УДК 665.637.86 И.Ш. Хуснутдинов, А.Ю. Копылов, И.Н. Гончарова, В.И. Гаврилов, Л.М. Петрова, А.Г. Ханова ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ПОДГОТОВКИ СЫРЬЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ (Казанский государственный технологический университет, Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья, Институт органической и физической химии им. <...> А.Е. Арбузова) e-mail: ismagil-kh@mail.ru Проведено изучение различных вариантов технологии первичной переработки природных битумов и сверхвысоковязких нефтей с целью их подготовки к трубопроводному транспорту и получение высококачественных неокисленных битумных вяжущих. <...> Изучено влияние режима подготовки сырья и кратности растворителя к сырью на результаты процесса деасфальтизации с целью получения битумных вяжущих. <...> Показана возможность получения товарных битумных вяжущих, соответствующих требованиям ГОСТа РВ и стандартов ЕС в процессе деасфальтизации. <...> Ключевые слова: битум, нефть, переработка, битумные вяжущие При добыче природных битумов и сверхвысоковязких нефтей возникает серьезная проблема с транспортом данных продуктов на нефтеперерабатывающие предприятия. <...> В настоящее время данная проблема решается различными способами: строительством крупных комплексов глубокой переработки тяжелого сырья в синтетическую нефть или ассортимент товарных нефтепродуктов на месте их добычи, транспорт высоковязкого сырья, разбавленного среднедистиллятными фракциями с последующим их возвратом в район добычи или транспортом в виде водонефтяных эмульсий [1-4]. <...> Строительство комплексов по переработке природных битумов в синтетическую нефть экономически целесообразно при объеме добычи сырья не менее 5 млн. т/год. <...> При этом следует учи96 тывать высокие единовременные капитальные затраты (порядка 7 – 10 млрд. долл.) на строительство комплексов по получению синтетической нефти. <...> Транспорт в виде эмульсии в основном предназначен для дальнейшего использования природного битума <...>