Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
"Magister Dixit" - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

"Magister Dixit" - научно-педагогический журнал Восточной Сибири № 4 2014 2014 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц83
ID285346
Аннотация«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. Журнал для педагогов, учителей, аспирантов и всех тех, кто стремится к постижению глубинных и противоречивых образовательных процессов, происходящих на современном этапе, многоязычное (русский, украинский, белорусский, казахский, китайский, английский, немецкий, французский, испанский) ежеквартальное научное периодическое издание ФГБОУ ВПО «ИГЛУ». Журнал выходит с 2011 г., объем до 50 Мбайт, формат Web-страница. Основная миссия журнала состоит в объединении усилий ученых, учителей общеобразовательных школ, педагогов-практиков средних, специальных, профессиональных, высших учебных заведений, аспирантов, студентов старших курсов по развитию единого поля научной коммуникации, в преодолении разрыва между изданиями регионального и федерального уровня.
"Magister Dixit" - научно-педагогический журнал Восточной Сибири .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2011 .— 2014 .— № 4 2014 .— 83 с. — URL: https://rucont.ru/efd/285346 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И ВОСТОКОВЕДЕНИЕ Назаров Владимир Владимирович Кремнёв Евгений Владимирович КОМПОНЕНТЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУПРАВЛЕНИЯ В ТРАКТАТЕ «СЮНЬ-ЦЗЫ» . <...> 18 Кремнёв Евгений Владимирович Готлиб Олег Маркович Шишмарёва Татьяна Евгеньевна ОПЫТ ГРАММАТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ КИТАЯ С.М. <...> 35 Челнокова Елена Александровна СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ . <...> 39 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Свердлова Наталия Александровна Маркова Ольга Павловна МЕТОД TPRS: ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ . <...> 48 TPRS METHOD: POTENTIONAL FOR RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE TEACHING . <...> 49 ЛИНГВИСТИКА Смолова Дарья Михайловна ПЛИКАЦИЯ КАК ФОРМА ЛОГОГРАММООБРАЗОВАНИЯ . <...> 55 3 Холодова Дарья Дмитриевна СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ ТИПА TO HAVE A + КОНВЕРСИВ . <...> 71 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Ли Цзяньчжун РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ АВТОНОМИЙ КНР . <...> 79 4 СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ Хахалова Светлана Алексеевна Доктор филологических наук, профессор МГЛУ ЕАЛИ, главный редактор ЭНПЖ "MAGISTER DIXIT", Иркутск, Россия ОБРАЩЕНИЕ ГЛ. <...> Перед Вами четвертый выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» за 2014 год Евразийского лингвистического института в г. Иркутске филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» (МГЛУ ЕАЛИ). <...> Е.В. Кремнева на тему «Компоненты древнекитайской культуры госуправления в трактате “СЮНЬ-ЦЗЫ”». <...> Древнекитайский трактат «Сюнь-цзы» в трактовке авторов статьи позволяет взглянуть на отдельные элементы культуры государственного управления Древнего Китая. <...> При этом релевантными для каждого из элементов являются три универсальных параметра: принятые обществом нормы культуры госуправления, интериоризация управленческого опыта и дериваты управленческой культуры. <...> В центре статьи анализ <...>
Magister_Dixit_-_научно-педагогический_журнал_Восточной_Сибири_№_4_2014_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Magister_Dixit_-_научно-педагогический_журнал_Восточной_Сибири_№_4_2014_2014.pdf
1 «Magister Dixit», №4 (16). Декабрь 2014 СОДЕРЖАНИЕ СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ Хахалова Светлана Алексеевна ОБРАЩЕНИЕ ГЛ. РЕДАКТОРА ...................................................................... 4 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Даниленко Валерий Петрович КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК? (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. УЭЛЛСА «ЛЮДИ КАК БОГИ») .................................................................. 8 HOW SHOULD A MAN BE? (BASED ON THE NOVEL BY H. WELLS «MEN LIKE GODS») ......................................................................................... 8 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И ВОСТОКОВЕДЕНИЕ Назаров Владимир Владимирович Кремнёв Евгений Владимирович КОМПОНЕНТЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУПРАВЛЕНИЯ В ТРАКТАТЕ «СЮНЬ-ЦЗЫ» ...................................... 