чш
На правах рукописи
Полухина Татьяна Григорьевна
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ
В АКВААЭРОБИКЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Работа выполнена в Российском государственном университете физической
культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Неверкович Сергей Дмитриевич доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Официальные оппоненты:
Шалманов Анатолий Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Абсалямов Тимур Мишакирович кандидат педагогических наук, доцент
Ведущая организация :
Московская государственная
академия физической культуры
Защита диссертации состоится « Л/ » gtsruzffat- 2003 г. в /4/ ""часов
на заседании диссертационного совета К. <...> ). Наибольшей популярностью среди
оздоровительных видов занятий пользуются различные виды ритмической гим
настики (Д. <...> ). В
настоящее время большую значимость представляют различные виды оздоро
вительных занятий в воде, одним из которых является аквааэробика (Н.Ж. Бул
гакова, 1997; И.А. Васильева, 1996; Т.Г. Мсньшуткина, 2000). <...> Аквааэробика новый вид оздоровительных занятий в воде, предназначенный для различного
контингента занимающихся, неограниченный по возрасту и уровню физической
и функциональной подготовленности, направленный на улучшение двигатель
ных качеств занимающихся, с использованием упражнений, выполняемых в
аэробном режиме с использованием музыкального сопровождения. <...> За время
своего развития аквааэробика, как составная часть оздоровительных занятий,
претерпела качественные изменения в технике, методике обучения, тренировке,
в связи с чем и возникла необходимость научного обоснования методики пре
подавания ее в высших учебных заведениях и курсах повышения квалифика <...>
Классификация_и_типология_упражнений_в_аквааэробике_как_основа_для_разработки_технологии_обучения..pdf
чш
На правах рукописи
Полухина Татьяна Григорьевна
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ
В АКВААЭРОБИКЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Стр.1
Работа выполнена в Российском государственном университете физической
культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Неверкович Сергей Дмитриевич -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Официальные оппоненты:
Шалманов Анатолий Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Абсалямов Тимур Мишакирович -
кандидат педагогических наук, доцент
Ведущая организация :
Московская государственная
академия физической культуры
Защита диссертации состоится « Л/ » gtsruzffat- 2003 г. в /4/ ""часов
на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу:
105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «_
2003 г.
Т00000482 8
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент
ЦОБ по ФКиС
РГЛЛЧГ
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Физическое состояние занимающихся и его коррекция в
условиях использования разных форм физкультурно-оздоровительных занятий
исследовались многими авторами (В.Н. Сслуянов, Е.Б. Мякинченко МЛ. Сотникова,
1972; Л.Н. Аболина, 1982; И.В. Шефер, 1984; О.В. Козырева, 1987; Е.С.
Акопян, 1988; Л.М. Дикаревич, 1996 и др.). Наибольшей популярностью среди
оздоровительных видов занятий пользуются различные виды ритмической гимнастики
(Д. Фонда, 1985; Т.С. Лисицкая, 1987, 1994; М.П. Ивлев, 1987 и др.). В
настоящее время большую значимость представляют различные виды оздоровительных
занятий в воде, одним из которых является аквааэробика (Н.Ж. Булгакова,
1997; И.А. Васильева, 1996; Т.Г. Мсньшуткина, 2000). Аквааэробика -
новый вид оздоровительных занятий в воде, предназначенный для различного
контингента занимающихся, неограниченный по возрасту и уровню физической
и функциональной подготовленности, направленный на улучшение двигательных
качеств занимающихся, с использованием упражнений, выполняемых в
аэробном режиме с использованием музыкального сопровождения. За время
своего развития аквааэробика, как составная часть оздоровительных занятий,
претерпела качественные изменения в технике, методике обучения, тренировке,
в связи с чем и возникла необходимость научного обоснования методики преподавания
ее в высших учебных заведениях и курсах повышения квалификации.
Недостаточность научно-методического материала по обозначенной проблеме
в области теории и методики фитнеса в воде указывает на необходимость
разработки педагогического подхода к занятиям аквааэробикой с учетом специфики
водной среды. Анализ литературы показал, что в теории и методике аквааэробики
имеются несколько различных вариантов классификации тренировочных
упражнений (V. Bonachela, S.R. Vickery, 1983; А.С. Виру, 1988; J. Eckerson,
1993; ИЛ. Мугдусиев, Б.И. Ткаченко, 1994; И.А. Васильева, Н.Ж. Булгакова,
1997 и др.). Отсутствие единого подхода к классификации упражнений в аквааэробике,
на наш взгляд, является актуальной научной проблемой. До настоящего
времени не сформировался комплексный научный подход к методическим
основам проведения занятий с людьми различного возраста и функционально-физического
уровня подготовленности. J£a настоящего времени не производился
учет типологии и; ^Ла'бси^щацДй^уДр'ажнсний, не осуществлялся
контроль над техническим освоением элементов, а также длительностью обу
Стр.3