i
шш Ш Шш ш0'%1% П Шш
lwj |
^
УЧРЕДИТЕЛИ:
Департамент образования Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Зам. главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературный редактор
Ю. А. Бурматова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., зав каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф каф коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
С. П. Аверин, канд. пед. наук, доц., проф. Красноярского
ИПКРО
Т. И. Березина, д-р пед наук, проф., декан фак-та повышения
квалификации НГПУ
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зав каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доц., зав. каф педагогики
НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Т. И. Горелова, д-р пед наук, проф каф. педагогики
НИПКиПРО
Корректор Оксана Иващенко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод оглавления Виктора Гаргая
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел : (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в
Международном регистрационном каталоге.
Для печатной eepcMH:ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
© Журнал «Сибирский учитель», 2009. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Per. № ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года
Подписано в печать 03.08.09. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Helvetica. Печать RISO.
Усл. печ. л. 8,5. Тираж 1000 экз.
Издательство НИПКиПРО 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
Отпечатано в типографии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед наук, проф , ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г Кемерово
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
В. В. Иванов, руководитель департамента образования
Новосибирской области, заслуженный учитель
РФ
О. Г. Косиненко, учитель высш. квалиф. категории,
зам. директора по НМР МОУ «Гимназия № 11» г. Новосибирска,
заслуженный учитель РФ
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф , зав. каф физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова канд. пед наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед
наук, проф., зав. каф. педагогики АптГУ
М. П. Пальянов, д-р пед наук, проф., зав лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед
наук, проф., председатель Сибирского отделения
РАО, г. Красноярск
На первой странице обложки: учащиеся школы
№ 2 Октябрьского района г. Новосибирска
Фото на обложке: Ольги Корниленко
^ ^ ^
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Золотая Медаль
Сибирской Ярмарки «УчСиб-2000»
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Электронная версия: http://www.sibuch.ru
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
И вновь
о качестве образования
Позиция, при которой качество образования
должно быть представлено наиболее
полно, лаконично, объективно, в какой-то
мере унифицировано и, безусловно, понятно
каждому учителю и руководителю образовательного учреждения,
— разумна, но сложна в реализации.
Главное — отойти от сформировавшихся стереотипов при оценке
качества. Мы не раз обращались к этой проблеме в предыдущих
номерах нашего журнала. Например, в представлении некоторых
педагогов ключевые компетентности, которые должны быть
сформированы у детей, рассматриваются отдельно от их обученности-развитости
и воспитанности. Нередко можно слышать приблизительно
следующее: «Сейчас важно не обучить и воспитать
ученика в школе, а сформировать у него компетентности». На чём
же тогда основано формирование компетентностей, если не на
обученности-развитости и воспитанности детей? А не есть ли это
их более высокий (то есть компетентностный) уровень? Как важно
договориться о смыслах! Те же проблемы связаны и с представлениями
о социализации детей. Социализация невозможна «сама по
себе» в отрыве от обучения и воспитания.
Говоря о повышении качества образования, необходимо всегда
помнить о конечном результате, то есть о росте личности ученика.
Это самое главное.
Стр.2