Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку : редактирование текста (220,00 руб.)

0   0
АвторыАрхангельская Юлия Владимировна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц166
ID279667
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлена система работы над сочинением по русскому языку. Пособие включает в себя задания, направленные на подготовку учащихся 10–11-х классов средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к выполнению части С в формате ЕГЭ (написание сочинения с опорой на предложенный текст). Данное пособие может быть также использовано при освоении студентами-филологами педагогических вузов дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку».
ISBN978-5-87954-862-4
ББК81.2Р-922
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку : редактирование текста / Ю.В. Архангельская .— Издание 2-е, исправленное и дополненное .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 166 с. — ISBN 978-5-87954-862-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/279667 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» Ю. В. Архангельская СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2014 ББК 81.2Р-922 А87 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Т. Б. Рудомазина (Тульский государственный университет); кандидат филологических наук, доцент Т. А. Соловьева (Тульский государственный педагогический университет им. <...> А87 Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: Редактирование текста: Учеб.-метод. пособие / Ю. В. Архангельская. <...> Данное пособие может быть также использовано при освоении студентами-филологами педагогических вузов дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку». <...> Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. <...> Сформулировал ли автор сочинения одну из проблем исходного текста? <...> Прокомментирована ли в данном сочинении одна из проблем исходного текста? <...> Сформулирована ли в сочинении позиция автора исходного текста? <...> Привел ли автор сочинения собственные аргументы, доказывающие его позицию? <...> Есть ли в тексте нарушения логики изложения? <...> 7 Насколько разнообразен синтаксис (преобладают ли в тексте сложные предложения над простыми; использовал ли автор сочинения сложные предложения разных типов, в том числе многочленные – состоящие более чем из 2-х частей; используются ли предложения с разными типами осложнения; используются ли в сочинении вводные слова разных семантических групп)? <...> Есть ли в сочинении нарушение этических норм? <...> Допустил ли автор сочинения фактические ошибки при изложении собственного мнения? <...> Сформулировал ли автор сочинения одну из проблем исходного текста? <...> Прокомментирована ли в данном сочинении одна из проблем исходного текста? <...> Сформулирована ли в сочинении позиция автора исходного текста? <...> Привел ли автор сочинения собственные аргументы, доказывающие его позицию? <...> Есть ли в тексте нарушения логики изложения? <...> Насколько разнообразен <...>
Сочинение_на_ЕГЭ_по_русскому_языку__редактирование_текста.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Сочинение_на_ЕГЭ_по_русскому_языку__редактирование_текста.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Ю. В. Архангельская СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2014
Стр.1
ББК 81.2Р-922 А87 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Т. Б. Рудомазина (Тульский государственный университет); кандидат филологических наук, доцент Т. А. Соловьева (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Архангельская, Ю. В. А87 Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: Редактирование текста: Учеб.-метод. пособие / Ю. В. Архангельская. – Изд-е 2-е, испр. и доп. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. – 165 с. ISBN 978-5-87954-862-4 В учебно-методическом пособии представлена система работы над сочинением по русскому языку. Пособие включает в себя задания, направленные на подготовку учащихся 10–11-х классов средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к выполнению части С в формате ЕГЭ (написание сочинения с опорой на предложенный текст). Данное пособие может быть также использовано при освоении студентами-филологами педагогических вузов дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку». ББК 81.2Р-922 ISBN 978-5-87954-862-4 2 © Ю. В. Архангельская, 2014 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014
Стр.2
Текст № 1 Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15–20 лет. А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама. Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. Происходят и другие, не менее печальные события. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. Небрежность? Халатность? Точнее, преступность поведения – и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий. Порой слышишь рассказы, как змея или еще кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека. Большинство таких рассказов беспочвенны. Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. Если же ты увидел греющуюся на солнце змею и начинаешь тыкать в нее палкой (заметь, она тебя не трогала!) или 3
