Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659051)
Контекстум

Бытие как общение : Очерки о личности и Церкви (290,00 руб.)

0   0
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц284
ID272798
АннотацияИоанн Зизиулас, митрополит Пергамский (Константинопольский патриархат), - один из самых глубоких православных богословов XX-XXI века. Книга представляет православную разработку учения о человеке и полноте человечности, достигаемой через личностность, и о Церкви, призванной жить в общении по образу троической жизни Бога.
ISBN978-5-89100-065-2
УДК233.5+260.2+265.3
Бытие как общение : Очерки о личности и Церкви / Иоанн (Зизиулас), митр. — Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006 .— 284 с. — ISBN 978-5-89100-065-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/272798 (дата обращения: 03.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) БЫТИЕ КАК ОБЩЕНИЕ Очерки о личности и Церкви Коста и Лидии Каррас посвящается JOHN D. ZIZIOULAS BEING AS COMMUNION Studies in Personhood and the Church With a foreword by JOHN MEYENDORFF ST VLADIMIR’S SEMINARY PRESS NEW YORK 1993 МИТР. <...> Николаю Афанасьеву – создателю «евхаристической экклезиологии»; но до чего же остро (и, с моей точки зрения, до чего справедливо) Зизиулас критикует Афанасьева! <...> Иоанн Зизиулас обсуждает самые современные, самые неотложные и насущные для православной церкви вопросы. <...> Иоанн Зизиулас родился в Греции в 1931 году. <...> Некоторые из этих статей вошли в его книгу «Бытие Церкви» (L’E^tre eccleJsial. <...> В настоящее время Иоанн Зизиулас – профессор богословия в университете Глазго *. <...> Благодаря этим узам, столь характерным для святоотеческой мысли, экклезиология приобретает особое значение не только для всех аспектов богословия, но и для экзистенциальных нужд человека любого возраста. <...> Скорее это отношения с миром, другими людьми и Богом, событие общения, которое поэтому обнаруживается как факт не индивидуальной, а только церковной жизни. <...> *** В святоотеческом наследии бытие Церкви почти не затрагивается, основное внимание сосредоточено на бытии Бога. <...> Наибольшие затруднения были обусловлены античной онтологией, насквозь монистической: для древних греков бытие мира составляло неразрывное единство с бытием Бога. <...> Здесь открывалось нечто очень важное: бытие Бога может быть познано только через личные взаимоотношения и любовь к конкретному лицу, т. е. бытие означает жизнь, а жизнь означает общение. <...> Результаты их важнейшей богословской работы, которая никогда не была бы проделана без опыта церковного бытия и без которой экклезиология утратила бы свое глубокое экзистенциальное значение, можно кратко свести к следующему. <...> Бытие Бога соотносительно: невозможно говорить о бытии Бога вне понятия общения. <...> Подлинное бытие присуще только свободной личности, личности, которая свободно любит, т. е. свободно утверждает свое бытие, свою самотождественность <...>
Бытие_как_общение__Очерки_о_личности_и_Церкви.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.269
Стр.270
Стр.271
Стр.272
Стр.273
Стр.274
Стр.275
