МИТР. ИОАНН (ЗИЗИУЛАС)
БЫТИЕ
КАК ОБЩЕНИЕ
Очерки о личности
и Церкви
Стр.1
Коста и Лидии Каррас посвящается
Стр.3
JOHN D. ZIZIOULAS
BEING
AS COMMUNION
Studies in Personhood
and the Church
With a foreword
by JOHN MEYENDORFF
ST VLADIMIRS SEMINARY PRESS
NEW YORK
1993
Стр.4
МИТР. ИОАНН (ЗИЗИУЛАС)
БЫТИЕ
КАК ОБЩЕНИЕ
Очерки о личности
и Церкви
Предисловие
прот. ИОАННА МЕЙЕНДОРФА
Перевод с английского Д.М. Гзгзяна
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2006
Стр.5
УДК 233.5+260.2+265.3
ББК 86.372
З 59
Зизиулас Иоанн, митр.
З 59 Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви / Предисл.
прот. Иоанна Мейендорфа; Пер. с англ. Д.М. Гзгзяна. М.: СвятоФиларетовский
православно-христианский èíñòèòóò, 2006. 280 ñ.
ISBN 5-89100-065-2
Иоанн Зизиулас, митрополит Пергамский (Константинопольский патриархат),
один из самых глубоких православных богословов XX
XXI века. Его книга «Бытие как общение», впервые опубликованная
по-английски в 1985 г., приобрела широкую известность во всем мире
среди христиан различных деноминаций, представив православную
разработку учения о человеке и полноте человечности, достигаемой
через личностность, и о Церкви, призванной жить в общении по образу
троической жизни Бога.
На русский язык книга впервые переведена в полном объеме. Предназначена
для богословов, философов, преподавателей и студентов
богословских и философских вузов, а также для всех, кто углубленно
интересуется экклезиологией и богословием личности.
Издание осуществлено
при поддержке организации
«Акция солидарности Реновабис»
(RENOVABIS)
ISBN 5-89100-065-2
© John D. Zizioulas, 1985
© St Vladimirs seminary press, 1985
© Ä.Ì. Ãçãçÿí, ïåðåâîä, 2006
© Свято-Филаретовский
православно-христианский
èíñòèòóò, 2006
Стр.6
Предисловие к изданию 1985 ã.
Богослов, который стремится выразить содержание христианской
веры изнутри православного кафолического Предания, вряд ли
избежит необходимости критически взглянуть как на историю,
так и на современную ему «систематическую» мысль. При этом
сами историки в большинстве случаев ограничиваются установлением
достоверности фактов прошлого, оставляя открытым вопрос
об оценке и ее критериях. Богословам же такой ригоризм
несвойствен, для них, напротив, прошлое часто ценно лишь как
поставщик текстов, которые можно произвольно отбирать ради
подтверждения собственных, нередко весьма спорных интерпретаций
вероучения.
Такая двойственность особенно опасна для православного богословия.
Оно попросту перестает быть православным и когда
пренебрегает Преданием, которое всегда больше истории, и когда
забывает об èñòèíå, которая и есть его raison de
^tre (ñìûñë ñóùåñòâîâàíèÿ).
Я
думаю, что настоящий труд Иоанна Зизиуласа важен не только
тем, что явно преодолевает эту двойственность, но еще и тем,
что блестяще показывает, как обессмысливается православное учение
о человеке и Церкви при любой попытке искусственно поделить
его между строго изолированными разделами богословия:
теологией, антропологией, экклезиологией. Только в целостном
единстве всех своих сторон оно может стать подлинным выражением
«ума Христова», о котором писал ап. Павел, «истинного
гнозиса», который отстаивал св. Ириней, и, наконец, накопленного
отцами последующих веков опыта реального богопознания.
