 Цепляев А., Цепляев А. Конная скульптура Москвы. Гиппопластика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 Шафранская Э. Современная русская проза: Мифопоэтический ракурс: Учеб. Пособие . . . . . . . . . . . .10 Где ты? Несравненный Мигель де Сервантес Сааведра, храбрый солдат, славный мореплаватель и автор одного из лучших романов во всей мировой литературе, умер, когда ему исполнилось 68 лет. Мы знаем, что это случилось в 1616 году, но до сих пор не знаем, где расположена его могила. Писатель хотел быть похороненным в монастыре Ордена Пресвятой Троицы, поскольку именно этот Орден спас его, несчастного узника, выкупив из алжирского плена в 1580 году. Тогда, в 1616-ом, монахи-францисканцы сдержали данное слово: не в их власти было предугадать, что в 70-х годах XVII века церковь разберут, чтобы построить на ее месте другую, более вместительную, – ту самую, что стоит и по сей день. Именно там, в монастырском храме, как считали ученые, и находится могила Сервантеса, хотя никто из них не мог до сих пор указать ее точное месторасположение. Но вот, в начале мая 2014 года, Фернандо де Прадо-Пардо Мануэль де Вильена – историк из Мадрида и потомок Христофора Колумба – объявил об официальном начале поисковой операции: «То, что поначалу казалось сном, фантазией, постепенно становилось реальностью. Мы полагаем, что останки писателя находятся здесь, в монастыре, и что их вполне можно найти и идентифицировать. Ведь речь идет о важнейшей странице в истории культуры Испании. Мы должны воссоздать ее и передать следующим поколениям». Кошка играла с клубком Из фильма, завоевавшего «Оскар», или из книги, по которой он был снят, – мы узнали, что на самом востоке Африки живут миролюбивые и радушные люди, одно из любимых занятий которых – смотреть, как идет купаться семья бегемотов. Стефани Цвейг, немецкая писательница еврейского происхождения, и была той любопытной 6-летней девочкой, которая летом 1938 года уехала вместе с родителями в далекую и сказочную Кению, спасаясь от националсоциалистов. Семья вернулась домой спустя 9 лет, но к тому времени «дом уже был в Африке». И до конца жизни, оборвавшейся 25 апреля 2014 года, Стефани Цвейг мечтала на языке суахили, считала по-английски и не сразу понимала смысл немецких шуток. Ее часто спрашивали: «Вы не дочка Стефана Цвейга?», а она, смеясь, отвечала: «Вы с ума сошли? У него же не было детей». Она любила смеяться, обожала вязать (даже во время интервью), элегантно одеваться и ходить в театр. Всю жизнь Стефани Цвейг писала статьи для газет, переводила, вспоминала и сочиняла. А ее первые книги были адресованы детям. Она прославилась благодаря роману «Нигде в Африке», но сама больше всего любила «Кошку моей мечты» – другую свою книгу, написанную от лица кошки. Сиамская красавица и вправду жила на этом свете, как и жители дома на аллее Ротшильда, как и многие другие герои ее незабываемых книг. Двухтомник Игоря Сандлера и Валерия Кучеренко посвящен истории современной музыкальной культуры. Авторы, однако, рассказывают не о музыкантах, а о продюсерах, менеджерах, боссах звукозаписывющих компаний – людях шоу-индустрии, написавших ее законы и занимающих в ней ключевые позиции. 2 Сандлер И., Кучеренко В. Гиганты шоу-бизнеса: В 2-х т. М.: Сандлер, 2014. – 440 + 416 с. Действие «Голоса крови» происходит в Майами – городе, где «все ненавидят друг друга». Правда, некоторые критики уже обвинили недавний роман Тома Вульфа в чрезмерной развлекательности… Хотя, если подумать, почему в городе, где все ненавидят друг друга, не может разыграться отличная человеческая комедия? Умберто Эко ценит «тексты по случаю» – ведь именно в журнальных статьях, докладах и выступлениях бывает, что «тема, полученная извне, оказывается более плодотворной, чем возникшая по авторской прихоти». В этот сборник вошли его «случайные» размышления о создании врагов, душе эмбрионов, дипломатии и других интересных материях. 3 Эко У. Вулф Т. Голос крови / Пер. с англ. Н. Мезина. М.: Эксмо, 2014. – 576 с. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю / Пер. с ит. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцовой. М.: АСТ; Corpus, 2014. – 352 с. #7 (2383) новости
Стр.2