Стр.276
Стр.277
Стр.278
Стр.279
Стр.280
Стр.281
Стр.282
Бытие_как_общение__Очерки_о_личности_и_Церкви.pdf
МИТР. ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) БЫТИЕ КАК ОБЩЕНИЕ Очерки о личности и Церкви
Стр.1
Стр.2
Коста и Лидии Каррас посвящается
Стр.3
JOHN D. ZIZIOULAS BEING AS COMMUNION Studies in Personhood and the Church With a foreword by JOHN MEYENDORFF ST VLADIMIR’S SEMINARY PRESS NEW YORK 1993
Стр.4
МИТР. ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) БЫТИЕ КАК ОБЩЕНИЕ Очерки о личности и Церкви Предисловие прот. ИОАННА МЕЙЕНДОРФА Перевод с английского Д.М. Гзгзяна СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2006
Стр.5
УДК 233.5+260.2+265.3 ББК 86.372 З 59 Зизиулас Иоанн, митр. З 59 Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви / Предисл. прот. Иоанна Мейендорфа; Пер. с англ. Д.М. Гзгзяна. – М.: СвятоФиларетовский православно-христианский èíñòèòóò, 2006. – 280 ñ. ISBN 5-89100-065-2 Иоанн Зизиулас, митрополит Пергамский (Константинопольский патриархат), – один из самых глубоких православных богословов XX– XXI века. Его книга «Бытие как общение», впервые опубликованная по-английски в 1985 г., приобрела широкую известность во всем мире среди христиан различных деноминаций, представив православную разработку учения о человеке и полноте человечности, достигаемой через личностность, и о Церкви, призванной жить в общении по образу троической жизни Бога. На русский язык книга впервые переведена в полном объеме. Предназначена для богословов, философов, преподавателей и студентов богословских и философских вузов, а также для всех, кто углубленно интересуется экклезиологией и богословием личности. Издание осуществлено при поддержке организации «Акция солидарности Реновабис» (RENOVABIS) ISBN 5-89100-065-2 © John D. Zizioulas, 1985 © St Vladimir’s seminary press, 1985 © Ä.Ì. Ãçãçÿí, ïåðåâîä, 2006 © Свято-Филаретовский православно-христианский èíñòèòóò, 2006
Стр.6
Предисловие к изданию 1985 ã. Богослов, который стремится выразить содержание христианской веры изнутри православного кафолического Предания, вряд ли избежит необходимости критически взглянуть как на историю, так и на современную ему «систематическую» мысль. При этом сами историки в большинстве случаев ограничиваются установлением достоверности фактов прошлого, оставляя открытым вопрос об оценке и ее критериях. Богословам же такой ригоризм несвойствен, для них, напротив, прошлое часто ценно лишь как поставщик текстов, которые можно произвольно отбирать ради подтверждения собственных, нередко весьма спорных интерпретаций вероучения. Такая двойственность особенно опасна для православного богословия. Оно попросту перестает быть православным и когда пренебрегает Преданием, которое всегда больше истории, и когда забывает об èñòèíå, которая и есть его raison d’e ^tre (ñìûñë ñóùåñòâîâàíèÿ). Я думаю, что настоящий труд Иоанна Зизиуласа важен не только тем, что явно преодолевает эту двойственность, но еще и тем, что блестяще показывает, как обессмысливается православное учение о человеке и Церкви при любой попытке искусственно поделить его между строго