Православная богословская литература, написанная, как правило,
на языках Восточной Европы и балканского региона, за последние
два десятилетия стала намного доступнее англоязычному
5
Стр.7
6 Бытие как общение
читателю. Это касается как общих работ по истории православия
и догматике, так и многих важных специализированных трудов, а
также разнообразных памятников православной духовности.
В книге «Бытие как общение» внимательный читатель обнаружит,
как все упомянутые выше элементы Предания связаны с
Писанием Нового Завета и с тем, как оно проживалось ранними
христианскими общинами и затем выражалось святыми отцами.
Он увидит, что Предание поверх всяких исторических границ выявляет
свою непосредственную значимость для вопросов дня сегодняшнего.
Местами книга читается непросто, так как автор предполагает
некоторое знакомство с современными богословскими
тенденциями. Вышколенная и критически настроенная мысль Зизиуласа
находится в постоянном диалоге, высоко ценя одних своих
собеседников и критикуя других большей частью за односторонность,
т. е. за недостаточность подлинно «кафолического»
видения церковной реальности. Автор во многом близок о. Николаю
Афанасьеву создателю «евхаристической экклезиологии»;
но до чего же остро (и, с моей точки зрения, до чего справедливо)
Зизиулас критикует Афанасьева! Разве не игнорировал до известной
степени Афанасьев тринитарный и антропологический аспекты
экклезиологии, сосредоточиваясь только на «локальности»
евхаристической общины и тем в определенном смысле исключая
проблемы истины и универсальных предпосылок церковного
единства?!
Надеюсь, что читателя не остановит несколько специальный
характер этой книги. Иоанн Зизиулас обсуждает самые современные,
самые неотложные и насущные для православной церкви
вопросы. До тех пор пока видимая жизнь Церкви не придет в
согласие с тем общением, которое открыто нам в Евхаристии,
пока наши церковные структуры, особенно здесь, на Западе, не станут
соответствовать тому, что
t
есть Церковь в подлинном смысле
слова, пока евхаристическая природа Церкви не покажется из-за
заслоняющих ее анахронизмов и этнических стереотипов, скрывающих
ее по сю пору, невозможно будет ни экуменическое свидетельство,
ни настоящая миссия.
Иоанн Зизиулас родился в Греции в 1931 году. Окончил богословский
факультет Афинского университета, где впоследствии
получил ученую степень доктора богословия за защиту диссертации
на тему «Единство Церкви в святой Евхаристии и епископе
в первые три века» (Афины, 1965). Затем он изучал патристику
в Гарварде и состоял стипендиатом-исследователем в Центре
Стр.8
Предисловие к изданию 1985 ã.
7
византинистики «Дамбартон Оукс». В течение нескольких лет работал
в Комиссии «Вера и церковное устройство» при Всемирном
совете церквей в Женеве, где всегда считался одним из наиболее
авторитетных православных богословов нового поколения.
Он также входит в Международную комиссию по диалогу с католической
церковью как представитель Вселенского патриархата.
Экуменическая деятельность Зизиуласа способствовала появлению
ряда его публикаций в различных периодических изданиях. Некоторые
из этих статей вошли в его книгу «Бытие Церкви» (LE
ecclesial. Gen
t
`
eve: Labor et Fides, 1981). Эти же работы с ñóùåñò^tre
венными
дополнениями включены и в данное издание.
В настоящее время Иоанн Зизиулас профессор богословия
в университете Глазго*. Недавно он был приглашен профессором-совместителем
в университет в Фессалоники.
Иоанн Мейендорф
* Проф. Зизиулас оставался в этой должности четырнадцать лет. Помимо
ýòîãî, он преподавал также в университетах Лондона (Kings College),
Женевы и Фессалоник, читал лекции в Григорианском университете
в Риме. С 1986 г. Иоанн Зизиулас митрополит Пергамский, титулярный
епископ Константинопольского патриархата, который постоянно
представляет свою церковь в различных международных церковных
сообществах. Он является членом Совета Афинской академии, а в
2002 ã. был ее президентом. Ðåä.