13 COMPONENTS OF ANCIENT CHINA’S STATE LEADERSHIP CULTURE IN THE TREATISE «XUN ZI» ..................................................... 14 Воронина Ольга Юрьевна ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ТРАКТАТЕ ПАНЬ ЮНЬЧЖУНА ........................................................................................ 18 ON APPLYING THE MODEL OF PAN YUNZHONG TO THE DESCRIPTION OF THE HISTORY OF LANGUAGE WITH IDEOGRAPHIC WRITING SYSTEM ................................................... 18 Кремнёв Евгений Владимирович Готлиб Олег Маркович Шишмарёва Татьяна Евгеньевна ОПЫТ ГРАММАТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ КИТАЯ С.М. ГЕОРГИЕВСКОГО ................................................ 25 EXPERIENCE OF GRAMMATOLOGICAL RESEARCH OF CHINESE HISTORY BY S.M. GEORGYEVSKIY ................................... 25
Стр.1
2 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Розанова Яна Викторовна РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ БАЗ ДАННЫХ ......... 30 THE CONTENT DEVELOPMENT OF ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSE (ESP) COURSE WITH THE USE OF SPECIALIZED DATABASES .............. 30 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ Казначеева Светлана Николаевна К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВУ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ............. 34 ON THE INNOVATIVE ACTIVITY AS A TOOL OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY ...................................................... 35 Челнокова Елена Александровна СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ..................................................................... 39 FORMATION AND DEVELOPMENT OF TUTOR ACTIVITIES IN RUSSIA ............................................................................................................ 39 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Свердлова Наталия Александровна Маркова Ольга Павловна МЕТОД TPRS: ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ .............................................................................. 48 TPRS METHOD: POTENTIONAL FOR RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE TEACHING ........................................................ 49 ЛИНГВИСТИКА Смолова Дарья Михайловна ПЛИКАЦИЯ КАК ФОРМА ЛОГОГРАММООБРАЗОВАНИЯ .................... 54 PLICATION AS A FORM OF LOGOGRAM-BUILDING ............................... 55
Стр.2
3 Холодова Дарья Дмитриевна СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ ТИПА TO HAVE A + КОНВЕРСИВ ................................................................................................ 61 SEMANTIC FEATURES OF THE HAVE A + CONVERTED NOUN CONSTRUCTIONS .......................................................................................... 61 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Третьякова Светлана Николаевна ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ФАРФОРОВЫХ ПТИЦ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ КОЛЛЕКЦИИ С.Н. ТРЕТЬЯКОВОЙ) . 71 FEATURES OF PORCELAIN BIRDS COLLECTIONS EXHIBITION (DRAWING ON THE EXAMPLE OF THE EXHIBITION S.N. TRETIAKOVA’S COLLECTION) ................................................................... 71 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Ли Цзяньчжун РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ АВТОНОМИЙ КНР ............................... 78 REASONING ABOUT PECULIARITIES OF THE INSTITUTION OF NATIONAL DISTRICT AUTONOMIES IN CHINA ....................................... 79
Стр.3
4 СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ Хахалова Светлана Алексеевна Доктор филологических наук, профессор МГЛУ ЕАЛИ, главный редактор ЭНПЖ "MAGISTER DIXIT", Иркутск, Россия ОБРАЩЕНИЕ ГЛ. РЕДАКТОРА Уважаемые читатели нашего журнала! Поздравляю Вас с наступающим 2015 годом! Спасибо за то, что Вы с нами и проявляете искренний и неподдельный интерес к работам, опубликованным в нашем журнале. Желаю в 2015 году подъема научно-исследовательского творчества, смелости мысли, живого общения и творческого вдохновения! Перед Вами четвертый выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» за 2014 год Евразийского лингвистического института в г. Иркутске филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» (МГЛУ ЕАЛИ). В нем представлены результаты исследований студентов, молодых и маститых ученых в области образования и педагогики, языкознания и социологии, музейной педагогики, регионоведения и востоковедения. Публикационный формат журнала позволяет в сетевом пространстве реализовывать модель научного общения «студент – аспирант – профессор». В разделе «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ» представлена статья доктора филологических наук, профессора В.