изолированными разделами богословия: теологией, антропологией, экклезиологией. Только в целостном единстве всех своих сторон оно может стать подлинным выражением «ума Христова», о котором писал ап. Павел, «истинного гнозиса», который отстаивал св. Ириней, и, наконец, накопленного отцами последующих веков опыта реального богопознания. Православная богословская литература, написанная, как правило, на языках Восточной Европы и балканского региона, за последние два десятилетия стала намного доступнее англоязычному 5
Стр.7
6 Бытие как общение читателю. Это касается как общих работ по истории православия и догматике, так и многих важных специализированных трудов, а также разнообразных памятников православной духовности. В книге «Бытие как общение» внимательный читатель обнаружит, как все упомянутые выше элементы Предания связаны с Писанием Нового Завета и с тем, как оно проживалось ранними христианскими общинами и затем выражалось святыми отцами. Он увидит, что Предание поверх всяких исторических границ выявляет свою непосредственную значимость для вопросов дня сегодняшнего. Местами книга читается непросто, так как автор предполагает некоторое знакомство с современными богословскими тенденциями. Вышколенная и критически настроенная мысль Зизиуласа находится в постоянном диалоге, высоко ценя одних своих собеседников и критикуя других – большей частью за односторонность, т. е. за недостаточность подлинно «кафолического» видения церковной реальности. Автор во многом близок о. Николаю Афанасьеву – создателю «евхаристической экклезиологии»; но до чего же остро (и, с моей точки зрения, до чего справедливо) Зизиулас критикует Афанасьева! Разве не игнорировал до известной степени Афанасьев тринитарный и антропологический аспекты экклезиологии, сосредоточиваясь только на «локальности» евхаристической общины и тем в определенном смысле исключая проблемы истины и универсальных предпосылок церковного единства?! Надеюсь, что читателя не остановит несколько специальный характер этой книги. Иоанн Зизиулас обсуждает самые современные, самые неотложные и насущные для православной церкви вопросы. До тех пор пока видимая жизнь Церкви не придет в согласие с тем общением, которое открыто нам в Евхаристии, пока наши церковные структуры, особенно здесь, на Западе, не станут соответствовать тому, что t есть Церковь в подлинном смысле слова, пока евхаристическая природа Церкви не покажется из-за заслоняющих ее анахронизмов и этнических стереотипов, скрывающих ее по сю пору, невозможно будет ни экуменическое свидетельство, ни настоящая миссия. Иоанн Зизиулас родился в Греции в 1931 году. Окончил богословский факультет Афинского университета, где впоследствии получил ученую степень доктора богословия за защиту диссертации на тему «Единство Церкви в святой Евхаристии и епископе в первые три века» (Афины, 1965). Затем он изучал патристику в Гарварде и состоял стипендиатом-исследователем в Центре
Стр.8