Стр.9
УКАЗАТЕЛЬ
А
Августин Аврелий,блж.
(Augustinus) 19, 36, 85, 92,
93, 97, 102, 144, 179, 184,
203, 212, 214, 217, 224, 238,
240, 241, 249
Аливизатос À. 57, 95, 239, 251,
252
Амфилохий 32
Андрутсос Õ. 239
Антониан 157
Антонин Благочестивый 69,
152, 233, 254
Апостольские постановления
см. Постановления
апостольские
Апостольские правила см.
Правила святых апостолов
Арий 239
Аристотель (Aristotle) 22, 23,
26, 33, 34, 55, 67, 75, 81, 82,
93, 95, 116, 142, 155, 218
Аристофан 59
Аттик 29
Афанасий Великий
(Александрийский,
Athanasius) 10, 11, 3133,
35, 7984, 86, 91, 98, 110,
119, 120, 133, 192
Афанасий Грек 249
Афанасьев Николай, протопр.
(Афанасьев Í.À.) 1719,
131, 132, 144, 156, 157, 197,
199, 204, 230
Б
Барди Ã. 143
Барт Ê. 41
Басси Ï.Æ. 118
Бердяев Í. (Berdyaev N.) 166,
230
Бобринской Á. (Bobrinskoy B.)
125
Áîíõ¸ôôåð Ä. (Bonhoeffer D.)
109, 215
Бубер Ì. (Buber M.) 11, 166,
230
Буйе Ë. 126
Бультман Ð. 183
В
Вайс È. 174
Варлаам 215
Василий Великий 11, 32, 35,
37, 84, 85, 91, 110, 133, 134,
161, 181, 184, 228, 241, 260
Викентий Лиринский 242
267
Стр.269
268 Указатель
Г
Гарнак À. 227, 229
Гегель Ã.Â.Ô. 25
Гераклит 23, 24, 25
Гомер 26
Григорий Богослов 11, 88,
213, 227, 241
Григорий Нисский 11, 37, 47,
84, 233
Григорий Палама 88, 215
Григорий Чудотворец,еп.
Неокесарийский 257
Д
Дидаскалия ñì. Didascalia
Apostolorum
Дидахи (Didache) 58, 144, 146,
155, 175, 189, 195
Дикс Ã. (Dix G.) 127, 144, 169,
201, 217
Дионисий Ареопагит см.
Псевдо-Дионисий
Дионисий Галикарнасский
142
Досифей Иерусалимский 239
Достоевский Ô.Ì. 38, 46, 106
Е
Евномий (Eunomius) 37, 91,
134
Еврипид 24, 59
Евсевий Памфил,еп.
Кесарийский (Eusebius)
71, 143, 153, 156, 157, 170,
183, 192, 197, 198, 208, 247
Егезипп 170
Ерм 169, 201
З
Зизиулас È.Ä. (Zizioulas J.D.,
ZhzioÚlaj 'I.) 56, 77, 110,
Й
Йегер Â. 67
126, 134, 148, 150, 152, 157,
159, 177, 182, 186, 196, 201,
216, 219, 226, 236, 242, 245,
247, 255
И
Èàêîâ, àï. 176, 177, 197, 198
Игнатий Богоносец
(Àíòèîõèéñêèé, Ignatius
of Antioch, Ignatius von
Antiochien) 10, 15, 56, 74
80, 90, 142, 143, 149, 150,
153, 154, 158, 161, 165, 168,
176, 178, 179, 189, 190, 198,
203, 204, 207, 208, 225, 229,
234, 235, 238, 240, 246, 254,
256, 263
Иеремиас È. (Jeremias J.)
