Политическая лингвистика 2 (52)'2015
СОДЕРЖАНИЕ
Редакционные принципы журнала «Политическая лингвистика» ......................................... 10
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Будаев Э. В.
Нижний Тагил, Россия
Васильев А. Д.
Красноярск, Россия
Земцов В. Н.
Екатеринбург, Россия
Купина Н. А.
Екатеринбург, Россия
Романова Т. В.
Нижний Новгород, Россия
Сковородников А. П.
Красноярск, Россия
Концептуальная метафора
на службе у разведки США .......................................................... 12
Лексико-фразеологические представления
своего и чужого в посланиях В. В. Путина
Федеральному собранию (2012—2014 гг.) .................................. 17
Армия Наполеона:
структуры межкультурных коммуникаций
(по письмам солдат Великой армии 1812 года) .......................... 25
Русская идея в контексте современности:
«Бесы» Достоевского
и аксиологические суждения Бердяева ....................................... 31
Толерантность и политкорректность:
аналитический обзор современного
состояния проблемы (лингвистический аспект) .......................... 39
О смысловой амбивалентности ключевых слов
современного российского политического дискурса
(на материале газетных текстов)................................................. 50
РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Алферов А. В.
Кустова Е. Ю.
Пятигорск, Россия
Попова Г. В.
Астрахань, Россия
Амиров В. М.
Екатеринбург, Россия
Амкуаб Г. А.
Сухум, Абхазия
Блох М. Я.
Москва, Россия
Алёшина Е. Ю.
Пенза, Россия
Вершинина Т. С.
Илюшкина М. Ю.
Екатеринбург, Россия
Данилова Ю. Ю.
Нурмиев А. М.
Учиров П. С.
Елабуга, Россия
Релевантнось в концептуализации России
во французском парламентском дискурсе .................................. 57
Антигерой: некоторые особенности
конструирования отрицательных образов
в журналистике военных конфликтов .......................................... 63
Механизмы «бегства от реальности»
в осуществлении медиаполитики России ................................... 67
Дискурсивное выражение стратегии устрашения
в политическом тексте конфликтной ситуации
(на материале английского языка) .............................................. 75
Влияние медийного дискурса
на формирование коллективной модели
патриотического настроя ............................................................. 80
«Die Russen kommen» как стереотипный маркер
немецкого лингвосоциума:
военная пропаганда и маркетинг................................................. 86
4
Стр.4
Политическая лингвистика 2 (52)'2015
Денисов М. А.
Хорошева Н. В.
Пермь, Россия
Качмазова А. У.
Тамерьян Т. Ю.
Владикавказ, Россия
Слободенюк Е. А.
Петропавловск-Камчатский,
Россия
Проблема определения термина «манипулирование»
в работах российских исследователей ....................................... 94
Метафорическое поле
социоэтнического типажа «кударец» ........................................ 102
Особенности сочетания визуального и вербального
в создании образа современного немецкого политика
в британском медиадискурсе
(на примере Ангелы Меркель) ................................................... 113
РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Белова В. Ф.
Пятигорск, Россия
Богоявленская Ю. В.
Екатеринбург, Россия
Богоявленская Ю. В.
Буженинов А. Э.
Екатеринбург, Россия
Каменева В. А.
Горбачева О. Н.
Кемерово, Россия
Горина Е. В.
Екатеринбург, Россия
Горшунов Ю. В.
Бирск, Россия
Горшунова Е. Ю.
Москва, Россия
Дзюба Е. В.
Екатеринбург, Россия
Зарипов Р. И.
Москва, Россия
Киселева С. В.
Росянова Т. С.
Санкт-Петербург, Россия
Коняева Е. В.
Екатеринбург, Россия
Терских М. В.
Малёнова Е. Д.
Омск, Россия
Сопоставительное исследование метафор
в парламентском и публицистическом дискурсах
на немецком языке ..................................................................... 122
Парцеллированные конструкции
как синтаксический экспликатор
субъективно-модальных значений
(на материале газетных текстов)............................................... 130
Прецедентное имя «Наполеон»
в исторической памяти Франции:
опыт корпусного исследования ................................................. 137
Глобальная социальная интернет-реклама.