П. Даниленко, который продолжает свои размышления на творчеством Г. Уэллса. На этот раз вниманию предложено авторское видение проблемы «Каким должен быть человек?» на материале романа Г. Уэллса «Люди как боги»). Поднимается тема культурной эволюции человека. Читателю предлагается обратить свое внимание на духовно-культурные характеристики человека в понимании Г. Уэллса с точки зрения отношения человека к религии, науке, искусства, нравственности, политике, языку. Дискуссионными представляются выводы, сделанные проф. В.П. Даниленко о том, что человек должен быть атеистом, человек должен быть сциентистом, человек должен быть эстетом, человек должен быть существом в высшей степени моральным, человек должен быть существом в высшей степени политизированным, человек должен быть существом в высшей степени социальным. Приглашаем к обсуждению интересной проблематики, актуальной для нашего времени. В разделе «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И ВОСТОКОВЕДЕНИЕ» несомненный интерес читателей нашего журнала вызовет статья проф. В.В. Назарова и доц. Е.В. Кремнева на тему «Компоненты древнекитайской культуры госуправления в трактате “СЮНЬ-ЦЗЫ”». Древнекитайский трактат «Сюнь-цзы» в трактовке авторов статьи позволяет взглянуть на отдельные элементы культуры государственного управления Древнего Китая. В трактате представлен портрет госу
Стр.4
5 дарственного управленца, обязательными элементами культуры которого являются: 1. Назначение, смещение, повышение и понижение. 2. Поощрение, наказание. 3. Выработка и принятие решений. 4. Распределение обязанностей и ресурсов. При этом релевантными для каждого из элементов являются три универсальных параметра: принятые обществом нормы культуры госуправления, интериоризация управленческого опыта и дериваты управленческой культуры. Каким образом они находят свое отражение в структуре государственного управления читатель узнает, прочитав статью. Дерзайте, друзья, познавайте новое или вспоминайте забытое старое. Знакомство с наследием китайского языкознания продолжится в статье «Истории китайского языка в трактате Пань Юньчжуна», который заложил основы истории развития грамматики китайского языка, языка с идеографической письменностью. Автор статьи (О.Ю. Воронина) считает вслед за С.Е. Яхонтовым то, что язык китайской культуры сравним с узором принципиально непроизносимым и непонятным на слух, и рассчитанным, прежде всего на зрительное, а не слуховое восприятие. Поэтому к проблеме выделения частей речи и членов предложения в китайском языке следует подходить не с позиции европейской традиции и пытаться уложить её в рамки модели описания истории языка с алфавитным типом письма. Одно и то же слово, представленное логограммой, может выступать в качестве глагола, имени существительного и имени прилагательного, а одно местоимение может быть выражено несколькими логограммами и несколькими членами предложения. Несоответствие европейской традиции обнаруживается и в трактовке имен числительных, в правилах словообразования. Опыт грамматологического исследования истории Китая С.М. Георгиевского1 представлен в статье проф. О.М. Готлиба, доц. Е.В. Кремнева, доц. Т.Е. Шишмарёвой. В центре статьи анализ метода грамматологической этимологии С.М. Георгиевского, который позволяет изучать этимологическое значение знаков. Представлен анализ этимологического значения знака семья и показано, как может быть реализована в практике преподавания китайского языка мнемоническая техника для запоминания иероглифов. В разделе «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» размещена статья Я.В. Розановой «Разработка содержания профессионально ориентированного курса по иностранному языку с использованием специализированных баз данных». Рассматриваются критерии и технологии отбора учебных текстов для преподавания дисциплин «Профессиональный иностранный язык» и «Иностранный язык для специальных целей» с использованием информационных систем (Corpus Software) в области химической технологии: нефтепереработки. Проводится анализ программы Complete Lexical Tutor Program (автор Т. Кобб (1988)), с использованием инструмента English Vocabprofiles и опции «Off-list» Приводятся рекомендации по использованию системы и ставятся проблемы для дальнейшего исследования. 1 Исследование и публикация осуществлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Отечественные труды в области грамматологии китайской письменности» № 13-04-00248.
