Концептуализация и динамика табу в рекламном дискурсе // Язык и культура. <...> Образ женщины в современном русскоязычном блоге // Язык и культура. <...> Трудности передачи стилистических функций англо-американизмов в немецкоязычной художественной прозе при переводе на русский язык // Язык и культура. <...> Динамика признака «отсутствие чувства юмора» у фиксированного лингвокультурного типажа «британская королева» // Язык и культура. <...> К истории изучения вербальных репрезентаций обычая и его составляющих в русском языке // Язык и культура. <...> Функционирование и семантическая характеристика языковых клише во французском языке (на материале таможенного дискурса) // Язык и культура. <...> Использование потенциала компетентностных задач в оценке лингвистической одаренности обучающихся: к постановке проблемы // Язык и культура. <...> Устный деловой дискурс и вопросы его преподавания иностранным учащимся // Язык и культура. <...> К вопросу о контролирующих аудитивных упражнениях // Язык и культура. <...> Когнитивная модель грамматической компетенции учащихся // Язык и культура. <...> Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. <...> Рассматриваются динамические процессы табуизации и детабуизации в англоязычном рекламном дискурсе. <...> Во-вторых, открытым остается вопрос о дискурсивных и историко-культурных факторах, которые стоят за трансформациями ценностных смыслов и отражаются и процессах табуизации и детабуизации. <...> В рамках данной статьи мы рассмотрим концептуализацию табу в англоязычном рекламном дискурсе, а также выявим содержательную специфику динамических процессов в системе табуированных норм, которые реализуются в виде двух противоположных тенденций – детабуизации, т.е. снятии табу, и табуизации, т.е. накладывании новых запретов. <...> Предлагаемая модель табу имеет несколько измерений: 1) культурное, призванное ответить на вопрос, какие типы поведения являются табуированными в данной культуре; 2) типологическое, в основу которого <...>
Язык_и_культура_№2_2014.pdf
Язык и культура. 2014. № 2 (26).
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
5–17
Кочетова Л. А. Концептуализация и динамика табу в рекламном дискурсе // Язык и культура. 2014. № 2
(26). C. 5–17.
18–29
Жукаускене Т. С. , Мишанкина Н. А. Образ женщины в современном русскоязычном блоге // Язык и
культура. 2014. № 2 (26). C. 18–29.
30–35
Мигранова Л. Ш. Фразеологический образ как источник культурной коннотации (на материале повести А.
Приставкина «Ночевала тучка золотая») // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 30–35.
36–43
Морева А. В. Трудности передачи стилистических функций англо-американизмов в немецкоязычной
художественной прозе при переводе на русский язык // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 36–43.
44–56
Мурзинова И. А. Динамика признака «отсутствие чувства юмора» у фиксированного лингвокультурного
типажа «британская королева» // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 44–56.
57–68
Леонтьева Т. В. К истории изучения вербальных репрезентаций обычая и его составляющих в русском
языке // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 57–68.
69–73
Митчелл П. Д. , Ахтамбаев Р. П. , Игнатов А. А. Влияние военных контактов на французские
заимствования в английский язык // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 69–73.
74–88
Дячук ю. С. Украинско-российские параллели в переводе современной французской художественной прозы
// Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 74–88.
89–99
Сосунова Г. А. Функционирование и семантическая характеристика языковых клише во французском языке
(на материале таможенного дискурса) // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 89–99.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
100–106
Стр.1
Абакумова Н. Н. , Губа П. С. Использование потенциала компетентностных задач в оценке лингвистической
одаренности обучающихся: к постановке проблемы // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 100–106.
107–117
Роляк И. Л. Устный деловой дискурс и вопросы его преподавания иностранным учащимся // Язык и
культура. 2014. № 2 (26). C. 107–117.
118–122
Крупнова Н. А. , Морозов Д. Л. К вопросу о контролирующих аудитивных упражнениях // Язык и культура.
2014. № 2 (26). C. 118–122.
123–133
Малёв А. В. , Мосалова А. И. Контроль и оценка сформированности профессиональной межкультурной
компетенции студентов экономического профиля // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 123–133.
134–145
Мильруд Р. П. , Максимова И. Р. Когнитивная модель грамматической компетенции учащихся // Язык и
культура. 2014. № 2 (26). C. 134–145.
146–150
Митчелл Л. А. , Шильнов А. Г. Дискурс как основа формирования грамматических навыков в обучении
иноязычному общению // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 146–150.
151–162
Компарелли Р., Солоненко А. В. Деятельность преподавателя по формированию навыков самообучения
иностранному языку у студентов неязыковых факультетов (на материале второго иностранного языка) //
Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 151–162.
163–173
Ниязова А. Е. Активизация процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка
посредством «кейс-метода» // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 163–173.
174–188
Плотникова Г. Г. Культура речи или коммуникативная компетентность: содержательный аспект // Язык и
культура. 2014. № 2 (26). C. 174–188.
189–201
Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 189–201.
Стр.2
Концептуализация и динамика табу в рекламном дискурсе
5
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
УДК 811.11-112
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ДИНАМИКА ТАБУ
В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ
Л.А. Кочетова
Аннотация. Моделируется система табу в дискурсе рекламы, выявляются
их функции. Рассматриваются динамические процессы табуизации и
детабуизации в англоязычном рекламном дискурсе. Устанавливаются
следующие тенденции детабуизации: тенденция к снятию конвенциональных
табу на упоминание определенных тем и образов и тенденция к
отмене языковых запретов на употребление лексики сниженного стилевого
регистра. Выявляется тенденция к установлению новых социальных
табу, связанных с расовыми, национальными, гендерными, классовыми и
возрастными характеристиками индивида.
Ключевые слова: рекламный дискурс; табу; табуизация; детабуизация;
динамические процессы.
Динамика культурных изменений и ее отражение в разных коммуникативно-речевых
сферах являются одной из фундаментальных
проблем научного лингвистического познания. Ценностная составляющая
культуры как совокупность норм, представлений и верований
находит отражение в аксиологическом измерении дискурса, представленном
системой норм общества, разновидностью которых выступают
табу. Несмотря на огромную общественную значимость, тема функционирования
табу в рекламе как социально и ценностно ориентированном
типе общения остается практически неисследованной.
Вместе с тем вышеназванная тема представляет значительный
научный интерес, поскольку, во-первых, реклама является одной из
форм культуры, отражающей ее наиболее существенные характеристики,
и изучение табу в этом виде дискурса дает возможность понять, каким
образом меняется система норм общества, каковы характер и
направленность данных изменений. Во-вторых, открытым остается вопрос
о дискурсивных и историко-культурных факторах, которые стоят
за трансформациями ценностных смыслов и отражаются и процессах
табуизации и детабуизации. В-третьих, функционирование табу в рекламе
актуально в плане изучения динамики способов реализации воздействующей
функции, поскольку различные виды нарушений табу
связаны с необходимостью привлечения внимания к товару / услуге в
насыщенном коммуникативном пространстве [1].
Стр.3