Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

На рубеже двух столетий

0   0
Первый авторБелый Андрей
Издательство[Б.и.]
Страниц264
ID2648
АннотацияВоспоминания. Книга 1.
Кому рекомендованоМемуары
Белый, А. На рубеже двух столетий : Очерк / А. Белый .— : [Б.и.], 1930 .— 264 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/2648 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАКСИНА МЕМУАРНАЯ ТРИЛОГИЯ И МЕМУАРНЫЙ ЖАНР У АНДРЕЯ БЕЛОГО Цикл воспоминаний Андрея Белого, создававшийся в конце 1920-х - начале 1930-х гг., по праву принадлежит к числу наиболее известных и наиболее ценимых произведений крупнейшего мастера русского символизма. <...> Действительно, мемуарная трилогия Белого являет собою грандиозную многофигурную композицию, дающую отчетливое представление не только о конкретных лицах и событиях, но и о целых социально-исторических группах лиц - о московской ученой интеллигенции последней трети ХГХ века, о контингенте гимназических преподавателей и учащихся, о профессорском составе Московского университета, о носителях "нового религиозного сознания" и т. д. <...> Так, первая книга мемуарной трилогии, "На рубеже двух столетий", предлагает красочную панораму жизни московской университетской среды 1880 - 1890-х гг. <...> Ассоциация с прославленной книгой Герцена при обращении к мемуарной трилогии Белого, видимо, возникает неизбежно (и сам Белый говорит о "своем "былом и думах" применительно к "берлинской" редакции "Начала века") [См. письмо Белого к П. Н. Медведеву от 10 декабря 1928 г. (В кн. <...> Для самого Белого не существовало принципиальной разницы между собственно художественной прозой и мемуаристикой: рассказывая о годах младенчества в воспоминаниях "На рубеже двух столетий", он подкрепляет свои доводы цитатами из романа "Котик Летаев", используемого без каких-либо оговорок как мемуарный же текст, а литературный портрет Льва Ивановича Поливанова в тех же воспоминаниях дополняет опять же цитатой из романа "Москва", в которой речь идет о Льве Петровиче Веденяпине. <...> Подобный метод вполне оправдан и не должен вызвать недоумения: ведь "Котик Летаев" целиком основывается на личных воспоминаниях Белого о своем детстве, а Веденяпин в "Москве" - такой же портрет Поливанова кисти Белого, как и незамаскированное изображение знаменитого педагога <...>
На_рубеже_двух_столетий.pdf
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ Воспоминания в 3-х книгах Книга 1 МОСКВА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА" 1989 СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ Редакционная коллегия: В. Э. ВАЦУРО Н. К. ГЕЙ Г. Г. ЕЛИЗАВЕТИНА С. А. МАКАШИН Д. П. НИКОЛАЕВ А. И. ПУЗИКОВ К. И. ТЮНЬКИН МОСКВА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА" 1989 [Image001] А. Белый. 1903. ББК 84Р7 Б43 (C) Вступительная статья, подготовка текста и комментарии А. В. ЛАВРОВА (C) Оформление художника В. МАКСИНА МЕМУАРНАЯ ТРИЛОГИЯ И МЕМУАРНЫЙ ЖАНР У АНДРЕЯ БЕЛОГО Цикл воспоминаний Андрея Белого, создававшийся в конце 1920-х - начале 1930-х гг., по праву принадлежит к числу наиболее известных и наиболее ценимых произведений крупнейшего мастера русского символизма. Эти три книги в равной мере значительны и как художественное слово, и как исторический источник: будучи ярким образцом мастерства Белого-прозаика, они содержат богатый и выразительно интерпретированный материал об эпохе, охватывающей около тридцати лет исторической, культурной и бытовой жизни России. "На рубеже двух столетий", "Начало века" и "Между двух революций" - лучшее, что написано Белым после "Петербурга", - утверждает автор первой советской книги о Белом Л. К. Долгополов. - Мы многого не знали бы о литературном движении рубежа веков, если бы эта трилогия не была написана, - несмотря на ее чисто литературный характер. (...) Белый создал обобщающий образ времени - катастрофического, чреватого взрывами и потрясениями мирового масштаба и значения, хотя описал одну только сторону, одну линию литературного движения начала века" [Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988, с. 401]. Сходного мнения придерживается и Л. Флейшман, автор работы о мемуарах Белого в американской коллективной монографии о русском писателе: "Никакие другие опубликованные мемуары, касающиеся русской литературы модернизма, не могут соперничать с мемуарами Белого по богатству информации, по широте изображения литературной жизни или по тому вкладу, который сделал их автор в развитие русского символизма" [Fleishman L. Bely's Memoirs. - "Andrey Bely. Spirit of Symbolism". Ed. by John E. Malmstad. Ithaca, Cornell University Press, 1987, p. 218]. Эти суждения в корректировках и оговорках не нуждаются. Действительно, мемуарная трилогия Белого являет собою грандиозную многофигурную композицию,
Стр.1