Работа с методическим материалом пособия поможет преподавателям общественных дисциплин в организации учебного процесса как в рамках отдельных курсов «Социологии», «Политологии», так и в целом преподаванию предмета «Обществознание» в рамках школьного курса. <...> Для студентов по направлению подготовки бакалавров «История» и «История и обществознание» пособие даёт системное изложение материала по курсу обществознания в средней школе. <...> В определённой системе преподаватели должны знать теоретические основы таких наук, как философия, социология, политология, право, экономика, культурология, содержащие фундаментальные знания об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, с целью формирования компетенций учащихся для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; уметь формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения действий учащихся и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. <...> Почему с Вашей точки зрения, Платон являлся сторонником полного подавления индивидуальности человека в «идеальном государстве». <...> Укажите основные принципы аристотелевской классификации типов государственного устройства. <...> Опишите основные принципы августиновского учения «о предопределении». <...> Какова, с точки зрения Вебера, была роль этого учения в возникновении «западного капитализма»? <...> В чем Макиавелли <...>
АКТУАЛЬНЫЕ_ПРОБЛЕМЫ_ПРЕПОДАВАНИЯ__СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ_ДИСЦИПЛИН.pdf
2
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………………3
Тема 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА И
ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………………………4
Тема 2. ЭКОНОМИКА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ…………………………………………………………………………………………16
Тема 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ……………………………………………………..31
Тема 4. ПОЛИТИКА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ……………………………………………………………………………………..44
Тема 5. ПРАВО…………………………………………………………………………............53
ДИСПУТЫ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………64
Вопросы для диспутов и круглых столов…………………………………………………….95
ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УРОКОВ ПО КУРСУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ………………………………………………………………………….61
Приложение 1. Оценивание выполнения альтернативных заданий, требующих написания
эссе (С9)…………………………………………………………………………………………..
Стр.2
3
Предисловие
Данное пособие содержит систематизированный материал об основах преподавания
общественных наук в средней школе. Работа с методическим материалом пособия
поможет преподавателям общественных дисциплин в организации учебного процесса как
в рамках отдельных курсов «Социологии», «Политологии», так и в целом преподаванию
предмета «Обществознание» в рамках школьного курса. Для студентов по направлению
подготовки бакалавров «История» и «История и обществознание» пособие даёт системное
изложение материала по курсу обществознания в средней школе.
Преподаватели, осуществляющие подготовку учащихся по данному предмету
должны соответствовать определённым требованиям к уровню освоения содержания
дисциплин, что включает в себя необходимость иметь представление о социальной (в том
числе экономической и правовой) информации, способность анализировать,
систематизировать полученные данные; иметь представление о способах познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства.
В определённой системе преподаватели должны знать теоретические основы таких
наук, как философия, социология, политология, право, экономика, культурология,
содержащие фундаментальные знания об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, с целью формирования
компетенций учащихся для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования; уметь формировать опыт
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения действий учащихся и действий других людей с
нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Обязательным условием является владение методиками, способствующими
развитию личности учащихся в период ранней юности, направленных на формирование
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
методиками воспитания у учащихся общероссийской идентичности, гражданской
Стр.3