Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567153)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета №2 2014

0   0
Страниц150
ID265593
АннотацияЦели, которые преследовали учредители настоящего журнала, состоят в следующем: - предоставить целевой аудитории теоретическую, методологическую и практико-ориентированную информацию, способствующую не только развитию российских и зарубежных исследований в области корпоративного управления и инновационного развития, но и обеспечивающую устойчивое развитие регионов Севера. - удовлетворить растущую потребность научного сообщества и практиков в актуальной, объективной и профессиональной информации по новым неоднозначным вопросам управления бизнесом в условиях Севера, обеспечивающего существенный вклад в развитие мировой экономики. - стимулировать развитие системы электронных научных журналов как специализированных, так и многопрофильных, позволяющей создать принципиально новую информационную среду для российского и зарубежного научного сообщества, помочь представить результаты исследований рассредоточенных в пространстве научных школ и избежать самоизолированности, информационного вакуума.
Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета : Научный журнал .— Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет .— 2014 .— №2 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/265593 (дата обращения: 04.08.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru Номер 2, 2014 год О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА: ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ ON THE PROBLEM OF INTERACTION OF MODERN RUSSIAN BUSINESS AND GOVERNMENT: GENERAL AND PARTICULAR Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н. А., Ткачев С.А. <...> 1 Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru Номер 2, 2014 год Государство не может взаимодействовать с каждым отдельным предприятием или компанией, оно взаимодействует в широком смысле с институтом, в узком – с общественными организациями, представляющими ассоциированные интересы предпринимателей. <...> Плюралистическая модель исходит из того, что части общественной системы находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какой-то одной части целостной системы. <...> Для плюралистической модели характерна деятельность государства в интересах 2 Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru Номер 2, 2014 год всего капиталистического класса. <...> Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих <...>
Корпоративное_управление_и_инновационное_развитие_Севера_Вестник_Научно-исследовательского_центра_корпоративного_права,_управления_и_венчурного_инвестирования_Сыктывкарского_государственного_университета_№2_2014.pdf
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru Номер 2, 2014 год О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА: ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ ON THE PROBLEM OF INTERACTION OF MODERN RUSSIAN BUSINESS AND GOVERNMENT: GENERAL AND PARTICULAR Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н. А., Ткачев С.А. Bolshakov S.N., Bolshakova Y.M., Mikhalchenkova N.A., Tkachev S.A. В статье анализируются проблемы и процесс эволюции взаимоотношений современного бизнеса и власти, стратегии взаимодействия и лоббирующие возможности бизнеса. Дается оценка проблем институциональной устойчивости экономики от наличия системы коммуникаций власти и бизнеса. Анализируются сложившиеся негативные условия лоббизма интересов бизнеса, организации взаимодействия с органами государственной власти. Анализируется зарубежный опыт формирования модели взаимовлияния органов власти и бизнеса. В статье на основе анализа социологических данных раскрывается проблематика выражения собственных интересов российским бизнесом, констатируется положительная динамика в отстаивании собственных интересов крупным бизнесом, слабая профессиональная организованность. The problems and process of evolution of modern business and political power relationships, interaction strategies and lobbying business opportunities are analyzed in the article. The problems of institutional sustainability of the economy on the availability of government and business communications are estimated. The current negative conditions of business interests lobbying, the organization of interaction with public authorities are analyzed. The foreign experience of forming a model of mutual government and business influence is analyzed. On the basis of sociological data analysis the problems of expressing interests of Russian businesses are revealed, positive dynamics in defending interests by big businesses is stated, weak professional organization is noted. Ключевые слова: бизнес, государственная власть, неокорпоратизм, плюрализм государства и бизнеса, модели взаимодействия бизнеса и власти, профессиональное сообщество. Keywords: business, government, neocorporatism, pluralism of state and business, interaction model between business and government, professional society. Введение и актуальность исследования Актуальность исследования подчеркивается динамикой взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, активизацией роли последнего в попытках отстаивания собственных интересов в условиях доминирования государства в сложившейся рыночной модели экономики. 1
Стр.1