151, 173, 260
Èåðîíèì, áëæ. 198, 202
Иоанн Áîãîñëîâ, àï. 44, 58, 75,
76, 146, 179, 180, 190, 193
Иоанн Златоуст 142, 161, 171,
181, 202, 213, 224, 232, 235,
238, 243, 246, 260
Иосиф Флавий 26
Ипполит Римский (Hippolyte
de Rome,Hippolytus of
Rome) 33, 115, 153, 156,
169, 190, 194, 195, 198, 199,
201205, 207, 216, 219, 236,
244246
Ириней Лионский 10, 7680,
90, 93, 114, 161, 191194,
198, 203, 246, 248, 256
Иустин Мученик (Justin) 10,
6770, 80, 152, 154, 168,
233, 254
Стр.270
Указатель 269
К
Каллий 155
Казель Î. 144, 217
Кант È. 100
Каспер Â. 126
Киприан Карфагенский
(Cyprian) 143, 153, 156,
157, 167, 170, 203, 204, 205,
207, 208
Кирилл Александрийский 51,
91, 107, 110, 129, 192, 193,
233, 240
Кирилл Иерусалимский 112,
144, 162, 218, 240, 242
Климент Александрийский
(Clemens Alexandrinus)
10, 64, 67, 70, 71, 169, 201
Климент Римский 146, 154,
169, 177, 178, 194, 196, 198,
199, 203, 220
Конгар È. (Congar Y.) 110,
122, 123, 126, 153, 172, 175,
178, 179, 180, 191, 197, 200,
203, 206, 207, 212, 214, 218,
224, 237, 238, 249, 252
Корнелий 157
Кочетков Георгий, свящ. 162
Кульман O. (Cullmann O.) 95,
235
¨
Кьеркегор Ñ. 101, 102
Кюнг Ã. (Ku
Л
Лабриоль Ï. де 143
Лайтфут Äæ. Á. 143
Лев I, папа 51
Левинас Ý. (Levinas E.) 40, 41,
83
Лосев À.Ô. 21
Лосский Â.Í. (Lossky V.) 88,
124, 125
ng H.) 179, 218
Лукиан Самосатский 26
М
Маккиннон Д.М.
(Mackinnon D.M.) 33, 81,
82, 106
Максим Исповедник
(Maximus the Confessor,
Maxime le Confesseur) 37,
40, 47, 48, 54, 5759, 70, 83,
87, 88, 90, 9298, 104, 120,
218, 224, 233, 234, 238, 240,
241
Маритен Æ. (Maritain J.) 166
Маркс Ê. 102
Мейендорф Иоанн, протопр.
(Мейендорф И.,
Meyendorff J.) 89, 97, 144,
206, 215
¨
̸ëåð È. (Mohler J.A.) 123
Мелитон, митр.
Халкидонский 28
Менон (Meno) 64
Микеланджело 38
Минуций Феликс 150
Моисей 142
Мученичество Поликарпа
(Martyrium Policarpi) 143,
169, 246
Н
Немесий 65
Íèñcèîòèñ Í. (Nissiotis N.)
125, 162, 213, 230
Новациан 157
О
Олмен Дж.-Дж. фон
(Allmen J.J. von) 126, 144,
159, 164, 207, 216, 225, 251
Оптат Милевский 143
Стр.271
270 Указатель
Ориген (Orige
t
ne, Origenes)
10, 32, 67, 7074, 79, 80, 86,
91, 94, 97, 150, 169, 183, 195,
201
П
Ïàâåë, àï. (Paulus) 52, 62, 63,
109, 142, 145, 147, 148,
174176, 184, 186, 188, 189,
202, 215, 229, 231, 233, 253,
254
Панненберг Â. (PannenbergW.)
