УДК 792+8Р1
ББК 85,4+83
П91
кандидат искусствоведения, доктор филологических наук
Редактор Л.А. Сычёва
Научный редактор К.А. Кокшенева,
П91
сику. Пушкин и Гоголь в современном театре. Право на класISBN
978-5-86443-205-1
В сборнике представлены материалы экспертных семинаров
«Право на классику: о границах интерпретации произведений русской
классики в театральных спектаклях» и «Гоголь в современном
театре: смыслы, приёмы, границы интерпретаций» (2015). В семинарах
приняли участие критики, литературоведы, театроведы, искусствоведы,
филологи. В данном выпуске представлены статьи, посвященные
вопросам классического наследия, театральным постановкам
по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Сборник адресован как специалистам-гуманитариям, так и
широкому кругу читателей, интересующихся проблемами культуры,
образования, русской литературы, современного театра.
УДК 792+8Р1
ББК 85,4+83
The collection contains materials of the expert seminar «The
right to the classics: borders of interpretation of works of russian classics
in theatrical performances» (2015). The seminar was attended by
critics, literary scholars, theatre historians, art historians, philologists.
This publication contains articles on the classical heritage, theatrical
productions based on works by A.S. Pushkin and N.V. Gogol.
The collection is addressed both to the specialists in Humanities,
and a wide circle of readers interested in problems of culture, education,
russian literature, contemporary theatre.
ISBN 978-5-86443-205-1
© Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия
имени Д.С. Лихачёва, 2016
2
Материалы научных экспертных семинаров. – М.: Институт
Наследия, 2016. – 108 с.
Стр.2
Содержание
Спор идет о главном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А.С. Миронов
ПРАВО НА КЛАССИКУ.
ПУШКИН и ГОГОЛЬ
Раздел I
Пушкин в радикальном театре:
интерпретация или деформация? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И.В. Калус (Гречаник)
9
Колядагоголь. O спектаклях «Ревизор»,
«Мертвые души», «Женитьба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Н.В. Пращерук, Л.Р. Клягина
Хрестоматийный спектакль без гоголевского финала . . . . . . . . . . 24
Т.С. Ткач
С.В. Молчанова
Петербургская гоголиада. Диалог с автором
или режиссерский монолог о себе? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Судьба классики на сцене современного театра . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
М.В. Руднева
А.А. Мирошниченко
Современные стереотипы в интерпретации:
автор и его произведение (Взгляд психолога) . . . . . . . . . . . . . 48
Проблема интерпретации брака в постановке
«Женитьбы» (МХТ имени А.П. Чехова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
С.Б. Стебловская
3
5
Стр.3
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР
и ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДИЯ
Раздел II
Радикальный театр в споре с культурным наследием . . . . . . . . . . . 67
А.А. Юрьев
К.А. Кокшенева
Идея европейского театра
в отражении российской сценической практики . . . . . . . . . . . 83
Раздел III
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
О роли традиции и классического наследия
в изучении и преподавании современной литературы . . . . 97
И.В. Калус (Гречаник)
Стр.4