Стр.5
6 В разделе «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ» поднимаются актуальные проблемы, связанные с определением сущности инновационной активности в образовательной сфере, анализом компонентов инновационной активности, этапов её развития (С.Н. Казначеева «К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов»). Проводится исторический анализ возникновения и развития тьюторства в России. Показаны основные принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тьюторства (Е.А. Челнокова «Становление и развитие тьюторской деятельности в России»). В разделе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ» описан метод TPRS, активно используемый в американской традиции преподавания иностранных языков, анализ возможностей его использования в практике преподавания русского языка как иностранного (Н.А. Свердлова, О.П. Маркова «Метод TPRS: потенциал использования в преподавании РКИ»). В разделе «ЛИНГВИСТИКА» представлена статья «Пликация как форма логограммообразования» (автор Д.М. Смолова). Автор проводит анализ логограммы-полиномов с одним (蠱,掰) и двумя(懼) неплицированными элементами, знаки двойной (畺) и тройной (囍 )пликации. Предлагается рассматривать логограмму-полином как новый знак, семантически коррелирующий с семантикой простых знаков в его составе. Эта статья представляет интерес для специалистов по китайскому языку. В статье «Семантические особенности конструкций типа TO HAVE A + КОНВЕРСИВ» (автор Д.Д. Холодова) проводится анализ семантики широкозначных глаголов на материале английского языка, входящих в состав предикативных выражений, реализуемых по указанной модели. Интерес представляет вывод, сделанный автором статьи о том, что для каждой из них релевантным оказывается признак «контролируемость» действия, при этом признаки «бесперспективность» и «порция» действия в полной мере реализуются только конструкцией типа to have a + конверсив, а конструкции с глаголами give и take в силу ограничений, накладываемых на них глагольными компонентами, актуализируют признаки «бесперспективность» и «порция» только при условии отсутствия в контексте указания на необходимость достижения действием естественного предела. В разделе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» читателю предлагается интересный материал об особенностях экспонирования коллекции фарфоровых птиц (на примере выставки коллекции С.Н. Третьяковой), которая экспонировалась в двух крупнейших музеях страны: в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» в зимний период 2009-2010 гг. и в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева в зимний период 2011-2012 гг. Автор статьи акцентирует внимание на принципах размещения экспозиции: научности, историзма, географического фактора, универсальности. В разделе «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» представлена статья нашего коллеги Ли Цзяньчжуна
Стр.6
7 из Китайского университета политики и права, Академии политики и муниципального управления на тему «Рассуждения об особенностях института национальных районных автономий КНР». Проводится анализ предпосылок и истории формирования института национальных районных автономий КНР, структуры аппарата управления национальных меньшинств, пользование правами автономий, ограничение прав автономий и центральное управление национальными районными автономиями. С наилучшими пожеланиями Главный редактор профессор С.А. Хахалова
Стр.7