66, 73, 175, 180, 214, 251
Пармениан (Parmenianus)
143
Парменид 23, 63, 64
Ïåòð, àï. (Petrus) 170, 176,
185, 186, 203207
Пилат 62
Пирр (Pyrrho) 241
Платон (Plato) 2225, 27, 63,
64, 66, 68, 81, 82, 87, 95, 238
Платон Комик 26
Плиний 150
Плотин 23, 25, 32, 64
Плутарх 27
Полибий 142
Поликарп Смирнский 143,
149, 156, 165, 168, 178, 235
Порфирий 64
Постановления апостольские
(Апостольские
постановления,
Constitutiones Apostolorum)
112, 135, 179, 198, 208, 235
Правила святых апостолов
(Апостольские правила,
Canones Apostolorum)
135, 228, 239, 249
Праксей 32
Псевдо-Дионисий (Дионисий
Ареопагит, Pseudo Denys)
40, 83, 8689, 213, 218, 221,
228, 240
Псевдо-Климент 153, 178, 237
Р
Ранер Ê. (Rahner K.) 36, 41, 85,
132, 206, 218, 220, 223, 243,
245
Ренгшторф Ê.Õ. 173
Рефуле Ô. 143
С
Сартр Æ.-Ï. (Sartre J.-P.) 39,
105
Сент-Экзюпери À. де 45
Серапион Тмуитский
(Serapion Thmuitanus)
110, 119
Т
Тацит 150
Тейяр де Шарден Ï. 55
Теофраст 26
Тертуллиан 32, 33, 112, 143, 162,
169, 170, 194, 196, 201, 203
Тимей (Timaeus) 22, 24, 65
Траян (Trajanus) 150
Трембелас Ï. (Trembelas P.,
Tremplaj P.) 57, 231, 239
Ф
Фалассий (Thalassium) 47, 93,
94
Федон (Phaedo) 22
Фейербах Ë. 102
Феодор Мопсуестийский 232
Феодосий (Theodosius) 193
Феофил Антиохийский 162
Филон Александрийский 68,
142, 238
Стр.272
Указатель 271
Флоровский Георгий, прот.
(Флоровский Г.В.,
Florovsky G.) 20, 22, 35, 71,
80, 95, 123, 159, 160, 183, 252
Фома Аквинский (Thomas
von Aquin) 23, 36, 64, 102,
166, 214, 238
Х
Хайдеггер Ì. (HeideggerÌ.)
25, 40, 41, 64, 105
Хомяков À.Ñ. (Khomiakoff A.S.,
Khomiakov A.S.,
Chomiakov A.S.) 123, 125,
142
Хризипп 27
Хэтч Ý. 227
Ц
Цан Ò. 143
Э
Эйнштейн À. 118
ÝëèàäåÌ. (Eliade Ì.) 24
Эрхардт À. (Ehrhardt A.) 197,
198
Этерия (Etheria) 148
Я
Яннарас Õ. (Yannaras Ch.,
Giannar©j Cr.) 40, 41, 103,
105
Цельс (Celsus, Kelsus) 65, 72,
150
Цицерон 29
Ш
Швейцер À. 174
Шмеман À. (Schmemann A.)
144, 163
A
Alberigo G. 245
Allmen J.J. von ñì.
Олмен Дж.-Дж. фон
Andresen C. 65
Aristotle ñì. Аристотель
Arnim J. ab. 25, 27
Athanasius ñì. Афанасий
Великий
Augustinus St. ñì. Августин
Audet J.P. 144
B
Baltasar H.U. von 130
Barr J. 62
Barreau H. 67
Batiffol P. 143
Bell G.A. 147
Beno1
^tA. 192
Berdyaev N. ñì. Бердяев Í.
Bevenot Ì. 143
Birkbeck W.I. 123
Bobrinskoy B. ñì.
Бобринской Б.
Bonhoeffer D. ñì.
Бонх¸ффер Д.
Botte B. 158, 159, 172, 199, 219,
244, 245
Brown R.E. 129
Buber M. ñì. ÁóáåðÌ.
C
Calcidious (Õàëêèäèé) 65
Camelot Th. 143
Стр.273
272 Указатель
Canones Apostolorum ñì.
