Учебно-методическое пособие для учителей обществознания, студентов высших учебных заведений Оренбург 2012 2 Предисловие Данное пособие содержит систематизированный материал об основах преподавания общественных наук в средней школе. <...> Работа с методическим материалом пособия поможет преподавателям общественных дисциплин в организации учебного процесса как в рамках отдельных курсов «Социологии», «Политологии», так и в целом преподаванию предмета «Обществознание» в рамках школьного курса. <...> Для студентов по направлению подготовки бакалавров «История» и «История и обществознание» пособие даёт системное изложение материала по курсу обществознания в средней школе. <...> В определённой системе преподаватели должны знать теоретические основы таких наук, как философия, социология, политология, право, экономика, культурология, содержащие фундаментальные знания об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, с целью формирования компетенций учащихся для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; уметь формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения действий учащихся и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. <...> Какие основные подходы существовали в истории науки к решению данного вопроса? <...> Почему с Вашей точки зрения, Платон являлся сторонником полного подавления индивидуальности <...>
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ_АСПЕКТЫ__ПРЕПОДАВАНИЯ_ОБЩЕСТВЕННЫХ_ДИСЦИПЛИН.pdf
2
Предисловие
Данное пособие содержит систематизированный материал об основах преподавания
общественных наук в средней школе. Работа с методическим материалом пособия
поможет преподавателям общественных дисциплин в организации учебного процесса как
в рамках отдельных курсов «Социологии», «Политологии», так и в целом преподаванию
предмета «Обществознание» в рамках школьного курса. Для студентов по направлению
подготовки бакалавров «История» и «История и обществознание» пособие даёт системное
изложение материала по курсу обществознания в средней школе.
Преподаватели, осуществляющие подготовку учащихся по данному предмету
должны соответствовать определённым требованиям к уровню освоения содержания
дисциплин, что включает в себя необходимость иметь представление о социальной (в том
числе экономической и правовой) информации, способность анализировать,
систематизировать полученные данные; иметь представление о способах познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства.
В определённой системе преподаватели должны знать теоретические основы таких
наук, как философия, социология, политология, право, экономика, культурология,
содержащие фундаментальные знания об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, с целью формирования
компетенций учащихся для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования; уметь формировать опыт применения полученных
знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений,
гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой
сфере; для соотнесения действий учащихся и действий других людей с нормами
поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Обязательным условием является владение методиками, способствующими
развитию личности учащихся в период ранней юности, направленных на формирование
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
методиками воспитания у учащихся общероссийской идентичности, гражданской
Стр.2
3
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Тема № 1. Человек и общество. Процесс становления общества и человека.
ПЛАН
1. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Человек и
общество. Культура: понятие, многообразие, формы.
2. Формации и цивилизации. Восток и Запад. Прогресс и регресс.
3. Философия и общественные науки. Русская философская мысль начала XX в.
4. Деятельность как способ существования людей. Виды деятельности.
Ключевые слова: Общество. Социальный институт. Общественные науки. Сенсуализм.
Рационализм. Цивилизация. Культурно-исторический тип.
Цель: Рассмотреть основные проблемы социального познания в контексте различных
научно-философских подходов.
Краткое содержание:
Общество и общественные отношения. Науки об обществе. Общество как сложная
динамическая система. Сферы общественной жизни. Социальные институты.
Человек. Природа человека. Науки о человеке. Человек как существо духовное.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность – способ существования
людей. Структура деятельности и её мотивация.
Познание и знание. Истина и её критерии. Социальные и гуманитарные знания.
Культура и духовная жизнь общества. Виды культур. Наука. Образование. Мораль. Этика.
Нравственность. Религия. Мировые религии.
Многообразие современного мира. Основные типы, функции и подсистемы
общества. Российская цивилизация и российская государственность. Единство в
разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Западные теории мироустройства.
Мировое сообщество после «холодной войны». «Демократия» и «рынок» в
глобальной перспективе. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной
конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
Глобализация и ее последствия. Становление единого мирового хозяйства. Россия в
глобальной экономике. Сетевые структуры в современной мировой политике.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальная безопасность. Сила
оружия в современном мире. Экономика и экология: поиски равновесия. XXI век и новые
угрозы для человечества. Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Экономические,
Стр.3