Стр.3
ворошить той же палкой муравейник, гнездо ос, пчел, неудивительно, что они нападут на тебя. Это – мера самозащиты. Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважения к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме. (М. Канн) Словарная работа Пользуясь толковым словарем, определите значения слов и запишите их: 1) Халатность __________________________________________________________ __________________________________________________________ ____________________________________________________ 2) Беспочвенный __________________________________________________________ __________________________________________________________ ____________________________________________________ 3) Безропотно __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Задания к тексту 1. Прочитайте текст. 2. Сформулируйте основную проблему текста. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 4
Стр.4
3. Какие еще проблемы поднимает автор? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 4. Прокомментируйте сформулированную вами основную проблему. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Сформулируйте позицию автора. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 6. Согласны ли вы с позицией автора текста? Почему? Докажите свое мнение, приведя аргумент из жизни или литературы. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 5
Стр.5
Сочинение 1 Что может быть более ценным, более важным для атмосферы Земли, чем леса? Для нашей страны значение лесных насаждений, будь то пригородная небольшая посадка или бескрайний таежный массив, очень велико. Наверняка роль лесов, их чарующая красота известна каждому, но о правилах поведения на лоне природы многие туристы и отдыхающие часто забывают. Такое безответственное отношение к бесценным лесным богатствам, часто имеет эффект бомбы замедленного действия. Именно о проблеме безалаберного отношения к легким планеты повествует М. Канн в своем тексте. Проблема, столь многосторонне показанная в этом тексте, очень актуальна на сегодняшний день. М. Канн стремится предупредить читателя о том, что природа, экология Земли способны жестоко отомстить роду человеческому за грубое, хищническое отношение к природным ресурсам и ценностям. Автор активно использует в своем тексте лес как наиболее яркий, даже вопиющий пример бескультурья, преступной небрежности в отношениях человека и окружающей среды. Писатель порицает потребительский подход современного человека к природной лесной сокровищнице. Трудно не согласиться со строгой, но вполне объективной позицией М. Канна. Я также полагаю, что каждый человек, считающий себя воспитанным и образованным, обязан знать правила экологической этики. Но многие наши современники, к сожалению, не осознают всей важности бережного отношения к природе, и следствием того являются ежегодные лесные пожары во многих, в том числе, казалось бы, высоко цивилизованных европейских странах. От преступного огня, вызванного халатностью туристов, гибнут леса Испании, Италии, США, Франции. О родной России и говорить не приходится. Леса выгорают просто в огромном количестве, а дым от пожаров часто застилает московские окрестности в жаркие июльские дни. В это время город буквально накрывается серым покрывалом смога. 6
Стр.6
Мне также часто приходилось сталкиваться с ущербом, нанесенным людьми окружающей среде. Кучи мусора могут оказаться в самых неожиданных местах, и способны в короткое время изуродовать практически любой ландшафт. Многие реки не замерзают в самые свирепые морозы. А ведь нарушение естественного процесса кристаллизации воды в них является следствием деятельности промышленных предприятий, нарушающих все экологические стандарты. Жаль, но мало кто из наших сограждан помнит и знает, что бережное отношение к природе и охрана окружающей среды является конституционной обязанностью граждан РФ. О проблеме экологии в нашей стране и в мире можно говорить и писать очень и очень долго. Однако по-настоящему важно отметить одно: если люди на Земле не опомнятся в ближайшее время, то уже следующее поколение наших потомков не смогут воочию увидеть зеленый чертог и мирное раздолье полей, лирично описанных С. Есениным и с детства знакомых каждому русскому человеку. Задания 1. Прочитайте сочинение 1. Сформулировал ли автор сочинения одну из проблем исходного текста? Если да, в каких предложениях? 2. Прокомментирована ли в данном сочинении одна из проблем исходного текста? Если да, в каких предложениях? 3. Сформулирована ли в сочинении позиция автора исходного текста? Если да, в каких предложениях? 4. Привел ли автор сочинения собственные аргументы, доказывающие его позицию? Если да, в каких предложениях? 5. Обратите внимание на композицию сочинения. Есть ли нарушения абзацного членения текста? Есть ли в тексте нарушения логики изложения? Если да, то в чем они? 6. Обратите внимание на выразительность текста. Использовал ли автор сочинения тропы, стилистические фигуры? Какие? 7
Стр.7