Правила святых
апостолов
Celsus ñì. Цельс
Cerfaux L. 175
Chadwick H. 69, 91, 193, 246
Chomiakov A.S. ñì.
Хомяков А.С.
Clayton J.P. 34, 82
Clemens Alexandrinus ñì.
Климент
t
Александрийский
Clement O. 162
Cochrane C.N. 64
Colson J. 174, 206
Congar Y. ñì. ÊîíãàðÈ.
Connolly R.H. 156, 235
Constitutiones Apostolorum
см. Постановления
апостольские
Cothenet E. 218
Craig C.T. 147
Cross F.L. 22, 80
Crouzel H. 72
Cullmann O. ñì. Кульман O.
Cuntz O. 168
Cyprian ñì. Киприан
Карфагенский
D
t
Dalmais I.H. 94
Daniå
lou J. 6971
¨
Deissmann A. 147
Didache ñì. Дидахи
Didascalia Apostolorum 135
156, 179, 198, 208, 235
Dix G. ñì. Дикс Ã.
Dodds E.R. 24
Duchatelez K. 251
Duprey P. 245, 249
Dupuy B.D. 173, 178, 196
H
Hamer J. 159
Hanson R.P.C. 170
Hanssens J. 237
Ha
rling H. 218
Hausherr I. 87
Heidegger Ì. ñì.
ХайдеггерМ.
Hengel M.J. 62
Dvornik F. 170, 197, 203
E
Ehrhardt A. ñì. Эрхардт À.
Elert W. 115, 153, 217
Eliade Ì. ñì. ÝëèàäåÌ.
Etheria ñì. Этерия
Eusebius ñì. Евсевий
Памфил,еп. Кесарийский
F
Faye E. de 73
Federer K. 151
FlorovskyG. ñì.
Флоровский Георгий, прот.
Fraine J. de 145, 184, 235
Fries H. 144
Fuchs V. 201
Funk F.X. 135
G
Gaechter P. 176
Gallot J. 241
Garrigues J.M. 232
Gelzer H. 168
Gratieux A. 123
Gre
t
aA. 206
Greenslade S.L. 153
Grelot P. 218
Guardini R. 130
Guillou M.J. 232
Стр.274
Указатель 273
Higgins A.J.B. 173
Hippolyte de Rome,saint
Hippolytus of Rome ñì.
Ипполит Римский
Holte R. 69
Houssiau A. 91, 185, 218, 245
Hydahl J.N. 69
J
Jeremias J. ñì. Иеремиас È.
Jevtich A. 134
Johnson A.R. 145, 184, 235
Justin ñì. Иустин Мученик
I ¨
Ivanka E. von 24, 72
Ignatius of Antioch, Ignatius
von Antiochien ñì.
Игнатий Богоносец
Irena
¨
us ñì. Ириней
Лионский
K
Karmiris J. 239
Ka
semann E. 227
Kelly J.N.D. 33, 82
Kelsus ñì. Цельс
Khomiakoff A.S.,
Khomiakov A.S. ñì.
Хомяков А.С.
Kirk K.E. 169, 196
Kittel G. 173
Klein G. 173
Koch H. 73
Konidaris G. 225
Kraus F.X. 151
Kredel E.M. 174
Kremer K. 23, 64
Kretschmar G. 70
Ku
¨
¨
Kuppers W. 248
L
Lampe G. (Ëÿìïå) 127
Lanne E. 123, 204, 206, 226
Leenhard F.J. 125
Legrand H.-M. 206, 208
Lelouvier Y.N. 160
Leuba J.L. 176
Levinas E. ñì. Левинас Ý.
LosskyV. ñì. Лосский Â.Í.
Lubac H. de 206
Lucas F.L. 27
M
Mackinnon D.M. ñì.
Маккиннон Д.М.
Macquarrie L. 99
Manson T.W. 127, 173
Marbrough R. 82
Maritain J. ñì. ÌàðèòåíÆ.
Martyrium Polycarpi ñì.