Воздействующий потенциал визуального олицетворения
и овеществления в социальной интернет-рекламе .................. 144
Дискурс Интернета в аспекте
воздействия на пользователя ................................................... 150
Этнические ярлыки в речи детей
и подростков англоязычного мира............................................. 156
О влиянии идеологии на формирование
категории «ИНТЕЛЛЕКТ» в русском языковом сознании ......... 162
Метафорические образы России
во французском политическом дискурсе
в контексте гражданской войны на Украине .............................. 172
Специфика вербализации
концепта «Political Marketing»
в современном английском языке ............................................. 181
Содержание и вариативность
идеологического концепта «Дружба народов» ......................... 190
Имидж региона: теоретический аспект
(российский и зарубежный опыт) ............................................... 199
5
Стр.5
Политическая лингвистика 2 (52)'2015
Новиков Н. В.
Москва, Россия
Петров В. Б.
Магнитогорск, Россия
Постникова А. А.
Екатеринбург, Россия
Романов А. С.
Корниевская Т. К.
Москва, Россия
Юркина А. Н.
Екатеринбург, Россия
Голубовский В. Ю.
Синюкова Т. Н.
Москва, Россия
Злоказов К. В.
Софронова А. Ю.
Екатеринбург, Россия
Политизация франкоязычных спортивных СМИ.
Власть политического дискурса ................................................ 206
Нравственные ценности
в политической трагикомедии
М. Булгакова «Адам и Ева» ....................................................... 214
Наполеоновская эпоха в искусстве
и мультимедийном пространстве Франции ............................... 221
Вербовочный слоган как самобытный феномен
армейской субкультуры США .................................................... 228
Дискурсивный портрет Москвы
в восприятии «новых» эмигрантов ............................................ 234
РАЗДЕЛ 4. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ЯЗЫК И ПРАВО
Формы и виды проявления коррупции
в современном российском обществе ....................................... 240
Образы коммуникаторов и стратегии воздействия
при пропаганде идей террористической организации
«Исламское государство» .......................................................... 247
РАЗДЕЛ 5. ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Серио П.
Лозанна, Швейцария
Перевод с фр. Е. В. Ерофеевой
РАЗДЕЛ 6. РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА
Шистеров М. В.
Екатеринбург, Россия
«Рим больше не в Риме, он весь в Париже» ............................ 264
Рец. на кн.: Д. Роуэлл «Париж: „Новый Рим“ Наполеона I»
(London : Bloomsbury, 2012. — 237 p.)
Волошинов, философия языка и марксизм .............................. 254
Правила представления авторами рукописей в журнал «Политическая лингвистика» .............. 270
6
Стр.6
Political linguistics 2 (52)'2015
CONTENTS
Editorial principles of the journal “Political Linguistics” .............................................................. 10
PART 1. THEORY OF POLITICAL LINGUISTICS
Budayev E. V.
Nizhny Tagil, Russia
Vasilyev A. D.
Krasnoyarsk, Russia
Zemtsov V. N.
Ekaterinburg, Russia
Kupina N. A.
Ekaterinburg, Russia
Romanova T. V.
Nyzhny Novgorod, Russia
Skovorodnikov A. P.
Krasnoyarsk, Russia
Conceptual metaphor
at the service of the US intelligence................................................ 12
Lexico-phraseological representation
of Own and Alien in V. Putin’s presidential addresses
to the Federal Assembly (2012—2014) .......................................... 17
Napoleon’s army: structures
of cross-cultural communication
(on the letters of the soldiers of the Grande Armée of 1812) ........... 25
Russian idea in the context of modernity:
Dostoevsky’s «Demons»
and Berdyaev’s axiological assertions ............................................ 31
Tolerance and political correctness:
analytical review of the current state
of the problem (linguistic aspect) .................................................... 39
On semantic ambivalence of key words
of modern political discourse
(on the material of newspaper texts)............................................... 50
PART 2. POLITICAL COMMUNICATION
Alferov A. V.
Kustova E. Y.
Pyatigorsk, Russia
Popova G. E.
Astrakhan, Russia
Amirov V. M.
Ekaterinburg, Russia
Amkuab G. A.
Sukhum, Abkhazia
Blokh M. Y.
Moscow, Russia
Aleshina E. Y.
Penza, Russia
Vershinina T. S.
Ilyushkina M. Y.
Ekaterinburg, Russia
Danilova Y. Y.
Nurmiev A. M.
Uchirov P. S.
Yelabuga, Russia
On the relevance of conceptualization
of Russia in French parliamentary discourse .................................. 57
Anti-hero: some features of creating negative images
in journalism of military conflicts ..................................................... 63
“Escape from reality” mechanism
in the media policy of Russia .......................................................... 67
Discursive expression of the strategy of intimidation
in a political text of a conflict situation
(based on the English language) .................................................... 75
Influence of media discourse upon the formation
of the collective model of patriotic mood ......................................... 80
«Die Russen kommen» as a stereotypical marker
of the German lingual society:
military propaganda and marketing................................................. 86
7
Стр.7
Political linguistics 2 (52)'2015
Denisov M. A.