Книжное обозрение #7 (2383) 3 памела друкерман «Я не считаю французов идеальными родителями» — Когда персонажи, придуманные немецкой сказочницей Корнелией Функе, попали из нашего, обычного, мира – в Чернильный, созданный автором книги, едва ли ни больше всего их удивили дети. Потому что они были такими же, как дома. Всё остальное: воздух, деревья, еда, законы, традиции, – было иным. А дети – «они везде одинаковы, – пишет Функе. – Ненасытные маленькие бестии – но и самые благодарные слушатели. В любом мире. Самые лучшие». Вы с ней согласны? — Не знаю, мне сложно ответить на этот вопрос. Я не читала Функе и не знаю, что такое Чернильный мир. Но я точно знаю, что у детей есть, по крайней мере, пять базовых потребностей, которые можно смело назвать универсальными. Им нужно, чтобы их понимали, чтобы слушали, чтобы о них заботились и чтобы их любили. И еще им необходима свобода. — Но если спросить вашу дочь Бин: какой подарок из всех, полученных в ее жизни, был самым лучшим, – а потом задать тот же вопрос – про подарок для Бин – вам, как думаете, ответы совпадут? Да, без сомнения. Ведь я стараюсь дарить только то, что действительно ей нравится, чему она точно будет рада. — А как насчет лучшего подарка, который вы сами получили от родителей? Это был набор для рисования: большой белый холст, куча разных кисточек и краски. Я была так рада. И, кстати, моей дочери тоже очень нравятся подобные вещи. В этом мы с ней похожи. — «Неужели и я вела себя так же?», или «Она совсем не такая, какой была я» – какую из этих фраз вы мысленно или вслух произносили, когда ее растили? — Помню, я как-то сказала ей, что никогда так неуважительно не говорила со своей матерью, как она говорит со мной. И, знаете, с моей стороны, это вовсе не была такая специальная родительская уловка – педагогический ход. То, что я сказала, – чистая правда. Я действительно разговаривала со своими родителями по-другому. А теперь всё изменилось. Сейчас совсем другие стандарты, и современные родители разрешают своим детям гораздо больше из того, что разрешали им их собственные. 4 «Хроника №13» – красочная коллекция историй, что были разбросаны «по разным журналам, книгам, сценам и экранам», а теперь собрались под одной обложкой. Тут есть сценарий, пьесы, рассказы, эссе, дневниковые записи, а также тексты в придуманном Алескеем Слаповским жанре «стослов» – потому что в каждом из них ровно по сто слов. — И кто, на ваш взгляд, взрослеет быстрее: тот ребенок, которым когда-то были вы, или ваш, то есть современный, ребенок? — По-моему, это зависит от ребенка. Кто-то из детей кажется очень зрелым, а кто-то – совсем маленьким, хотя им одинаковое количество лет. Однако у современных детей, безусловно, больше возможностей для того, чтобы выбирать. У них больше свободы, чем было когда-то у нас. Если это влияет на скорость взросления, или на осознание ребенком своей взрослости, то, конечно, сегодня дети становятся старше куда раньше, чем мы в свое время. — У вас есть любимый детский возраст? — О, наверное, это их теперешний возраст. Не могу сказать, что ностальгирую по тем временам, когда дети были младше. Я живу сегодняшним днем… Ну ладно, пожалуй, тот период, когда они еще не умели говорить, я ценила чуточку меньше. Больше всего мне нравится возможность поговорить со своими детьми. — Однако если прислушаться, что иногда родители говорят своим детям: скажем, на улице, или на пляже, – то можно ужаснуться. Потому что порой это совершенно безумные вещи. Выведывая секреты французского воспитания, вы много времени проводили на детских площадках и в детских садах, там, где всегда много мам с детьми. Вам приходилось быть свидетелем таких необдуманных и кошмарных фраз? — Я не считаю французов идеальными родителями. И отнюдь не всё из того, что они делают, я одобряю. Но чем больше я за ними наблюдала, тем яснее осознавала, какая огромная разница существует между воспитанием детей там, у них, и в Соединенных Штатах Америки. Разница – не в пользу моей родной страны. Размышляя над этим, я начала свое собственное расследование. И конечно, я старалась уделять внимание, в первую очередь, поучительным вещам: я писала о том, что мне очень нравилось, чем я восхищалась. Однако были и такие вещи, которые мне не по душе. Подавляющее большинство француженок, например, отказываются от грудного вскармливания. А я этого не принимаю. Мне также не нравится, что во Франции детей Литератор и искусствовед Аркадий Ипполитов приглашает в путешествие. Мы послушаем крики николотти, дерущихся с кастеллани, звон муранского стекла, гам туристов и шепот призраков, проникнемся духом византийства и попробуем понять, как живется в городе, где масок больше чем лиц. Добро пожаловать в Венецию! 5 Слаповский А. Хроника №13. М.: Время, 2014. – 490 с. Только Венеция. Образы Италии XXI. Ипполитов А. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014. – 400 с. Беседовала Вера Бройде Она – американка, ее муж – англичанин, а их дочка, родившаяся в Париже, – француженка. Хотя так было не сразу, и поначалу малолетняя Бин вела себя, как и все американские или английские, южнокорейские или новозеландские малыши: не давала родителям спать по ночам, могла закатить истерику на детской площадке, порвать пакетики с сахаром в ресторане и довести до белого каления официанта. Всё изменилось, когда ее мама – журналистка Памела Друкерман – твердо решила выяснить, «что же все-таки французы делают не так, как мы». Результатом ее исследования стала книга «Почему французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа», ставшая вскоре бестселлером. А ее продолжение – «Французские родители не сдаются» – Памела лично