Мученичество Поликарпа
Mascall E.L. 65
Maurer C. 75
Maximus the Confessor,
Maxime le Confesseur ñì.
Максим Исповедник
McIntyre J. 95, 129
Meijering E.P. 81
Menoud Ph.H. 147, 174
Meyendorff J. ñì.
Мейендорф Иоанн,
протопр.
¨
Mingana A. 232
Mortari L. 205, 244
Mo
Munck J. 176
N
t
Nedoncelle M. 28
ng H. ñì. Кюнг Ã.
Nissiotis N. ñì. Íèñcèîòèñ Í.
Nolte J. 218
hler J.A. ñì. ̸ëåð È.
Стр.275
274 Указатель
O
OLeary P. 123
Oehler K. 32, 33
Orige
t
ne, Origenes ñì. Ориген
P
PannenbergW. ñì.
Панненберг В.
Paulus ñì. Ïàâåë, àï.
Pedersen S. 145, 184, 235
Perler O. 153, 178, 237
Pe
t
tre H. 148
Petrus cì. Ïåòð, àï.
Philips G. 110,126, 218
Philippou A.J. 125,231
Plato ñì. Платон
Prestige G.L. 33, 37, 82, 85
Pseudo Denys ñì.
Псевдо-Дионисий
Pusey P.E. 233, 240
R
Rahner K. ñì. Ранер Ê.
Ratzinger J. 132, 220, 243
Rawlinson A.D.J. 147
Riou A. 232
Ritter C. 25
Robinson Wheeler H. 145, 184,
235
Rohde E. 22, 23
Roloff J. 175
Romanides J. 123, 190
Roques R. 8789
Rordorf W. 150, 189
Ross D. 25
Rouget P. 222
S
t
Sartre J.-P. ñì. Сартр Æ.-Ï.
Saraiva Martins, Jose
134
Schillebeeckx E. 126, 206
Schlink E. 194
Schlossmann S. 26, 29
Schmemann A. ñì.
Шмеман А.
¨
Schnackenburg R. 173, 174,
176
Schulte R. 217
Schu
¨
rer E. 151
Schweizer E. 147
Sherwood P. 88, 89, 92
Shorey P. 25
Sta
hlin O. 70
Stan L. 248
Stead C. 33
Stendhal K. 23
Stephanus H. 26
Suttner E. 123
Sykes S.W. 33, 82
T
Tarchnisvilli M. 148
Tavard G. 252
Theodosius ñì. Феодосий
Thils G. 228
Thomas von Aquin ñì. Фома
Аквинский
Thunberg L. 105
Tillard J.M.R. 144, 164, 216
Tisserant E. 175
Torrance T.F. 66, 118, 119, 216,
222
Trembelas P. ñì. Трембелас Ï.
V
Vlastos G. 23
Vogel C.J. de 24, 64, 201, 244
W
Waltzing J.P. 150
Стр.276
Указатель 275
Waszink J.H. 65
Webb C.C.J. 33, 34
Williams G.H. 222
Wolfson H.A. 23
Z
Zeller E. 25, 34
Ziegler A.W. 76, 161
Zizioulas J.D. ñì. Зизиулас È.Ä.
A
'Agour
dhs S. 44
G
Giannar©j Cr. ñì. Яннарас Õ.
Z
ZhzioÚlaj 'I. ñì.
Зизиулас И.Д.
T
Tremplaj P. ñì.
Трембелас П.