8 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Даниленко Валерий Петрович Доктор филологических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» «Евразийский лингвистический институт» (МГЛУ ЕАЛИ), г.Иркутск, Россия УДК 13 ББК 87.5 КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК? (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Г. УЭЛЛСА «ЛЮДИ КАК БОГИ») Человек только тогда достигнет успеха в своем дальнейшем очеловечении, когда он будет неутомимо идти по пути своей культурной эволюции. Ее основу составляет его атеизация, сциентизация, эстетизация, морализация, политизация и социализация. Ключевые слова: Герберт Уэллс; Люди как боги; гоминизация; атеизация; сциентизация; эстетизация; морализация; политизация; социализация HOW SHOULD A MAN BE? (BASED ON THE NOVEL BY H. WELLS «MEN LIKE GODS») The man can only be successful in respect to his humanization if he continually goes to the cultural evolution. Its basis are his atheization, sciencization, aesthetization, moralization, politization and socialization. Key words: Herbert Wells; Men like Gods; humanization; atheization; sciencization; anesthetization; moralization; politization; socialization Чем дальше мы углубляемся в новый век, тем больше мы теряем свою человечность – качество, которым мы, люди, и призваны эволюцией отличаться от животных. Остается одно: напоминать, каким должен быть человек. Нелишне при этом заглядывать в хорошие книги – например, в книгу Герберта Уэллса «Люди как боги». Этот роман появился в 1923 г., но многое ли изменилось с тех пор в отношении нашего очеловечения? Не будем гадать, но одно непреложно: с эволюционной точки зрения современный человек так же далек от совершенства, как и во времена английского классика. Ему еще надо шагать и шагать к Человеку. К чему же нам стремиться? Каким же он должен быть, этот идеальный человек? Присмотримся к основным его духовно-культурным характеристикам, как они обрисованы у Г. Уэллса. Религия. У утопийцев был свой Христос. Очень на нашего похожий. Правда, утопийского Христа распяли не на кресте, а на колесе. Но это детали. Суть дела от этого не меняется. Как и наш Христос, его утопический собрат называл себя то сыном божиим, то сыном человеческим.
Стр.8
9 В глубокой древности, как и на Земле, в Утопии нашлись невежественные люди, которые уверовали в него как в бога («божка»): «И вот такие люди пытались одурачить свою встревоженную совесть, поклоняясь ему, как божку, наделенному волшебной силой, вместо того, чтобы признать его путеводным маяком своей души. Они придали его казни то же магическое значение, которое придавали некогда ритуальным убийствам царей. Вместо того, чтобы просто и честно следовать его идеям, претворяя их в свое мировоззрение и волю, они предпочитали мистически вкушать его, претворяя в свое тело. Они превратили колесо, на котором он погиб, в чудотворный символ и видели его в экваторе, в солнце, в эклиптике – короче говоря, в любом круге. В случае неудачи, болезни, скверной погоды верующие считали очень полезным описать в воздухе указательным пальцем круг» [Уэллс, 1964, с. 188]. Аналогия между утопийским богом и христианским очевидна. Очевидна она и в отношении церкви: «А так как память об учителе, благодаря его кротости и милосердию, была очень дорога невежественным массам, этим воспользовались хитрые властолюбцы, которые объявили себя защитниками и опорой колеса, во имя его богатели и становились все могущественнее, заставляли народы воевать за него и, прикрываясь им, оправдывали свою зависть, ненависть, тиранию и удовлетворение самых темных своих страстей» [Там же. С. 189]. Утопийцы со временем демистифицировали своего бога. Они перестали ему поклоняться как богу, хотя и сохранили ценность его нравственного учения. Поголовно они стали атеистами. Между отцом Эмертоном и одним из утопийев состоялся такой диалог: – Но все же, – нетерпеливо сказал он, – хоть частичка этих верующих должна же была сохраниться? Пусть их презирают, но они все-таки есть? – Нет, и частички не сохранилось [Там же]. Первый вывод: если мы признаем авторитет утопийцев и их создателя, то должны признать и их несомненное убеждение в том, что человек должен быть атеистом. Наука. Современная Утопия – «научное государство». Однако добиться этого ее лучшим представителям пришлось ценой великих жертв. Приоритет науки в своем государстве они отвоевывали в течение