От кщательства
История Руссхой Церкви COBeтcкoro периода есть, прежде всао, иСтория
неСJ1ыханноrо ранее в РоссlПf rонения на веру. Нахал aиrицерховной борьбы
властей то утихал, то вспыхивал с новой СИЛОЙ. Известно, что сталинские
реnpecclПf 1930-х rодов унесли ЖИ31Пf сотен ТЫСЯЧ православных свящеlПlОСЛУ:lCНТC1lей
и мирян. В это страlIDlое время бьшо захрыro подавJUllOщее
большинство храмов, упразднены монастыри, разрушена система дyxoBHoro
образования, уничтожены МИJVDIоны книr peлиrиозноrо содержания, разrpаблено,
сожжено или распродано за rpаницу множество цеlПfЫX ахон, УIПf~
кальная церховная утварь, словом, нанесен оrpомный и поха невосполнимый
урон Руссхой Православной Церкви.
АlП1IЦерховная деятельность советской влаcrи широко известна во всем
мире, однако можно сказать, что известна она JDПDЬ С (<внеlIDlей» стороны
террора, насИJIИJI и нarлой атеиcrичской пропaraнды. Свидетельства об этих
«внешних» rонениях можно найти в воспомlUfaНИЯX уцелевlIDIX жертв хоммуlПfС1Ическоro
террора, материалах, опуБJDU(оваJUIЫХ в русской зарубежной и
нностранной печатн, и, увы, в небольшом пока еще количестве научных исследоваJUlЙ.
Вместе с тем за рамхами этих истоЧНИJCОВ, хак правило, оставались
скрыrые от постороНIUIX rлаз мехаJUIЗМЫ направленной на уничтожеlПfе
Церкви naртийно-roсударственной раБоты . Еще несколько лет тому назад исследователи
не моrли и помыслить о ВОЗМОJICНоcrи пользовaииJI так называемыми
«3ахрыrымю) фондами архивов, материалами из хранилищ советских
карательных opraHoB, следственными (<Деламю) mщ, осуждеJUIЫХ за веру. Даже
до cero дня определенная часть этих документов .. силу различных обстоятельств
остается сохрыroй от взоров исторахов. И все же именно послсщние
rоды отхрыли перед исследоваТC1IJlМИ принципиально новые ВОЗМОJICНоcrи для
их научных изыскаlUlЙ 1.
Пpeдлaraемая читателям кJUIra дохтора исторических наук М. В. ШхаpOBcKoro
является одной из первых в отечественной нсториоrpафlПf попыrок
представить перед нами обобщенную харТIПIY церковно-rосударственных отношеJUIЙ
в СССР в период правления Сталина и Хрущева. В работе
М. В. Шхаровскоro рассматриваются мноrие еще совершенно незатронуты e
исследоваТC1IJlМИ acneJcты российсхой церковной исторlПf вовейшerо времени.
Особый юrrepес представляет использованный в XJUlI"e обширный корпус
истоЧНИJCОВ, в числе хоторых
MHoro ранее Heдocтynных архивных материалов,
впервые вводимых в научный оборот.
Большинство затронутых в кJUIre проблем напр ... ую свяэано с современностью.
К их числу относится, например, вопрос о «JIнеlIDlеполитическом»
курсе Московской Патрнархии и, в чаС1Иоcrи, об учаCТlПf Русской Право1
Укажем ДIUI интерссУЮЩИХall иесколько сборников архивных документов, вышeдwих
в нашей стране за последние roДbl. См. «Русская ПРlUlOClllUlная Церковь в
советское вреМJI» (coc:тuНТCllЬ Г. Шmpuккер), М., 1995, Т. 1, 2; М. и. Одuнчoll «Рcлиrи0зные
орrанюации в СССР нахакуне и в roДbl ВeлиJ(ОЙ Отечественной ВОЙНЫ», М.,
1995, «Политбюро и Церковь 1922-1925» (составители Н. ПокроllCКIIй И с. ПеmpОIl),
Москва-Новосибирск, Т. 1 - 1997 r., Т. 2 - 1998 r.