Стр.277
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к изданию 1985 ã. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. ЛИЧНОСТЬ И БЫТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
I. От маски к личности: возникновение
личностной онтологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
II. От биологии к экзистенции: церковное
существование и экклезиологическое
значение личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2. ИСТИНА И ОБЩЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
I. Ââåäåíèå: проблема истины в эпоху отцов . . . . . . . 62
II. Èñòèíà, бытие и èñòîðèÿ:
греко-патристический синтез . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
1. «Ëîãîöåíòðè÷åñêèé» подход . . . . . . . . . . . . . . 67
2. Евхаристический подход . . . . . . . . . . . . . . . . 74
3. Тринитарный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
4. «Àïîôàòè÷åñêèé» подход . . . . . . . . . . . . . . . . 86
5. Христологический ïîäõîä. . . . . . . . . . . . . . . . 90
6. «Èêîíè÷åñêèé» подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
III. Истина и спасение: экзистенциальный
смысл тождества истины и общения . . . . . . . . . . . . 99
1. Истина и падшее бытие: разрыв между
бытием и общением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
2. Истина и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
3. Истина и Спаситель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Стр.279
IV. Истина и Церковь: экклезиологические
последствия греко-патристического синтеза . . . . . . 108
1. Тело Õðèñòîâî, устроенное Духом . . . . . . . . . 108
2. Евхаристия как место обитания Истины . . . . 113
3. ÕÐÈÑÒÎÑ, ДУХ И ЦЕРКОВЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
II. Проблема синтеза христологии
и пневматологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
III. Значение синтеза христологии
и пневматологии для экклезиологии. . . . . . . . . . . . 131
IV. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
4. ЕВХАРИСТИЯ И КАФОЛИЧНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
I. «Один» и «многие» в евхаристическом
сознании древней церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
II. Устройство евхаристической общины
как выражение кафоличности . . . . . . . . . . . . . . . . 149
III. Евхаристическая община и «кафолическая
Церковь в ìèðå» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
IV. Некоторые выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
5. НЕПРЕРЫВНОСТЬ АПОСТОЛЬСКОГО ПРЕЕМСТВА . . . 172
I. «Исторический» и «эсхатологический»
подходы к апостольскому преемству . . . . . . . . . . . 173
II. Пути синтеза «исторического»
и «ýñõàòîëîãè÷åñêîãî» подходов . . . . . . . . . . . . . . 182
III. Последствия синтеза для жизни Церкви . . . . . . . . . 191
IV. Выводы для экуменической дискуссии . . . . . . . . . . 208
6. СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . 212
I. Богословская перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
II. Неавтономный характер священнослужения. . . . . . 217
III. «Ñàêðàìåíòàëüíîñòü» священнослужения . . . . . . . . 230
Стр.280
IV. Священнослужение и единство . . . . . . . . . . . . . . . 242
V. «Äåéñòâèòåëüíîñòü» священнослужения . . . . . . . . . 249
7. МЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРСПЕКТИВЕ ОБЩЕНИЯ . . . . . 253
I. Исторические и церковные предпосылки . . . . . . . . 253
II. Богословие местной церкви ñåãîäíÿ. . . . . . . . . . . . 259
1. Церковность и локальность . . . . . . . . . . . . . 259
2. Локальность и универсальность . . . . . . . . . . 263
3. Местная церковь и проблема
церковных разделений. . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Стр.281
Митр. Иоанн (Зизиулас)
БЫТИЕ КАК ОБЩЕНИЕ.
ОЧЕРКИ О ЛИЧНОСТИ И ЦЕРКВИ
Перевод с английского Д.М. Гзгзяна
Издание подготовили:
Выпускающий редактор Лариса Мусина
Ответственный за выпуск Мария-Луиза Каячева
Редактор Евгения Крестьянинова
Макет и компьютерная верстка Анны Данилевич
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, ã. Ìîñêâà, óë. Ïîêðîâêà, 29-38
Òåë. (495) 623-0380
E-mail: info@sfi.ru
http://www.sfi.ru
Отпечатано при участии ООО «Альварес Паблишинг»
Подписано в печать 06.06.2006. Формат 60õ90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Антиква.
Объем 17,5 ïå÷. ë. Тираж 3000. Заказ ¹3654.
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200, ã. Ìîæàéñê, óë. Ìèðà, 93
Стр.282