Кэмерона «Аватар» уже заслужил и похвалы, и
порицания, и плевки, и аплодисменты. <...> Снобистские обвинения в
«драматургической нищете», «немудрящем сюжете», «предсказуемости
реплик», конфетной мультяшности и даже плагиате – с одной стороны,
восторги по поводу неземной пандорской красоты, стереоспецэффектов,
гуманизма, «экологизма» и неприятия хищнического поведения
корпораций - с другой. <...> А еще более продвинутые критики вспоминают и
Монтескье, и Вольтера, и Руссо, и Свифта, и Фенимора Купера, и <...> А ведь
еще В.В.Набоков в «Предисловии к «Герою нашего времени»»
предупреждал, что «не будет большого греха, если американские
читатели перепутают черкесов Лермонтова с индейцами Фенимора
Купера». <...> Но «Аватар» -- это фильм не только и не столько про пресловутый
«диалог», или «экологический посыл», или нехорошие агрессивные
корпорации. <...> Интернет, радио и прочие СМИ включились в диалог о новом
фильме, как только его посмотрели первые зрители, и теперь остается
ждать, родится ли в споре истина. <...> Кто-то, например, радостно
рукоплещет обличению американской экспансии, а кто-то негодует, что
фильм прославляет однополярный американский мир. <...> Кэмерон признает, что его фильм можно
рассматривать как политическое заявление, но его credo как режиссера –
быть вне времени, вне конкретного момента. <...> Умеренные
похвалы
новым
технологиям,
приправленные
сентиментальными вздохами об «экологическом посыле» и небольшой
такой ложечкой дегтя в виде кроткого намека на предательство главного
героя, перешедшего на сторону пандорцев, - вот что сейчас выглядит
самым глубокомысленным, взвешенным и модным отзывом об
«Аватаре». <...> Между тем, Кэмерон, кажется, сказал уже, что «Аватар» -- не из тех
фильмов, которые получают «Оскара». <...> Говоря об «Оскаре», Кэмерон, наверное, имел в виду, что сюжетно и
идейно фильм не так одномерен, как его восприняли (в качестве
красивого, фантастического, очередной раз демонстрирующего битву
добра со злом). <...> За красивое <...>
Прощание__с_Пандорой.pdf
Е.Ю. Полтавец
ПРОЩАНИЕ С ПАНДОРОЙ
Читайте же это старинное
чтенье,
И вы обретете второе
рожденье.
Махабхарата.
Sapienti sat.
Древнеримский афоризм
Новый фильм Д. Кэмерона «Аватар» уже заслужил и похвалы, и
порицания, и плевки, и аплодисменты. Снобистские обвинения в
«драматургической нищете», «немудрящем сюжете», «предсказуемости
реплик», конфетной мультяшности и даже плагиате – с одной стороны,
восторги по поводу неземной пандорской красоты, стереоспецэффектов,
гуманизма, «экологизма» и неприятия хищнического поведения
корпораций - с другой. Высокообразованные кинокритики уже успели
оценить самые невообразимые технологические прорывы, а самые
эрудированные
зрители уже назвали в числе предшественников
эколого-гуманистической темы разнообразную фэнтези и фантастику: и
фильмы, и книги. И Пола Андерсона, и Гарри Гаррисона, и Эдгара
Берроуза, и Урсулу Ле Гуин, и братьев Стругацких, и экранизации, и
мультфильмы. А еще более продвинутые критики вспоминают и
Монтескье, и Вольтера, и Руссо, и Свифта, и Фенимора Купера, и
А.И.Куприна с его «Олесей». Хочется добавить, что на этом пути к
«Аватару» можно «выстроить» и Франсуа Рене де Шатобриана, и Чарлза
Роберта Мэтьюрина, и Михаила Лермонтова, и Генри Торо, и Льва
Толстого, и Николая Некрасова (например, с его загадочным краем
Тарбагатай в поэме «Дедушка»), и Лесю Украинку с ее «Лесной
песней», и даже Эрнста Хэмингуэя. Словом, мало ли кого! Было бы
желание показать свою образованность. Да и сам Кэмерон, слава Богу,
не отстает. Вон он сколько интервью наговорил о своем, еще с детских
лет, увлечении фантастикой и экзотическими путешествиями, начиная с
Ф. Баума с его «Чудесами страны Оз». (У нас это «Волшебник
изумрудного города» А.Волкова).
Сразу надо сказать, что сходство здесь типологическое, а не такое,
которое изящные критики обозначили изысканным словом «тырит». И
сходство, например, с творчеством братьев Стругацких не умаляет, а
подчеркивает правоту и дальновидность их прекрасных книг.
Стр.1
Многие нашли в «Аватаре» разительное сходство с мультфильмом
«Покахонтас», действительно, незаурядным. И правильно: диалог
культур – тема сейчас супермодная. Везде и «межкультурный диалог», и
«межвозрастной», и даже «внутрикультурный»; диссертаций уже
множество написано, и в вузах соответствующие курсы введены. А ведь
еще В.В.Набоков в «Предисловии к «Герою нашего времени»»
предупреждал, что «не будет большого греха, если американские
читатели перепутают черкесов Лермонтова с индейцами Фенимора
Купера». Так и с Покахонтас-Аватаром – ничего плохого в сходстве не
вижу. Но «Аватар» -- это фильм не только и не столько про пресловутый
«диалог», или «экологический посыл», или нехорошие агрессивные
корпорации.
Интернет, радио и прочие СМИ включились в диалог о новом
фильме, как только его посмотрели первые зрители, и теперь остается
ждать, родится ли в споре истина. Кто-то, например, радостно
рукоплещет обличению американской экспансии, а кто-то негодует, что
фильм прославляет однополярный американский мир. Те и другие
попали пальцем в небо. Зато наличие «обилия политических
ассоциаций» признают все (уже одно это есть весомый аргумент в
пользу того, что фильм не так уж банален, как поспешили заявить в
эрудированных кругах). Кэмерон признает, что его фильм можно
рассматривать как политическое заявление, но его credo как режиссера –
быть вне времени, вне конкретного момента.
Умеренные похвалы новым технологиям, приправленные
сентиментальными вздохами об «экологическом посыле» и небольшой
такой ложечкой дегтя в виде кроткого намека на предательство главного
героя, перешедшего на сторону пандорцев, - вот что сейчас выглядит
самым глубокомысленным, взвешенным и модным отзывом об
«Аватаре». Критики, наиболее приобщенные к прекрасному и
уверенные в своей искушенности, «с ученым видом знатока» пророчат
фильму «Оскара» и с грустной снисходительной улыбкой роняют
многозначительное: «”Aватар” – веха на пути вниз».
Между тем, Кэмерон, кажется, сказал уже, что «Аватар» -- не из тех
фильмов, которые получают «Оскара». «Веха» на пути развития
кинотехнологий – это без сомнения. Понятно, что трехмерное кино
более суггестивно, чем обычное. Но о спецэффектах пусть судят
специалисты. В конце концов, у великих писателей тоже есть свои
спецэффекты, которые делают такими живыми Наташу Ростову или
Анну Каренину. Вопрос в другом: какова этическая составляющая
фильма и почему он оказывает такое глубокое воздействие (не только
ведь красками и звуками фантастической природы, левитирующими
скалами, шестилапыми слонопотамами, тотемными драконами и
Стр.2