3
Стр.3
славной Церкви в экуменическом движении 2. Нет никакого сомнения в том,
что еще со сталинских времен советское руководство стреМИJJось использовать
Церковь в икrepесах своей внешней политики, видя в ней союзника в
деле привлечения мирового общественного мнения на сторону внешнеполитических
ИНlЩИатив СССР. Государство хотело направить внешние контакты
Московской Патриархии на объединение деятельности Православных Церквей
(прежде всего из стран т. н. «народной демократию), а также Ближнего
Востока) «в противостоянии политике капиталистических держав)). Однако
церковное руководство сумело использовать эти контакты для защиты и
отстаивания интересов Церкви внутри страны. С течением времени советское
правительство было вынуждено все в большей степени считаться с мнением
мировой обществениости, соответственио корректируя свои действия по отношению
к Церкви.
Важное место в исследовании М. В. IlIкapoBcKoгO уделено вопросу о роли
тех или иных церковных деятелей в развитии государственио-церковных
отиошений в СССР. К их числу прииадлежат, например, Патриархи Сергий
(Страгородский) и Алексий (Симанский), мнтрополиты Крyrицкий и Коломенский
Николай (Ярушевич), Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов)
и др.
немалый интерес представляет вызвавшая в последине годы многочисленные
спекуляции проблема взаимоотиошений Московской Патриархии с
оргаиами государственной безопасности и иными учреждениями, призванными
осуществлять контроль над церковной деятельностью. Автор рассматривает
общий курс политики советского руководства в отиошении рeлиnut и те
колебания, которым он подвергался в зависимости от ВНУТРЮlOлитической
ситуации, внутрипартийной борьбы и «нужд текущего момента)).
Значительное место в работе М. В. IlIкapoBcKoгO уделено рассмотрению
проблемы так называемого «рeлиrиозного сопротивления в CCCPI). Под этим
термииом автор понимает всю совокупность разнородных по своему составу
течений, выступавших, во-первых, против гонений на веру со стороны гражданской
власти И, во-вторых, против компромиссов, на которые вынуждено
было пойти в этих условиях руководство Московской Патриархии. В рамках
этой проблемы М. В. IlIкаровский сосредоточил свое внимание на истории
Т.Н. «J(атакомбной церквИ»), движения ((иосифJlЯИ» и ((}fСТИННО-ПРавославных
христиан)), деятельности рeлиrиозных диссцдентов. Безусловным достоииством
этой части кииrи является использование множества редких источников,
проливающих свет на ранее совершенно неювеСПlые страницы истории
этих течений. Необходимо, однако, признать, что (срeлиrиозное сопротивление))
с церковно-канонической точки зрения не бьUlО однородным.
Надо заметить, что сопротивление гонениям на веру бьUlО начато уже на
историческом Поместиом Соборе Российской Православной Церкви 19171918
годов. В разных формах оно продолжалось с этого времеии вплоть до
падения безбожного коммунистического режима. Эrо движеиие за церковную
z См. об этом также в книге «ПравОC1llUlие и экуменизм. Документы и материалы
1902-1997». Издание Orдела внешних церковных сношений Московского Патриархата
и Круглого crола по религиозному обраэованию и диаконии. М., 1998 г.
4
Стр.4
свободу не следует смешивать с оппозицией официальному курсу Русской
Православной Церкви (Московской Патриархии).