пятисот лет. С кем же они воевали? С теми, кто поставил науку на службу коммерции. Они оказались в положении, в каком оказались теперь и мы с вами: «Оставленный в пренебрежении светильник чистой науки тускнел, мигал и грозил совсем погаснуть, оставив Утопию перед началом новой вереницы Темных веков, подобных тем, которые предшествовали эпохе открытий…» [Уэллс, 1964, с. 186]. Борьба за государство, построенное на научных началах, была кровопролитной, но не напрасной: «В течение почти пятисот лет в Утопии шла сознательная борьба за то, чтобы не допустить возникновения всемирного научного государства, опирающегося на воспитание и образование, или хотя бы задержать его возникновение. Это была борьба алчных, разнузданных, предубежденных и своекорыстных людей против воплощения в жизнь новой идеи кол
Стр.9
10 лективного служения. Стоило где-нибудь появиться этой идее, как с ней начиналась борьба: с ней боролись увольнениями, угрозами, бойкотами, кровавыми расправами, с ней боролись ложью и клеветническими обвинениями, с ней боролись судом и тюрьмой, веревкой линчевателей, дегтем и перьями, огнем, дубиной и ружьем, бомбами и пушками. Но служение этой новой идее не прекращалось ни на миг; с непреодолимой силой она овладевала умами и душами людей, в которых нуждалась. Прежде чем в Утопии утвердилось научное государство, во имя его утверждения погибло более миллиона мучеников – а тех, кто просто терпел ради него беды и страдания, сосчитать вообще невозможно. Все новые и новые позиции отвоевывались в системе образования, в социальных законах, в экономике. Точной даты перемены не существует. Просто Утопия в конце концов увидела, что заря сменилась солнечным днем и новый порядок вещей окончательно вытеснил старый…» [Там же. С. 191]. Научное мировоззрение легло в основу этого нового порядка. Утопия стала сциентизированным (наукоцентрическим) государством. Это позволило ее жителям перейти от Века Хаоса к Веку Гармонии во всей культуре. Чтобы сохранить последний, сциентизированным должно быть и школьное образование. Вот как оно выглядело у утопийцев: «Ребенок знакомится с удивительной историей своего мира и человеческого рода: он узнает, как боролся и борется человек, чтобы преодолеть свою изначальную животную узость и эгоизм и добиться полной власти над своей внутренней сущностью, которую он еще только-только начинает прозревать сквозь густое покрывало неведения. Все его желания облагораживаются» [Уэллс, 1964, с. 192]. «Облагораживаются» значит очеловечиваются. А как быть с неполноценными? «Уже несколько столетий назад утопийская наука научилась управлять наследственностью, и чуть ли не каждый ныне живущий утопиец принадлежит к типу, который в далеком прошлом именовался деятельным и творческим. В Утопии почти нет малоспособных людей, а слабоумные отсутствуют вовсе; лентяи, люди, склонные к апатии или наделенные слабым воображением, постепенно вымерли; меланхолический тип уже давно забыт; злобные и завистливые характеры уже в значительной степени исчезли. В подавляющем большинстве утопийцы энергичны, инициативны, изобретательны, восприимчивы и доброжелательны» [Там же. С. 193]. Второй вывод: науку люди должны ставить в центр своих интересов, поскольку только она способна выступать в их эволюции к Веку Гармонии в роли культурной доминанты. Человек должен быть сциентистом. Искусство. Центральное положение науки в обществе вовсе не отменяет в нем ценности искусства, как не отменяет оно и ценности нравственности. Напротив, научное мировоззрение – путеводная звезда для эстетической и нравственной эволюции. В основе последней лежит стремление к добру, в основе первой – стремление к красоте. В обоих стремлениях утопийцы преуспели. Так, эстетическая эволюция сделала их лица прекрасными: «У всех без исключения утопийцев лица были открытыми, одухотворенными и красивыми, как лица ангелов на итальянских картинах» [Уэллс, 1964, с. 194].
Стр.10