Алекс ГРОМОВ. Чудо любви. — Возвышение души. — Ирина БАЙРАК.
Москва — третий рай. — Валентина ФИЛАТОВА. Правосудие
перед лицом террора ................................................................................................... 206
МОСКОВСКАЯ ТЕТРАДЬ
Алексей МИНКИН. Как Раменки да Никулино
на Лыщикову гору взошли ...................................................................................... 220
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
Православная культура и современная массовая культура. О новой книге
протоиерея Александра ШАРГУНОВА .............................................................. 226
Священник Валерий ДУХАНИН. Заступница усердная
или «вражеский “ангел-хранитель”»? ................................................................ 234
Главный редактор В.В. АРТЕМОВ (495) 691-71-10
Генеральный директор В.В. КОВАЛЕВ (495) 691-83-91
Ответственный секретарь О.И. КИРЕЕНКО (495) 691-83-64
Отдел прозы и поэзии Т.А. НЕРЕТИНА (495) 691-68-01
Отдел культуры О.Ю. ТАРАНЕНКО (495) 691-68-01
Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (495) 691-68-01
Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (495) 691-83-84
Заведующая редакцией М.В. БИКАШОВА (495) 691-71-10
Корректор О.И. ИВАНОВА
Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА
Общественный совет:
игумен ЕВФИМИЙ (МОИСЕЕВ), П.Н. КРАСНОВ, В.Н. КРУПИН, В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ,
П.В. МУЛЬТАТУЛИ, И.И. ПЕРЕВЕРЗИН, В.Г. РАСПУТИН , А.С. САЛУЦКИЙ,
М.Б. СМОЛИН (председатель), архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ),
И.Р. ШАФАРЕВИЧ
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года. Рукописи,
присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только в распечатанном виде по
адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии.
Подписано в печать 26.03.15. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная.
Тираж 1480 экз. Заказ 1546.
Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП».
Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон +7(495) 691-71-10. Факс +7(495) 691-07-32.
Электронная версия журнала: www.moskvam.ru
e-mail: priem@moskvam.ru
Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор». 142300, Московская
область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1. Сайт: www.chpd.ru; e-mail: sales@chpk.ru, 8(495) 988-63-87.
ISSN 0131–2332
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
©
Журнал «Москва» № 4, 2015
Стр.2
ВСПОМИНАЯ ЛЕОНИДА ИВАНОВИЧА БОРОДИНА
СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ
БОРОДИН
Серым зимним днем по булыжникам Старого Арбата я пришел к Леониду
Ивановичу Бородину в редакцию журнала «Москва». Читал его книги,
было интересно познакомиться и поговорить.
А еще меня мучило любопытство. Хотелось узнать, правдива ли одна
история в его мемуарах — будто бы на зоне в самые советские годы
уголовник-«мокрушник» поведал ему народное пророчество: генсеки начнут
умирать один за другим, а затем все зашатается, обрушится и перевернется
с приходом «Мишки меченого»… Неужели так и сказал?
Бородин подтвердил с порога: «Именно так… Простому зэку, убийце
кто-то взял и нашептал…»
Комнату главреда наполнял его дым непрестанного курильщика. «По
три пачки в день», — он хоть и был болен, ссылался на то, что врачи запретили
резко бросать.
Он запомнился мне предупредительным, деликатным, сдержанным,
скупым в речах и движениях, с искрами добродушного смеха в глазах.
Чуткая настороженность. Он был жилист, худ, сух, как тюремный сухарь.
Что-то в лице его напоминало птицу, узнавшую неволю, может быть, раненую
— жажда воли и затаенная боль.
Помню, чай мы пили крепкий, чернющий. Бородин обмолвился о своей
горячности: расшвырял однажды большую сумму по друзьям, накрыв
на каждом углу поляну, и я как бы и не поверил, вроде и не похож на
Стр.3
4
ВСПОМИНАЯ ЛЕОНИДА ИВАНОВИЧА БОРОДИНА
удалого купчину, но потом понял: да, может и жечь, и гулять. Скрытая
пружина лихого праздника. И скрытая пружина мятежа. В его повадках
и речи было упрямство. Он упрямо целую жизнь сквозь лагерные сроки
противоборствовал системе, стоял на своем и не сдался до самого освобождения.
Еще
он рассказал: в 90-е «бомбил» на машине, да и теперь, случается,
подрабатывает извозом.
— Наверно, много историй, персонажей, — предположил я, подразумевая
книжный подтекст, народничество и все такое.
— Да нет, я помалкиваю. А я молчу, и человек обычно молчит, мое
дело — баранку крутить.
Мне кажется, и со мной он «помалкивал» — был искренен, откровенен,
но моментально и привычно взвешивал каждое слово. Рассказывал,
как поддерживала и ждала жена. Говорил о нехватке нужной литературы,
о том, что все уже сказал и дописывать повести не будет, что его не слышат
и эфир не дадут — боятся «непредсказуемости», но в литературных
оценках был суров — хоть и умел разглядеть талантливое (даже Пелевина
назвал талантливым), все же с подозрительным прищуром относился
к новому. Говорил о чувстве сопричастности к народу и его давних тяготах,
и, пожалуй, все сводилось к поэтичной и выстраданной опытно
и совестно формуле, однажды им записанной: «Как это желательно —
видеть линию своей судьбы штрихом на плане судьбы народной». Говорил
о смуте (эта тема его не отпускала) и о том, как слабы надежды
на возрождение — страна, как ржавый корабль, обросший ракушками,
и помочь может только кто-то «дерзкий» и мощный — придет, обскребет,
встряхнет. Но и о том говорил Бородин, что и из смуты, из мути
времени может явиться спасение — ведь и Романовы изначально были
близки к полякам, а страну собрали. Он признавался, что «готов был пожертвовать
чем угодно, чтобы только не допустить никаких разрушений
в стране», с детства хотел надежной, крепкой власти — и спрашивал
бабушку: «Когда Сталин умрет — его сын будет править?» — и потом,
когда закрутились вихри перестройки, вслед за Солженицыным думал:
без твердой руки все распадется. Рассказал интересные детали заговора,
который готовил с Игорем Огурцовым — поскольку решения принимают
лишь несколько человек, их нужно взять на квартирах, например,
министра обороны держать под пистолетом. Изложил понятно и
обдуманно, хоть и с некоторой усмешкой над мечтаниями молодости,
цели заговора — христианизация жизни: не в смысле навязывания всем
религии, а чтобы заботиться о страждущих, то есть о большинстве, и
установить нравственные принципы во власти, ведь «если выстроить сто
человек неверующих и сто человек верующих, среди верующих будет
больше хороших людей, чем среди неверующих».
Когда напоследок заговорили о сложностях религиозного пути и о различиях
между традицией и личной верой, он вдруг ласково сказал:
— Крокодилы очищали Нил.
— Что, Леонид Иванович?
— Ну, как будто бы детство человечества, Древний Египет, жрецы водят
хороводы вокруг крокодилов, а теперь ученые установили: оказывается,
они очищали воду. Вот так… Много секретов… — И он повторил, как-то
испытующе глядя мне в глаза: — Крокодилы очищали Нил.
Я был так зачарован этой фразой, что даже не усомнился.
Помню, приехал на окраинную станцию метро, возле которой среди
мороза, заведенная, выпуская дым, стояла простецкая машина, внутри
Стр.4