Первые оппоненты курсу Патриаршей Церкви ПОЯВШDIсь еще при жизии
Святейшего Патриарха Тихона (Беллавииа). К их числу 011l0CJIТCЯ не только
т. н. «обновлеIЩЬD) и живоцерКОВНИkи, но И представители ультраконсервативных
церковных кругов (например, «даниловская ОlПlозllЦЮD». И лишь с
появлеиием подписаииой митрополитом CeprнeM и единомьпплеЮIЫМИ с ЮIМ
архиереями «ДеклараЦИИ) 1927 года ОППОЗНЦИОЮlые настроеЮIЯ получили
значиreльно большее разВИ11Iе. Однако, если «даниловская ОlПlозllЦЮD) не
прерывала молитвеииого общеЮIЯ с Патриархом Тихоном и сохраняла, таким
образом, свое единство с Матерью Церковью, то двнжеиие «непомЮIaЮЩIIX)
(разорвавUПIX молитвенное и евхаристическое общеиие с Временной
Высшей Церковной Властью в лице митрополита Сергня и его Сииода) уже
вьппло за церковные рамки и согласно церковному праву явилось расколом.
С церковной точки зрения помещение глав о деятельноC11l раскольЮlkОВ
требует от автора канонической оценки их действий, которая, увы, в значительной
степеии отсутствует в работе М. В. Шкаровского 3.
В ЗaклIOчеиие отметим, что имя автора КЮIГН - доктора исторических
наук Михаила Витальевича Шкаровского (родился в 1961 г.) наверняка известно
тем, кто следит за новейшей литературой по истории Русской Церкви
советского периода 4. В настоящее время М. В. Шкаровский работает ведущим
научным сотрудником в Государствеииом архиве Санкт-Петербурга и
преподает в Санкт-Петербургском государственном УЮlВерснтете.
Илья СОЛОВЬЕВ
] Эrот H~OCТВTOK работы отчасти позволят ВОСПOJПlИТЬ книrи: Иоанн (Снычеll).
мumроnoлит. Церковные расколы в Русской Церкви 20--3О-х п. хх столетия, Сортавала,
1993 Г., Сmpamoно, И. А., профессор. Русская церковиая смув 1921-1931 11 Из
истории Христианскоl! Церкви на родине и за рубежом в хх столетии, М., 1995. ПозицИЯ
М. В. Шхаровского до оп~сленной степени совпадает с отствиааемой в новейшей
литературе «ТеОрией вствеЙ), будrо бы существовавших внутри Русской Православной
Церкви в хх столетии.
4 См. его книrи Русская Церковь и советское rocy.IULpcтao в 1943-1964 П., СПб.,
1995; Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945, СПб., 1995; СвятоИоаиновский
жеиский ставропигиальный монастырь. 1900-1998, СПб., 1998; Справочиик
по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга. 19171945
(в соавторстве с Н. Ю. Черепениной), СПб., 1996, а также статьи «Иосифлянское
движение в 1927-1940 п.» 11 Истории ПравОCJ1aвиив России: lПОди, факты, источники,
СПб., 1995. С. 124-152; Русская П~авославная Церковь и rocy.IULpcтвo В 1940--1950 п.
11 Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициих,
СПб., 1996. С. 111-126; Монастыри северо-запада России в 1920--1930 п./I Церковь в
истории России. Сб. 1, М., 1997. С. 187-190 и др.
5
Стр.5
От автора
в предлагаеМОЙ чиraтemo книге освещаются важные страющы нcroрин
главным образом РуССКОЙ Православной Церкви (РПЦ), хотя чаС1'ИЧНО рассматриваются
проблемы взаимооmошений и с другими религиозными организаЦИJlМИ.
это объясНJIется тем, что Православие бьUIО и остается самой
крупной и ВJПIJI'I'eJIЬНОЙ конфессией в СССР и Россин. Естественно, что Русская
Церковь находилась в цeкrpe внимаННJI соответствующих аласшых
cтpyrryp и оmошCННJI с ней опредCЛJIЛИ государственную религиозную полиmкувцелом.
Выбор
хронологических рамок работы (1939-1964 гг.) оБЪЯСНJIСТСЯ необходимостью
выделить чрезвычайно важный, во многом ключевой и ошосительно
целосmый период этой полиmки 8 СССР (при всех ее колебaННJIX и
юменеННJIX). Период когда Московская ПатриархНJI играла значительную
роль в планах советского государства, HepeдlCO оказываясь в самом центре
«большой полиmкю). Начальной вехой является 01'J(аз от замыслов у.цушеННJI
Церкви, существовавших в 1930-е ГГ., первые шаги в перестрОЙJcе всех государствеино-церковных
оmошений, переход к активному использованию Московской
Патриархии в целях внешней и внутреиней полиmки правительства.
