МАКСИНА
МЕМУАРНАЯ ТРИЛОГИЯ И МЕМУАРНЫЙ ЖАНР У АНДРЕЯ БЕЛОГО
Цикл воспоминаний Андрея Белого, создававшийся в конце 1920-х - начале
1930-х гг., по праву принадлежит к числу наиболее известных и наиболее
ценимых произведений крупнейшего мастера русского символизма. <...> Действительно,
мемуарная трилогия Белого являет собою грандиозную многофигурную композицию,
дающую отчетливое представление не только о конкретных лицах и событиях, но
и о целых социально-исторических группах лиц - о московской
ученой
интеллигенции последней трети ХГХ века, о
контингенте
гимназических
преподавателей и учащихся, о профессорском составе Московского университета,
о носителях "нового религиозного сознания" и т. д. <...> Так, первая книга
мемуарной трилогии, "На рубеже двух столетий", предлагает красочную панораму
жизни московской университетской среды 1880 - 1890-х гг. <...> Ассоциация с прославленной книгой Герцена при обращении к мемуарной
трилогии Белого, видимо, возникает неизбежно (и сам Белый говорит о "своем
"былом и думах" применительно к "берлинской" редакции "Начала века") [См.
письмо Белого к П. Н. Медведеву от 10 декабря 1928 г. (В кн. <...> Для самого Белого не существовало принципиальной
разницы
между
собственно художественной прозой и мемуаристикой: рассказывая о годах
младенчества в воспоминаниях "На рубеже двух столетий", он подкрепляет свои
доводы цитатами из романа "Котик Летаев", используемого без каких-либо
оговорок как мемуарный же текст, а литературный портрет Льва Ивановича
Поливанова в тех же воспоминаниях дополняет опять же цитатой из романа
"Москва", в которой речь идет о Льве Петровиче Веденяпине. <...> Подобный метод
вполне оправдан и не должен вызвать недоумения: ведь "Котик Летаев" целиком
основывается на личных воспоминаниях Белого о своем детстве, а Веденяпин в
"Москве" - такой же портрет Поливанова кисти Белого, как и незамаскированное
изображение знаменитого педагога <...>
На_рубеже_двух_столетий.pdf
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ
Воспоминания в 3-х книгах
Книга 1
МОСКВА
"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА"
1989
СЕРИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ
Редакционная коллегия:
В. Э. ВАЦУРО
Н. К. ГЕЙ
Г. Г. ЕЛИЗАВЕТИНА
С. А. МАКАШИН
Д. П. НИКОЛАЕВ
А. И. ПУЗИКОВ
К. И. ТЮНЬКИН
МОСКВА
"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА"
1989
[Image001]
А. Белый. 1903.
ББК 84Р7 Б43
(C) Вступительная статья, подготовка текста и комментарии А. В. ЛАВРОВА
(C) Оформление художника В. МАКСИНА
МЕМУАРНАЯ ТРИЛОГИЯ И МЕМУАРНЫЙ ЖАНР У АНДРЕЯ БЕЛОГО
Цикл воспоминаний Андрея Белого, создававшийся в конце 1920-х - начале
1930-х гг., по праву принадлежит к числу наиболее известных и наиболее
ценимых произведений крупнейшего мастера русского символизма. Эти три книги
в равной мере значительны и как художественное слово, и как исторический
источник: будучи ярким образцом мастерства Белого-прозаика, они содержат
богатый и выразительно интерпретированный материал об эпохе, охватывающей
около тридцати лет исторической, культурной и бытовой жизни России. "На
рубеже двух столетий", "Начало века" и "Между двух революций" - лучшее, что
написано Белым после "Петербурга", - утверждает автор первой советской книги
о Белом Л. К. Долгополов. - Мы многого не знали бы о литературном движении
рубежа веков, если бы эта трилогия не была написана, - несмотря на ее чисто
литературный характер. (...) Белый создал обобщающий образ времени -
катастрофического, чреватого взрывами и
потрясениями мирового масштаба и
значения, хотя описал одну только сторону, одну линию литературного движения
начала века" [Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988,
с. 401]. Сходного мнения придерживается и Л. Флейшман, автор работы о
мемуарах Белого в американской коллективной монографии о русском писателе:
"Никакие другие опубликованные мемуары, касающиеся русской литературы
модернизма, не могут соперничать с мемуарами Белого по богатству информации,
по широте изображения литературной жизни или по тому вкладу, который сделал
их автор в развитие русского символизма" [Fleishman L. Bely's Memoirs. -
"Andrey Bely. Spirit of Symbolism". Ed. by John E. Malmstad. Ithaca, Cornell
University Press, 1987, p. 218].
Эти суждения в корректировках и оговорках не нуждаются. Действительно,
мемуарная трилогия Белого являет собою грандиозную многофигурную композицию,
Стр.1