На основании анализа общей численности учащихся, их сословного и половозрастного состава показана роль сельской начальной школы в жизни учащихся и населения, проживающего на территории Вологодской губернии. <...> Методология исследования опирается на системный подход, в соответствии с которым процесс развития начального образования в сельской среде рассматривается как элемент целостной системы социально-экономического развития вологодской деревни. <...> В исследовании выявлены типы школьных учебных заведений, динамика их роста. <...> При характеристике различных типов учебных заведений определяется количество учащихся в них детей, выявляется процентное соотношение детей школьного возраста, остающихся вне образования. <...> Значительное место занимает анализ распределения количества учащихся по уездам Вологодской губернии по половозрастному составу. <...> Особое внимание автором уделено усилению роли деятельности органов управления народным образованием и самих крестьян, системе мероприятий, направленных на улучшение условий для обучения детей. <...> Приводятся факты, выявляющие позицию сельских жителей в отношении начальной школы, которое менялось на протяжении конца XIX – начала XX в. в положительном направлении. <...> В результате выработки системы мер органами местного самоуправления для привлечения детей в школу их количество повышается, особенно в земских школах. <...> Оценивая отношение крестьян к начальному образованию, отметим, что на протяжении второй половины XIX – начала XX в. оно не было постоянным. <...> В 1860–1870-е гг. крестьяне относились к школам с недоверием, считая образование бесполезным. <...> С 1871 г., когда земство стало основательно заниматься делом народного образования, крестьяне стали осознавать его пользу. <...> С каждым годом уменьшался процент выбывших из школ детей, увеличивалась доля успевающих. <...> В 1890-е гг. крестьяне сами включались в создание и обустройство школ, а Вологодское губернское земство открывало <...>