Предисловие к изданию 1985 ã. 7 византинистики «Дамбартон Оукс». В течение нескольких лет работал в Комиссии «Вера и церковное устройство» при Всемирном совете церквей в Женеве, где всегда считался одним из наиболее авторитетных православных богословов нового поколения. Он также входит в Международную комиссию по диалогу с католической церковью как представитель Вселенского патриархата. Экуменическая деятельность Зизиуласа способствовала появлению ряда его публикаций в различных периодических изданиях. Некоторые из этих статей вошли в его книгу «Бытие Церкви» (L’E ecclesial. Gen t ` eve: Labor et Fides, 1981). Эти же работы с ñóùåñò^tre венными дополнениями включены и в данное издание. В настоящее время Иоанн Зизиулас – профессор богословия в университете Глазго*. Недавно он был приглашен профессором-совместителем в университет в Фессалоники. Иоанн Мейендорф * Проф. Зизиулас оставался в этой должности четырнадцать лет. Помимо ýòîãî, он преподавал также в университетах Лондона (King’s College), Женевы и Фессалоник, читал лекции в Григорианском университете в Риме. С 1986 г. Иоанн Зизиулас – митрополит Пергамский, титулярный епископ Константинопольского патриархата, который постоянно представляет свою церковь в различных международных церковных сообществах. Он является членом Совета Афинской академии, а в 2002 ã. был ее президентом. – Ðåä.
Стр.9
УКАЗАТЕЛЬ А Августин Аврелий,блж. (Augustinus) 19, 36, 85, 92, 93, 97, 102, 144, 179, 184, 203, 212, 214, 217, 224, 238, 240, 241, 249 Аливизатос À. 57, 95, 239, 251, 252 Амфилохий 32 Андрутсос Õ. 239 Антониан 157 Антонин Благочестивый 69, 152, 233, 254 Апостольские постановления см. Постановления апостольские Апостольские правила см. Правила святых апостолов Арий 239 Аристотель (Aristotle) 22, 23, 26, 33, 34, 55, 67, 75, 81, 82, 93, 95, 116, 142, 155, 218 Аристофан 59 Аттик 29 Афанасий Великий (Александрийский, Athanasius) 10, 11, 31–33, 35, 79–84, 86, 91, 98, 110, 119, 120, 133, 192 Афанасий Грек 249 Афанасьев Николай, протопр. (Афанасьев Í.À.) 17–19, 131, 132, 144, 156, 157, 197, 199, 204, 230 Б Барди Ã. 143 Барт Ê. 41 Басси Ï.Æ. 118 Бердяев Í. (Berdyaev N.) 166, 230 Бобринской Á. (Bobrinskoy B.) 125 Áîíõ¸ôôåð Ä. (Bonhoeffer D.) 109, 215 Бубер Ì. (Buber M.) 11, 166, 230 Буйе Ë. 126 Бультман Ð. 183 В Вайс È. 174 Варлаам 215 Василий Великий 11, 32, 35, 37, 84, 85, 91, 110, 133, 134, 161, 181, 184, 228, 241, 260 Викентий Лиринский 242 267
Стр.269
268 Указатель Г Гарнак À. 227, 229 Гегель Ã.Â.Ô. 25 Гераклит 23, 24, 25 Гомер 26 Григорий Богослов 11, 88, 213, 227, 241 Григорий Нисский 11, 37, 47, 84, 233 Григорий Палама 88, 215 Григорий Чудотворец,еп. Неокесарийский 257 Д Дидаскалия ñì. Didascalia Apostolorum Дидахи (Didache) 58, 144, 146, 155, 175, 189, 195 Дикс Ã. (Dix G.) 127, 144, 169, 201, 217 Дионисий Ареопагит см. Псевдо-Дионисий Дионисий Галикарнасский 142 Досифей Иерусалимский 239 Достоевский Ô.Ì. 38, 46, 106 Е Евномий (Eunomius) 37, 91, 134 Еврипид 24, 59 Евсевий Памфил,еп. Кесарийский (Eusebius) 71, 143, 153, 156, 157, 170, 183, 192, 197, 198, 208, 247 Егезипп 170 Ерм 169, 201 З Зизиулас È.