представила русским читателям, посетив Москву этой весной. нередко шлепают, если они плохо себя ведут. Хотя в последнее время и тут наметились кое-какие изменения: этот вопрос все чаще и чаще обсуждается на телевидении, поднимается в журналах и газетах. Что же касается вашего вопроса о необдуманных, неправильных фразах – помню, как-то раз, в очереди на прием к врачу, мама довольно грубо велела своему ребенку замолчать. Мне показалось, что это было уж слишком сурово с ее стороны. Да… однако я что-то не припомню других таких случаев. Возможно, там они действительно редкость. — А как к вашей книге отнеслись сами французы? — Ее, конечно, критиковали. Главным образом, мне ставили в укор очевидность того, о чем я писала. «Ну да, мы всё это давно знаем. Мы все так себя и ведем. Уже давно. Да что там – мы всегда так себя и вели!», – говорили они. При этом я с величайшим трудом узнавала от них о некоторых методах воспитания, когда писала книгу. Впрочем, наиболее конструктивная критика сводилась к тому, что я просто идеализирую французскую систему воспитания: и вовсе не все французские родители ведут себя так уж прекрасно, как я описываю. Что ж… я, вообщето, согласна. То, о чем я написала, – скорее французский идеал, это правда. Но ведь я живу в этой стране, и я хочу взять для себя из ее культуры все самое лучшее. Есть вещи, связанные с Францией, которыми принято восхищаться: духи, высокая мода, сыры, вино и луковый суп. О воспитании детей никто почему-то не вспоминает – и совершенно напрасно, потому что у французов есть своя собственная модель, которая работает. При этом французские родители – совсем не холодные и отстраненные, как о них порой говорят. Нет, они любящие родители, которые верят в жизненный баланс. В отличие от многих других родителей, они точно знают, что в чрезмерной опеке и строжайшем контроле кроется такая же опасность, как и в равнодушии, или в огромных жертвах, приносимых ребенку. — А если бы после замужества в вашей жизни географически все сложилось немного иначе, и дом бы стоял не в Париже, а, скажем, в Стокгольме или Мадриде, МилаКнига Дмитрия Быкова выросла из материалов уроков для старшеклассников и лекций для студентов МГИМО. Сюда вошли очерки о советских писателях – от Максима Горького и Исаака Бабеля до Беллы Ахмадулиной и Бориса Стругацкого, истории «о борцах и конформистах, о наследниках русской культуры и тех, кто от этого наследия отказался». 6 Быков Д. Советская литература. Расширенный курс. М.: ПРОЗАиК, 2014. – 575 с. не или Берлине? Могла бы тогда появиться на свет книга «Почему шведские дети не плюются едой?», испанские дети, итальянские и т. д.? — Хм… это хороший вопрос. Мне нравится сравнивать страны, пытаясь понять разных людей. И в своей книге я писала о культурных различиях едва ли ни больше, чем о детском воспитании. Так что – да, отвечая на ваш вопрос: думаю, теоретически это возможно. Но маловероятно. Потому что именно Франция избежала этой общемировой тенденции в воспитании детей, при которой на мам оказывается такое сильное давление, что они проводят со своими детьми все больше и больше времени. — Но разве это так ужасно, когда мама много говорит со своим ребенком? Разве от этого они не становятся ближе друг к другу? — Да, плюсы имеются. Но есть также и цена, которую приходится за эти плюсы платить. Мама уходит с работы и сидит дома с ребенком, прежний круг ее общения постепенно сужается, что неизбежно ведет к одиночеству и повышает уровень тревожности. — Знаменитый американский антрополог Маргарет Мид утверждала, что почти все современные семьи – неполноценны, что они всего лишь фрагменты. Так же считает и Стив Биддалф – известный писатель и семейный психолог, живущий в Австралии. По его мнению, настоящие семьи исчезли с изобретением автомобиля, когда все родственники разъехались по разным уголкам страны, континента, мира. А вы что скажете? — Так и есть. Семьи разъезжаются, дети все реже и реже видятся со своими бабушками и дедушками, а в итоге – на полках магазинов появляется все больше и больше книг для родителей, посвященных воспитанию младшего поколения. Какое влияние это оказывает на самих детей? Я не знаю. Но, вероятно, ни книги, ни телевидение, ни радио, ни Интернет не могут в полной мере заменить живое общение с бабушками и дедушками, тетями и дядями. Скучаю ли я по тем временам? Нет, потому что мне было бы гораздо сложнее писать свои книги, живи я тогда, когда автомобиля еще не существовало. 7 Эжен Мельц никого не убил, ничего не украл и никогда не воевал. Как и большинство его новых сограждан, живущих в спокойной Лозанне, он водит обычный «Пежо». Но он не такой, как они: ведь его детство было румынским, а юность… Вот о ней-то он и рассказывает, грустно вздыхая или со смехом, не по порядку и очень честно. Мельц Э. Долина юности: Для ст. шк. Возраста / Пер. с фр. А. Кауровой. М.: Самокат, 2014. – 216 с. – (Встречное движение). персона
Стр.3