ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2 2011
УДК 336.14
Ю. Г. Швецов
ПОНЯТИЕ
НРАВСТВЕННОСТИ
В ОБЩЕСТВЕ
И ЭКОНОМИКЕ
Рассматривается проблема исчерпания потенциала
традиционной экономики и перехода
ее в свое новое качество – в направлении
усиления ее гуманизации и социализации.
Раскрывается социально-экономическая сущность
олигархического капитала, проанализированы
характерные особенности его
проявления в РФ и доминирующее положение
в обществе, дается характеристика важнейших
причин, препятствующих развитию
в нашей стране малого бизнеса. Приводятся
основные направления демократизации экономических
процессов в обществе.
Ключевые слова: экономика, нравственность,
государство, власть, олигархический
капитал, малый бизнес, общественные финансы,
качество жизни.
Экономика и нравственность… Казалось бы,
что между ними общего? Первое из этих двух понятий
– явление сугубо материальное, отражающее
процесс товарно-денежного производства в
результате взаимодействия основных хозяйствующих
субъектов и выражающееся в объективных
макро- и микроэкономических показателях эффективности
их деятельности. Второе понятие мы
традиционно связываем с духовной сферой жизни
общества, с определенными этическими и моральными
нормами поведения людей.
Итак, экономика – это вещественная основа
существования индивидуумов, жесткопрагматическая
сфера их деятельности, а нравственность
есть продукт духовного совершенствования
человека, относящийся к области идейноэтического
сознания. Экономика – это базис, материальный
фундамент общества, а нравственность
– суть надстройка, духовный сегмент, социум. И
тем не менее, как это всегда и бывает в жизни, эти
два понятия являются единством противоположностей,
не исключающих, а, наоборот, дополняющих
и развивающих одно другое.
Понятно, что бизнес не делается в накрахмаленных
перчатках, здесь царит жесткий закон
конкуренции, исключающий проявление любых
сантиментов. Сильный побеждает слабого, напористый
– неповоротливого, смелый – нерешительного,
алчный – простодушного. Могут ли в
этих условиях соблюдаться какие-либо этические
нормы и моральные принципы? Практика дает
однозначно отрицательный ответ на этот вопрос.
Правда, мы можем иногда встретить (как правило,
в развитых в экономическом отношении странах)
случаи нравственного поведения бизнесменов,
например, пожертвования средств на благотворительные
цели, гарантии честного слова (не закрепленного
в письменном договоре, но свято
соблюдающегося). Но это, скорее, исключение из
общего правила.
Между тем, на наш взгляд, пределы такой экономики,
оторванной от моральных устоев общества,
уже не за горами, что отчетливо подтверждается
чередой экономических кризисов конца ХХ
– начала ХХ1 века.
Безнравственное общество – неэффективная
экономика
Будущее – за экономикой более высокого порядка,
основанной на непреходящих человеческих
ценностях: порядочности, чести, интеллигентности,
доброте, великодушии и пр. Только в этом
случае возможен резкий импульс в экономическом
развитии, основанный на сочетании физических и
духовных законов общества и имеющий в качестве
конечной цели не только рост материального
благосостояния людей, но и раскрытие их нравственного,
духовного потенциала.
В современном обществе реальным основанием
не только экономики, но и нравственности,
политики, общественных отношений в целом являются
интересы как совокупность долговременных
желаний и устремлений. Эволюция общества
сегодня в развитых странах определена изменением
иерархии факторов производства в сторону
приоритета высококвалифицированного и высокодуховного
творческого труда.
Возрастающая роль человеческого капитала
меняет не только экономику, но и само общество.
Сегодня наука и ее результат — знания — уже стали
непосредственной производительной силой.
Знания все увереннее оттесняют на второй план
традиционные факторы экономического развития
(капитал, труд, землю) и становятся главным источником
общественного богатства.
Но знания не могут быть оторваны от своего
носителя — человека. Вполне обоснованно можно
утверждать, что сегодня должны усиливаться
гуманизация и социализация и экономики, и общества
в целом. Первое место в стратегии устойчивого
развития современного государства долж3
Стр.3