В. И. Волчихин, Е. Н. Прошкина
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Предлагается математическая модель системы принятия решений по
управлению качеством образования. <...> Модель разработана на основе метода
вербального анализа решений. <...> В статье рассматриваются математические аспекты реализации модели в среде MathCAD. <...> В процессе принятия решений Г. Саймон [1] выделяет три этапа: поиск информации, поиск и нахождение альтернатив и выбор лучшей альтернативы. <...> Там, где это возможно,
строятся математические модели, проводятся социологические опросы. <...> И уже третий
этап включает в себя сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта
(или вариантов) решения. <...> В современной науке о принятии решений центральное место занимают
многокритериальные задачи выбора. <...> Выбор метода решения задачи напрямую зависит от степени ее структуризованности. <...> Для решения подобного рода задач можно использовать минимаксный критерий, критерий Байеса–Лапласа, критерий Гурвица, критерий Сэвиджа, методы исследования операций, человекомашинные процедуры, методы,
основанные на многокритериальной теории полезности, метод аналитической
иерархии. <...> Неструктуризованные проблемы характеризуются тем, что в их описании преобладают качественные факторы, трудно поддающиеся формализа35
Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион
ции, а количественные зависимости между этими факторами обычно не определены [2]. <...> К данному виду можно отнести проблемы принятия решений о
качестве образования. <...> Выделим общие черты неструктуризованных проблем:
они являются проблемами уникального выбора;
они связаны с неопределенностью в оценке альтернативных вариантов решения, что обусловлено нехваткой информации на момент решения проблемы;
оценки альтернативных вариантов решения проблемы имеют качественный характер;
оценки альтернатив по отдельным критериям могут быть получены
только от руководителя <...>