Насколько разнообразен синтаксис (преобладают ли в тексте сложные предложения над простыми; использовал ли автор сочинения сложные предложения разных типов, в том числе многочленные – состоящие более чем из 2-х частей; используются ли предложения с разными типами осложнения; используются ли в сочинении вводные слова разных семантических групп)? 7. Есть ли в сочинении орфографические ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 8. Есть ли в сочинении пунктуационные ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 9. Есть ли в сочинении грамматические ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 10. Есть ли в сочинении речевые ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 11. Есть ли в сочинении нарушение этических норм? Если есть, то в чем оно состоит? 12. Допустил ли автор сочинения фактические ошибки при изложении собственного мнения? Если да, найдите их и исправьте. 13. Выставите баллы, соответствующие каждому критерию, в таблицу. За справками обращайтесь к Приложению. К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 К-7 К-8 К-9 К-10 К-11 К-12 Итого Сочинение 2 Не руби сук, на котором сидишь. Русская народная пословица У всех народов, населяющих Землю, есть одно неписаное, но свято чтимое правило: относиться к старикам с уважением. Ну вот скажите, к примеру, какой воспитанный человек останется сидеть, когда рядом стоит старик; какой ученик станет грубить своему учителю; какой сын поднимет руку на своего отца? Даже если такое и случается, это кажется нам невозможным, ужасным, чудовищным… Но есть на нашей планете один 8
Стр.8
старец, живущий вот уже почти десять миллиардов лет, дающий нам тепло, пищу, кров… Имя ему – Лес. И, к сожалению, я не могу с уверенностью сказать, что мы относимся к лесу с должным уважением. О том, правильно ли мы ведем себя, оставаясь наедине с природой, заставляет задуматься текст М.Канна. Ведь если подумать, каждый день люди выбрасывают в лесу тонны мусора, оставляют незагашенными костры, ради «забавы» разрушают птичьи гнезда, ломают ветки деревьев… И что самое ужасное, никому это не кажется ужасным, чудовищным, страшным. Более того, для многих это в порядке вещей. А где же, спрашивается, правила хорошего тона, где нормы морали, где наша хваленая воспитанность, которой мы так кичимся в обществе?! Автор с горечью описывает наше поведение в лесу, ту небрежность, с которой мы ежедневно загрязняем и отравляем окружающую нас природу. И мое мнение полностью совпадает с авторским. Каждый день по радио или по телевидению приходится слышать репортажи о всевозможных пожарах, обвалах, отравлениях. Мы не задумываясь калечим нашу природу, хотя, по сути, полностью от нее зависим. «Человек – царь, – думаем мы, – ему все подвластно!» И думая так мы играем с огнем. «Доигрались…» За все наши издевательства, за отравленные реки, за выжженные леса, за уничтоженных животных мы получили достойное наказание – глобальное потепление. И с этим наказанием мы, всемогущие цари, справиться не можем! Цунами в Индонезии, землетрясения в Европе, ураганы в Америке… Природа бушует. Безусловно, терпение ее велико, но все имеет свои границы, и мы эти границы давно перешли. Возможно я фаталистка, но помоему дороги назад уже нет. Ну не верю я в банальную истину «Все в наших руках». Вот не верю, и все тут! Задания 1. Прочитайте сочинение 2. Сформулировал ли автор сочинения одну из проблем исходного текста? Если да, в каких предложениях? 9
Стр.9
2. Прокомментирована ли в данном сочинении одна из проблем исходного текста? Если да, в каких предложениях? 3. Сформулирована ли в сочинении позиция автора исходного текста? Если да, в каких предложениях? 4. Привел ли автор сочинения собственные аргументы, доказывающие его позицию? Если да, в каких предложениях? 5. Обратите внимание на композицию сочинения. Есть ли нарушения абзацного членения текста? Есть ли в тексте нарушения логики изложения? Если да, то в чем они? 6. Обратите внимание на выразительность текста. Использовал ли автор сочинения тропы, стилистические фигуры? Какие? Насколько разнообразен синтаксис (преобладают ли в тексте сложные предложения над простыми; использовал ли автор сочинения сложные предложения разных типов, в том числе многочленные – состоящие более чем из 2-х частей; используются ли предложения с разными типами осложнения; используются ли в сочинении вводные слова разных семантических групп)? 7. Есть ли в сочинении орфографические ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 8. Есть ли в сочинении пунктуационные ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 9. Есть ли в сочинении грамматические ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 10. Есть ли в сочинении речевые ошибки? Если есть, найдите их и исправьте. 11. Есть ли в сочинении нарушение этических норм? Если есть, то в чем оно состоит? 12. Допустил ли автор сочинения фактические ошибки при изложении собственного мнения? Если да, найдите их и исправьте. 13. Выставите баллы, соответствующие каждому критерию, в таблицу. За справками обращайтесь к Приложению. К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 К-7 К-8 К-9 К-10 К-11 К-12 Итого 10
Стр.10