Khorosheva N. V.
Perm, Russia
Kachmazova A. U.
Tameryan T. Y.
Vladikavkaz, Russia
Slobodenyuk E. A.
Petropavlovsk-Kamchatsky,
Russia
The problem of definition of the term «Manipulation»
in the works of Russian scholars .................................................... 94
Metaphorical field of the socio-ethnic type “Kudar”........................ 102
Peculiarities of combination of visual and verbal elements
in creating the image of a modern German politician
in British media discourse
(by the example of Angela Merkel) ............................................... 113
PART 3. LANGUAGE — POLITICS — CULTURE
Belova V. F.
Pyatigorsk, Russia
Bogoyavlenskaya Y. V.
Ekaterinburg, Russia
Bogoyavlenskaya Y. V.
Buzheninov A. E.
Ekaterinburg, Russia
Kameneva V. A.
Gorbacheva O. N.
Kemerovo, Russia
Gorina Y. V.
Ekaterinburg, Russia
Gorshunov Y. V.
Birsk, Russia
Gorshunova E. Y.
Moscow, Russia
Dziuba E. V.
Ekaterinburg, Russia
Zaripov R. I.
Moscow, Russia
Kiseljeva S. V.
Rosyanova T. S.
Saint-Petersburg, Russia
Konyaeva E. V.
Ekaterinburg, Russia
Terskikh M. V.
Malenova E. D.
Omsk, Russia
Comparative research of metaphors
in parliamentary and journalistic discourses
in the German language ............................................................... 122
Parcellated constructions
as syntactic explicators
of subjective modality meanings
(based on newspaper texts) ......................................................... 130
Precedent name «Napoleon»
in the historical memory of France:
experience of corpus-based research ........................................... 137
Global social internet advertising:
manipulative effect of visual personification
and objectification ........................................................................ 144
Internet discourse: impact upon users .......................................... 150
Ethnic labels in children’s and teenage speech
of the English-speaking community .............................................. 156
On the influence of ideology upon the formation
of the category “Intellect” in Russian lingual mentality ................... 162
Metaphorical images of Russia
in French political discourse
in the context of civil war in Ukraine.............................................. 172
Specific features of verbalization
of the concept “Political marketing” in Modern English .................. 181
Content and variability of the ideological concept
“Friendship among peoples” ......................................................... 190
Image of a region: theoretical aspect
(Russian and foreign experience) ................................................. 199
8
Стр.8
Political linguistics 2 (52)'2015
Novikov N. V.
Moscow, Russia
Petrov V. B.
Magnitogorsk, Russia
Postnikova A. A.
Ekaterinburg, Russia
Romanov A. S.
Kornievskaya T. K.
Moscow, Russia
Yurkina A. N.
Ekaterinburg, Russia
Politicization of French sports media:
the power of political discourse .................................................... 206
Moral values in the political tragicomedy
by Mikhail Bulgakov “Adam and Eve” ........................................... 214
Napoleonic era in art and multimedia space
of France ..................................................................................... 221
The recruiting slogan as an original phenomenon
of the US army subculture ............................................................ 228
Discursive portrait of Moscow
in the eyes of “new” emigrants ..................................................... 234
PART 4. LINGUISTIC EXPERTISE: LANGUAGE AND LAW
Golubovsky V. Y.
Siniukova T. N.
Moscow, Russia
Zlokazov K. V.
Sofronova A. Y.
Ekaterinburg, Russia
Seriot P.
Lausanne, Switzerland
Transl. from French
by E. V. Erofeyeva
PART 6. REVIEWS. CHRONICLE
Shisterov M. V.
Ekaterinburg, Russia
«Rome is no longer in Rome, it is all in Paris» .............................. 264
A review of the book “Paris: The ‘New Rome’ of Napoleon I” by D. Rowell
(London : Bloomsbury, 2012. — 237 p., I—X)
Forms and kinds of manifestation
of corruption in Russian society .................................................... 240
Communicators’ images and influence strategies
in propagating the ideas of the terrorist organization
”Islamic state” .............................................................................. 247
PART 5. FROM THE HISTORY OF POLITICAL LINGUISTICS
Voloshinov, philosophy of language and marxism......................... 254
Manuscripts requirements ............................................................................................................... 270
9
Стр.9