ЗlUCJJlOчительной гранью стал крах (<Хрущевской полиmкю) насильственной
ликвидации религиозных организаций в стране, npeкpащение 80 второй половине
1960-х гг. опрьrгых aнmцepKoBHЫX кампаний и угасание интереса к
РПЦ СО стороны высшего руководства страны.
При исследовании церковно-государственньtt оmошений в 19391964
гг. рассмотрены опредCЛJIЮщие фaJCТOры, этапы религиоэной полиmки
советского правительства, ее последСТВНJI для страны и РуССКОЙ Церкви, обрашое
ВЛИJlНИе. На основе обширной новой иcroЧНИlCовой базы автор попытался
восполнить существующие значительны e пробелы 8 знаННJIX по юбранныN
проблемам, по-новому взгJlJlНYIЪ на уже разработанны e аспекты
темы, подтверДIП'Ь или опровергнуть существующие КОlЩеrщии, а тa.JaCe сделать
свои собственны e выводы .
материалы книги МОГУГ бьrгь использованы и при юучеlDlИ современного
COcтOJIННJI РПЦ, перспeкmв ее 80здействНJI на общественную ситуацию в
стране.
Проблема государственно-церк08ных оmошений 8 целом, на наш
взгляд, нyждaeтcJI 8 комплексном ЮУЧCIDIН представитeJIJlNИ различных гуманнтарных
ДИСЦIПUIНН как 8 теорemческих, так и
8 "онкpemо-иcroрических
аспектах, оmосительно отдельных периодов и всей иcroрин СССР. Но необХОДИМОСТЬ
сделать один ю первых шаг08 на этом пуги, попьrгатьCJI намeтиrь
методологические подходы к проблеме, показать, как развивались эти ошошеННJI
в 1939-1964 ГГ., определила выбор темы иаcroящего исследовaННJI.
6
Стр.6
Содержание
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ОТ АВТОРА
3
4
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В СССР - ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ..................... 7
§1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 7
§2. Характеристика источников .................. 56
§3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная
политика в 1917-1938 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 67
ГЛАВА 11. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРковных.
ОТНОШЕНИЙ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЫ ........................ 95
§1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной
войны (1939-1941 гг.) ..................... 95
§2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии . . .. 119
§3. Религиозное возрождение на оккупированной территории
СССР .............................. 137
§4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов
183
§5. Религиозная политика советского государства в годы войны . 195
ГЛАВА 111. ЦЕРКОВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В СССР. 217
§1. Иосифлянское движение
§2. Катакомбное движение
§3. Религиозные диссиденты
217
242
261
ГЛАВА IV. МОС~ОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОИ
АРЕНЕ ...... . . . . . . . . . . .. 284
§ 1. Русская Церковь в центре "большой политики" ........ 284
§2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии
§3. Новая активизация международной деятельности Церкви.
ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В 1945-1965 ГГ. . . . . . . . . . . .
§1. Временное "перемирие" 1945-1953 гг. ......
§2. Укрепление позиций Патриархии - 1953-1957 гг.
§3. Снова "война" - 1958-1964 гг. . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............
ПР N2 071334 от 22.08.96
Подписано в печать 01.06.98
Печать офсеТВaJ[
Формат 60Х88/16
Уел. печ. л. 24,42 Уч.-изд. л. 28,62 Тираж 3000 ЭК3.
Издательский дом "Гpaanъ"
Бумага офс. N2 1
Зах. 4791
Отпечатано в Производствевво-издательском комбинате ВИНИТИ,
140010, г. Пюберцы, Московской обл., ОКТJlбрьский пр-т, 403.
Тел. 554-21--86
305
314
332
332
347
359
394
Стр.400