Литературное сегодня
Pro et contra
Роман Андрея Волоса
«В о з в р а щ е н и е в П а н д ж р у д»
Галина РЕБЕЛЬ
ЦЕНА СЛОВА
— Я вас умоляю, кто сегодня
знает о великих таджикских по
этах. <...> Главный герой «Возвращения в Панджруд» — вели
кий таджикский поэт Джафар Рудаки — появляется в ро
мане в статусе рифмоплета. <...> Так называет его высокопо
ставленный палач, визирь эмира Нуха господин Гурган. <...> По ошибке вместо поэта из зиндана выволакивают пред
1
См. <...> Главный претендент на премию «Бу
кер» считает, что написал последний роман // Вечерняя Москва. <...> 183
очи кровожадного бонзы доброго и несчастного Касы
ма — и, чтобы не морочиться с водворением пленника об
ратно в яму, сбрасывают со стены. <...> Здесь представлены все основные субъекты рассказан
ной Андреем Волосом истории: народ (базар), его лучшая
часть — страдальцы и правдоискатели (Касым), его вечное
бремя и крест — облеченные властью мерзавцы (господин
Гурган), его голос, совесть, разум и душа — ослепленный по
эт, которого вслед за Касымом вытаскивают из ямы, чтобы
вытолкнуть в обратный относительно всей его предыду
щей жизни путь. <...> Впрочем, первым в романе появляется шестнадцати
летний Шеравкан, которому поручено в качестве поводы
ря сопровождать слепца на его родину — в Панджруд. <...> Дорога, которая, по расчетам отца Шеравкана, равна
четыремпяти дням переезда, растягивается почти на че
тыре недели медленного, прерывистого пешего хода, с
долгими остановками в пути, разнообразными встречами,
многотемными разговорами, философскими и религиоз
ными диспутами, с участием в мистериях свадьбы и похо
рон, с воображаемыми странствиями из настоящего в про
шлое, с осмыслением личного опыта счастья, ошибок,
страданий и общего человеческого опыта заблуждений и
искания истины. <...> Вынужденный для обоих спутников путь в Панджруд
превращает беспомощного слепца и его нетерпеливого про
вожатого в равно необходимых друг другу учителя и учени
ка, становится путем познания и прозрения. <...> 184
Страница <...>