Ä. (Zizioulas J.D., ZhzioÚlaj 'I.) 56, 77, 110, Й Йегер Â. 67 126, 134, 148, 150, 152, 157, 159, 177, 182, 186, 196, 201, 216, 219, 226, 236, 242, 245, 247, 255 И Èàêîâ, àï. 176, 177, 197, 198 Игнатий Богоносец (Àíòèîõèéñêèé, Ignatius of Antioch, Ignatius von Antiochien) 10, 15, 56, 74– 80, 90, 142, 143, 149, 150, 153, 154, 158, 161, 165, 168, 176, 178, 179, 189, 190, 198, 203, 204, 207, 208, 225, 229, 234, 235, 238, 240, 246, 254, 256, 263 Иеремиас È. (Jeremias J.) 151, 173, 260 Èåðîíèì, áëæ. 198, 202 Иоанн Áîãîñëîâ, àï. 44, 58, 75, 76, 146, 179, 180, 190, 193 Иоанн Златоуст 142, 161, 171, 181, 202, 213, 224, 232, 235, 238, 243, 246, 260 Иосиф Флавий 26 Ипполит Римский (Hippolyte de Rome,Hippolytus of Rome) 33, 115, 153, 156, 169, 190, 194, 195, 198, 199, 201–205, 207, 216, 219, 236, 244–246 Ириней Лионский 10, 76–80, 90, 93, 114, 161, 191–194, 198, 203, 246, 248, 256 Иустин Мученик (Justin) 10, 67–70, 80, 152, 154, 168, 233, 254
Стр.270
Указатель 269 К Каллий 155 Казель Î. 144, 217 Кант È. 100 Каспер Â. 126 Киприан Карфагенский (Cyprian) 143, 153, 156, 157, 167, 170, 203, 204, 205, 207, 208 Кирилл Александрийский 51, 91, 107, 110, 129, 192, 193, 233, 240 Кирилл Иерусалимский 112, 144, 162, 218, 240, 242 Климент Александрийский (Clemens Alexandrinus) 10, 64, 67, 70, 71, 169, 201 Климент Римский 146, 154, 169, 177, 178, 194, 196, 198, 199, 203, 220 Конгар È. (Congar Y.) 110, 122, 123, 126, 153, 172, 175, 178, 179, 180, 191, 197, 200, 203, 206, 207, 212, 214, 218, 224, 237, 238, 249, 252 Корнелий 157 Кочетков Георгий, свящ. 162 Кульман O. (Cullmann O.) 95, 235 ¨ Кьеркегор Ñ. 101, 102 Кюнг Ã. (Ku Л Лабриоль Ï. де 143 Лайтфут Äæ. Á. 143 Лев I, папа 51 Левинас Ý. (Levinas E.) 40, 41, 83 Лосев À.Ô. 21 Лосский Â.Í. (Lossky V.) 88, 124, 125 ng H.) 179, 218 Лукиан Самосатский 26 М Маккиннон Д.М. (Mackinnon D.M.) 33, 81, 82, 106 Максим Исповедник (Maximus the Confessor, Maxime le Confesseur) 37, 40, 47, 48, 54, 57–59, 70, 83, 87, 88, 90, 92–98, 104, 120, 218, 224, 233, 234, 238, 240, 241 Маритен Æ. (Maritain J.) 166 Маркс Ê. 102 Мейендорф Иоанн, протопр. (Мейендорф И., Meyendorff J.) 89, 97, 144, 206, 215 ¨ ̸ëåð È. (Mohler J.A.) 123 Мелитон, митр. Халкидонский 28 Менон (Meno) 64 Микеланджело 38 Минуций Феликс 150 Моисей 142 Мученичество Поликарпа (Martyrium Policarpi) 143, 169, 246 Н Немесий 65 Íèñcèîòèñ Í. (Nissiotis N.) 125, 162, 213, 230 Новациан 157 О Олмен Дж.-Дж. фон (Allmen J.J. von) 126, 144, 159, 164, 207, 216, 225, 251 Оптат Милевский 143
Стр.271
270 Указатель Ориген (Orige t ne, Origenes) 10, 32, 67, 70–74, 79, 80, 86, 91, 94, 97, 150, 169, 183, 195, 201 П Ïàâåë, àï. (Paulus) 52, 62, 63, 109, 142, 145, 147, 148, 174–176, 184, 186, 188, 189, 202, 215, 229, 231, 233, 253, 254 Панненберг Â. (PannenbergW.) 66, 73, 175, 180, 214, 251 Пармениан (Parmenianus) 143 Парменид 23, 63, 64 Ïåòð, àï. (Petrus) 170, 176, 185, 186, 203–207 Пилат 62 Пирр (Pyrrho) 241 Платон (Plato) 22–25, 27, 63, 64, 66, 68, 81, 82, 87, 95, 238 Платон Комик 26 Плиний 150 Плотин 23, 25, 32, 64 Плутарх 27 Полибий 142 Поликарп Смирнский 143, 149, 156, 165, 168, 178, 235 Порфирий 64 Постановления апостольские (Апостольские постановления, Constitutiones Apostolorum) 112, 135, 179, 198, 208, 235 Правила святых апостолов (Апостольские правила, Canones Apostolorum) 135, 228, 239, 249 Праксей 32 Псевдо-Дионисий (Дионисий Ареопагит, Pseudo Denys) 40, 83, 86–89, 213, 218, 221, 228, 240 Псевдо-Климент 153, 178, 237 Р Ранер Ê. (Rahner K.) 36, 41, 85, 132, 206, 218, 220, 223, 243, 245 Ренгшторф Ê.