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru Номер 2, 2014 год Государство не может взаимодействовать с каждым отдельным предприятием или компанией, оно взаимодействует в широком смысле с институтом, в узком – с общественными организациями, представляющими ассоциированные интересы предпринимателей. Поэтому для эффективного взаимодействия эти организации должны быть авторитетны в среде самого бизнес-сообщества и в обществе в целом. Фактором, ослабляющим позиции бизнеса, является его внутренняя неоднородность, как социальноэкономического (между малым и крупным капиталом), так и политико-идеологического характера. Практика показывает, что в современном институционально сложном мире представители бизнеса оказываются включенными во многие институты с различными, иногда противоречащими друг другу, системами правил и практик. Из зарубежных авторов, посветивших свои исследования вопросам изучения политикоэкономических отношений власти и бизнеса как социально-политического актора в современном политическом процессе можно отметить таких исследователей как Г.Уилсон [26], С. М.Липсет, К.Р.Сен, Дис. Ч.Торрес [6], К.Поланьи [23], Р.Арон [12], К. фон Бойме [15], Р.Баггот [13], Г.Баглиони [14]. Стоит особо выделить авторов, которые большое внимание уделили анализу российской трансформации и процессу становления рыночных отношений: Р.Гайнутдинов [2], Лапина Н. [4], Чирикова А. [10], Д.Хайнс [17], А.Хайнрих [16], А.Пшеворски [24], Ч.Линдблом [19,20]. Методологическая основа исследования определена предметом анализа и потому совмещает традиционные (исторический, логический, диалектический) методы, а также герменевтическую реконструкцию и выявление внутренне присущей анализируемым проблемам концептуальности. Модели взаимодействия бизнеса и государства Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному. Несмотря на то что речь идет о странах с развитыми рынками, список различий достаточно разнообразен. Различия порождаются такими факторами, как исторически сложившийся характер отношений между обществом и государством, традиции разрешения деловых конфликтов, преобладающие типы экономического поведения населения, уровни политической культуры, распределение ресурсов между различными институтами. Определенное соотношение данных характеристик и вытекающих из них способов взаимодействия в обществе составляют содержание понятия «модель взаимодействия «бизнес-государство» [2]. В современной капиталистической экономике действуют две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая и неокорпоратистская. Совокупное воспроизводство целостной жизни общества возможно лишь при участии в нем всех типов и видов общественного производства, что не исключает наличия коммуницирующих связей. Плюралистическая модель исходит из того, что части общественной системы находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какой-то одной части целостной системы. Для плюралистической модели характерна деятельность государства в интересах 2
Стр.2
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru Номер 2, 2014 год всего капиталистического класса. Благодаря фактической равноудаленности от основных финансовоэкономических групп государство может действовать в интересах системы в целом, обеспечивая ее стабильность, возможность пребывать в относительном равновесии. Если система отклоняется от равновесия и попадает в кризисную полосу, государство корректирует возникающие перекосы, даже если это противоречит интересам отдельных групп монополистической элиты и возвращает экономику в область относительной стабильности. Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей [1]:  Индивидуализм как ярко преобладающий принцип социально-экономического поведения основной части населения, ориентация на личный успех, прежде всего в бизнесе, готовность принять на себя серьезные риски, связанные с достижением успеха и высокого личного уровня материального благосостояния [8].  Конкуренция рассматривается как основа деловой этики и системы бизнес-регулирования.  Несмотря на возросшее за последние два десятилетия внимание к социальной ответственности бизнеса, прибыль рассматривается как основной показатель его успешности, перевешивая все остальные.  Государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке совместно с бизнесом правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках.  Несмотря на развитые механизмы саморегулирования, очень широкое распространение в качестве метода разрешения конфликтов в бизнесе получили судебные тяжбы между различными группами участников корпоративных отношений. Основными элементами плюралистической модели взаимодействия бизнеса и государства являются: - множество существующих групп давления, конкурирующих между собой за влияние на политику; - лидерство в группах давления, адекватно учитывающее реакцию своих членов; - государство, которое остается независимым от групп давления, в то время как они могут продолжать выдвигать ему свои предложения и некоторые из этих предложений могут быть даже институционализированы. В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников. Власть бизнес-ассоциаций и их лоббирующие возможности в плюралистической системе является строго ограниченной тем условием, что если они разочаруют часть своих членов, принимая позицию, с которой эти члены не согласны, то эти участники, скорее всего, покинут эту ассоциацию, тем самым ослабив ее сокращением доходов и снижением доверия представлять интересы бизнеса в целом. В плюралистических системах корпорации остаются членами ассоциаций только до тех пор, пока они убеждены, что их членство в отношении доступа к коммерчески полезной информации или политического представительства стоит затраченных ими денег и способствует увеличению их 3
Стр.3