Õ. 173 Рефуле Ô. 143 С Сартр Æ.-Ï. (Sartre J.-P.) 39, 105 Сент-Экзюпери À. де 45 Серапион Тмуитский (Serapion Thmuitanus) 110, 119 Т Тацит 150 Тейяр де Шарден Ï. 55 Теофраст 26 Тертуллиан 32, 33, 112, 143, 162, 169, 170, 194, 196, 201, 203 Тимей (Timaeus) 22, 24, 65 Траян (Trajanus) 150 Трембелас Ï. (Trembelas P., Trempšlaj P.) 57, 231, 239 Ф Фалассий (Thalassium) 47, 93, 94 Федон (Phaedo) 22 Фейербах Ë. 102 Феодор Мопсуестийский 232 Феодосий (Theodosius) 193 Феофил Антиохийский 162 Филон Александрийский 68, 142, 238
Стр.272
Указатель 271 Флоровский Георгий, прот. (Флоровский Г.В., Florovsky G.) 20, 22, 35, 71, 80, 95, 123, 159, 160, 183, 252 Фома Аквинский (Thomas von Aquin) 23, 36, 64, 102, 166, 214, 238 Х Хайдеггер Ì. (HeideggerÌ.) 25, 40, 41, 64, 105 Хомяков À.Ñ. (Khomiakoff A.S., Khomiakov A.S., Chomiakov A.S.) 123, 125, 142 Хризипп 27 Хэтч Ý. 227 Ц Цан Ò. 143 Э Эйнштейн À. 118 ÝëèàäåÌ. (Eliade Ì.) 24 Эрхардт À. (Ehrhardt A.) 197, 198 Этерия (Etheria) 148 Я Яннарас Õ. (Yannaras Ch., Giannar©j Cr.) 40, 41, 103, 105 Цельс (Celsus, Kelsus) 65, 72, 150 Цицерон 29 Ш Швейцер À. 174 Шмеман À. (Schmemann A.) 144, 163 A Alberigo G. 245 Allmen J.J. von ñì. Олмен Дж.-Дж. фон Andresen C. 65 Aristotle ñì. Аристотель Arnim J. ab. 25, 27 Athanasius ñì. Афанасий Великий Augustinus St. ñì. Августин Audet J.P. 144 B Baltasar H.U. von 130 Barr J. 62 Barreau H. 67 Batiffol P. 143 Bell G.A. 147 Beno1 ^tA. 192 Berdyaev N. ñì. Бердяев Í. Bevenot Ì. 143 Birkbeck W.I. 123 Bobrinskoy B. ñì. Бобринской Б. Bonhoeffer D. ñì. Бонх¸ффер Д. Botte B. 158, 159, 172, 199, 219, 244, 245 Brown R.E. 129 Buber M. ñì. ÁóáåðÌ. C Calcidious (Õàëêèäèé) 65 Camelot Th. 143
Стр.273
272 Указатель Canones Apostolorum ñì. Правила святых апостолов Celsus ñì. Цельс Cerfaux L. 175 Chadwick H. 69, 91, 193, 246 Chomiakov A.S. ñì. Хомяков А.С. Clayton J.P. 34, 82 Clemens Alexandrinus ñì. Климент t Александрийский Clement O. 162 Cochrane C.N. 64 Colson J. 174, 206 Congar Y. ñì. ÊîíãàðÈ. Connolly R.H. 156, 235 Constitutiones Apostolorum см. Постановления апостольские Cothenet E. 218 Craig C.T. 147 Cross F.L. 22, 80 Crouzel H. 72 Cullmann O. ñì. Кульман O. Cuntz O. 168 Cyprian ñì. Киприан Карфагенский D t Dalmais I.H. 94 Daniå lou J. 69–71 ¨ Deissmann A. 147 Didache ñì. Дидахи Didascalia Apostolorum 135 156, 179, 198, 208, 235 Dix G. ñì. Дикс Ã. Dodds E.R. 24 Duchatelez K. 251 Duprey P. 245, 249 Dupuy B.D. 173, 178, 196 H Hamer J. 159 Hanson R.P.C. 170 Hanssens J. 237 Ha rling H. 218 Hausherr I. 87 Heidegger Ì. ñì. ХайдеггерМ. Hengel M.J. 62 Dvornik F. 170, 197, 203 E Ehrhardt A. ñì. Эрхардт À. Elert W. 115, 153, 217 Eliade Ì. ñì. ÝëèàäåÌ. Etheria ñì. Этерия Eusebius ñì. Евсевий Памфил,еп. Кесарийский F Faye E. de 73 Federer K. 151 FlorovskyG. ñì. Флоровский Георгий, прот. Fraine J. de 145, 184, 235 Fries H. 144 Fuchs V. 201 Funk F.X. 135 G Gaechter P. 176 Gallot J. 241 Garrigues J.M. 232 Gelzer H. 168 Gratieux A. 123 Gre t aA. 206 Greenslade S.L. 153 Grelot P. 218 Guardini R. 130 Guillou M.J. 232
Стр.274
Указатель 273 Higgins A.J.B. 173 Hippolyte de Rome,saint Hippolytus of Rome ñì. Ипполит Римский Holte R. 69 Houssiau A. 91, 185, 218, 245 Hydahl J.N. 69 J Jeremias J. ñì. Иеремиас È. Jevtich A. 134 Johnson A.R. 145, 184, 235 Justin ñì. Иустин Мученик I ¨ Ivanka E. von 24, 72 Ignatius of Antioch, Ignatius von Antiochien ñì. Игнатий Богоносец Irena ¨ us ñì. Ириней Лионский K Karmiris J. 239 Ka semann E. 227 Kelly J.N.D. 33, 82 Kelsus ñì. Цельс Khomiakoff A.S., Khomiakov A.S. ñì. Хомяков А.С. Kirk K.E. 169, 196 Kittel G. 173 Klein G. 173 Koch H. 73 Konidaris G. 225 Kraus F.X. 151 Kredel E.M. 174 Kremer K. 23, 64 Kretschmar G. 70 Ku ¨ ¨ Kuppers W. 248 L Lampe G. (Ëÿìïå) 127 Lanne E. 123, 204, 206, 226 Leenhard F.J. 125 Legrand H.-M. 206, 208 Lelouvier Y.N. 160 Leuba J.L. 176 Levinas E. ñì. Левинас Ý. LosskyV. ñì. Лосский Â.Í. Lubac H. de 206 Lucas F.L. 27 M Mackinnon D.M. ñì. Маккиннон Д.М. Macquarrie L. 99 Manson T.W. 127, 173 Marbrough R. 82 Maritain J. ñì. ÌàðèòåíÆ. Martyrium Polycarpi ñì. Мученичество Поликарпа Mascall E.L. 65 Maurer C. 75 Maximus the Confessor, Maxime le Confesseur ñì. Максим Исповедник McIntyre J. 95, 129 Meijering E.P. 81 Menoud Ph.H. 147, 174 Meyendorff J. ñì. Мейендорф Иоанн, протопр. ¨ Mingana A. 232 Mortari L. 205, 244 Mo Munck J. 176 N t Nedoncelle M. 28 ng H. ñì. Кюнг Ã. Nissiotis N. ñì. Íèñcèîòèñ Í. Nolte J. 218 hler J.A. ñì. ̸ëåð È.
Стр.275
274 Указатель O O’Leary P. 123 Oehler K. 32, 33 Orige t ne, Origenes ñì. Ориген P PannenbergW. ñì. Панненберг В. Paulus ñì. Ïàâåë, àï. Pedersen S. 145, 184, 235 Perler O. 153, 178, 237 Pe t tre H. 148 Petrus cì. Ïåòð, àï. Philips G. 110,126, 218 Philippou A.J. 125,231 Plato ñì. Платон Prestige G.L. 33, 37, 82, 85 Pseudo Denys ñì. Псевдо-Дионисий Pusey P.E. 233, 240 R Rahner K. ñì. Ранер Ê. Ratzinger J. 132, 220, 243 Rawlinson A.D.J. 147 Riou A. 232 Ritter C. 25 Robinson Wheeler H. 145, 184, 235 Rohde E. 22, 23 Roloff J. 175 Romanides J. 123, 190 Roques R. 87–89 Rordorf W. 150, 189 Ross D. 25 Rouget P. 222 S t Sartre J.-P. ñì. Сартр Æ.-Ï. Saraiva Martins, Jose 134 Schillebeeckx E. 126, 206 Schlink E. 194 Schlossmann S. 26, 29 Schmemann A. ñì. Шмеман А. ¨ Schnackenburg R. 173, 174, 176 Schulte R. 217 Schu ¨ rer E. 151 Schweizer E. 147 Sherwood P. 88, 89, 92 Shorey P. 25 Sta hlin O. 70 Stan L. 248 Stead C. 33 Stendhal K. 23 Stephanus H. 26 Suttner E. 123 Sykes S.W. 33, 82 T Tarchnisvilli M. 148 Tavard G. 252 Theodosius ñì. Феодосий Thils G. 228 Thomas von Aquin ñì. Фома Аквинский Thunberg L. 105 Tillard J.M.R. 144, 164, 216 Tisserant E. 175 Torrance T.F. 66, 118, 119, 216, 222 Trembelas P. ñì. Трембелас Ï. V Vlastos G. 23 Vogel C.J. de 24, 64, 201, 244 W Waltzing J.P. 150
Стр.276
Указатель 275 Waszink J.H. 65 Webb C.C.J. 33, 34 Williams G.H. 222 Wolfson H.A. 23 Z Zeller E. 25, 34 Ziegler A.W. 76, 161 Zizioulas J.D. ñì. Зизиулас È.Ä. A 'Agour…dhs S. 44 G Giannar©j Cr. ñì. Яннарас Õ. Z ZhzioÚlaj 'I. ñì. Зизиулас И.Д. T Trempšlaj P. ñì. Трембелас П.
Стр.277
Стр.278
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к изданию 1985 ã. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1. ЛИЧНОСТЬ И БЫТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 I. От маски к личности: возникновение личностной онтологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 II. От биологии к экзистенции: церковное существование и экклезиологическое значение личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 2. ИСТИНА И ОБЩЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 I. Ââåäåíèå: проблема истины в эпоху отцов . . . . . . . 62 II. Èñòèíà, бытие и èñòîðèÿ: греко-патристический синтез . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 1. «Ëîãîöåíòðè÷åñêèé» подход . . . . . . . . . . . . . . 67 2. Евхаристический подход . . . . . . . . . . . . . . . . 74 3. Тринитарный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 4. «Àïîôàòè÷åñêèé» подход . . . . . . . . . . . . . . . . 86 5. Христологический ïîäõîä. . . . . . . . . . . . . . . . 90 6. «Èêîíè÷åñêèé» подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 III. Истина и спасение: экзистенциальный смысл тождества истины и общения . . . . . . . . . . . . 99 1. Истина и падшее бытие: разрыв между бытием и общением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 2. Истина и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 3. Истина и Спаситель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Стр.279
IV. Истина и Церковь: экклезиологические последствия греко-патристического синтеза . . . . . . 108 1. Тело Õðèñòîâî, устроенное Духом . . . . . . . . . 108 2. Евхаристия как место обитания Истины . . . . 113 3. ÕÐÈÑÒÎÑ, ДУХ И ЦЕРКОВЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 II. Проблема синтеза христологии и пневматологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 III. Значение синтеза христологии и пневматологии для экклезиологии. . . . . . . . . . . . 131 IV. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 4. ЕВХАРИСТИЯ И КАФОЛИЧНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 I. «Один» и «многие» в евхаристическом сознании древней церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 II. Устройство евхаристической общины как выражение кафоличности . . . . . . . . . . . . . . . . 149 III. Евхаристическая община и «кафолическая Церковь в ìèðå» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 IV. Некоторые выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 5. НЕПРЕРЫВНОСТЬ АПОСТОЛЬСКОГО ПРЕЕМСТВА . . . 172 I. «Исторический» и «эсхатологический» подходы к апостольскому преемству . . . . . . . . . . . 173 II. Пути синтеза «исторического» и «ýñõàòîëîãè÷åñêîãî» подходов . . . . . . . . . . . . . . 182 III. Последствия синтеза для жизни Церкви . . . . . . . . . 191 IV. Выводы для экуменической дискуссии . . . . . . . . . . 208 6. СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . 212 I. Богословская перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 II. Неавтономный характер священнослужения. . . . . . 217 III. «Ñàêðàìåíòàëüíîñòü» священнослужения . . . . . . . . 230
Стр.280
IV. Священнослужение и единство . . . . . . . . . . . . . . . 242 V. «Äåéñòâèòåëüíîñòü» священнослужения . . . . . . . . . 249 7. МЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРСПЕКТИВЕ ОБЩЕНИЯ . . . . . 253 I. Исторические и церковные предпосылки . . . . . . . . 253 II. Богословие местной церкви ñåãîäíÿ. . . . . . . . . . . . 259 1. Церковность и локальность . . . . . . . . . . . . . 259 2. Локальность и универсальность . . . . . . . . . . 263 3. Местная церковь и проблема церковных разделений. . . . . . . . . . . . . . . . . 265 Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Стр.281
Митр. Иоанн (Зизиулас) БЫТИЕ КАК ОБЩЕНИЕ. ОЧЕРКИ О ЛИЧНОСТИ И ЦЕРКВИ Перевод с английского Д.М. Гзгзяна Издание подготовили: Выпускающий редактор Лариса Мусина Ответственный за выпуск Мария-Луиза Каячева Редактор Евгения Крестьянинова Макет и компьютерная верстка Анны Данилевич Свято-Филаретовский православно-христианский институт 105062, ã. Ìîñêâà, óë. Ïîêðîâêà, 29-38 Òåë. (495) 623-0380 E-mail: info@sfi.ru http://www.sfi.ru Отпечатано при участии ООО «Альварес Паблишинг» Подписано в печать 06.06.2006. Формат 60õ90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Антиква. Объем 17,5 ïå÷. ë. Тираж 3000. Заказ ¹3654. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, ã. Ìîæàéñê, óë. Ìèðà, 93
Стр.282

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически