Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Я вхожу в мир искусств

Я вхожу в мир искусств №11 А.Савостьянов Гоголь и Станиславский. Эволюция идей русского театра: Научно- методическое пособие 2014 (50,00 руб.)

0   0
Страниц178
ID262350
АннотацияРепертуарно-методическая библиотечка, выходит ежемесячно с 1997 года. В нее входит литература по эстетическому воспитанию детей и юношества: образовательные программы по театральному искусству, методические пособия для руководителей детских театральных коллективов, пьесы, сценарии праздников, детский фольклор. С 2017 ГОДА ЖУРНАЛ НЕ ВЫХОДИТ!!!
Я вхожу в мир искусств : Репертуарно-методическая библиотечка .— Москва : Всероссийский центр художественного творчества .— 2014 .— №11 А.Савостьянов Гоголь и Станиславский. Эволюция идей русского театра: Научно- методическое пособие .— 178 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/262350 (дата обращения: 15.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Станиславский и его связь с русской литературной традицией и театром Х1Х века Г л а в а в т о р а я . <...> Искусство сцены в эстетике Гоголя 78 Г л а в а т р е т ь я . <...> Гоголь-режиссер Режиссерская экспликация «Ревизора» 146 Г л а в а ч е т в е р т а я . <...> Книга посвящена взаимодействию театральной программы Гоголя с системой Станиславского, материалу, почти не разработанному ни в советском, ни в российском театроведении. <...> Автор анализирует литературные источники теории Станиславского, а именно театральные воззрения Гоголя. <...> Автором предпринята серьезная попытка исследовать и обобщить воззрения Гоголя на театр в широком смысле – его взгляды на драматургию; на общественное значение театра; на искусство актера; на теоретическую разработку эстетических основ профессии режиссера, – до сих пор не замеченные ни режиссерами, ни актерами ни советского, ни российского, ни мирового театра. <...> В в е д е н и е Николай Васильевич Гоголь – один из величайших художников и мыслителей, который в течение всей своей жизни искал правильные ответы на самые жгучие вопросы человеческого бытия, волнующие честных людей и нашего сложного времени. <...> Гоголь запечатлен в нашем воображении как неповторимый герой, своеобразно решающий нравственные проблемы, преломляя их через свое творчество и свой личный опыт, смотрящий в будущее, стремясь поднять плотную завесу времени. <...> Теоретические взгляды Гоголя, сложившиеся на основе его практической работы в области театра (как актера и режиссера), в свою очередь, безусловно, влияли на постановочную и педагогическую деятельность драматурга. <...> Театральная эстетика Гоголя, идеи и традиции великих художников литературы и сцены первой половины Х1Х века, были восприняты и обогащены, развиты в творчестве выдающегося сценического деятеля Константина Сергеевича Станиславского. <...> В школу эту, нашедшую свое творческое обос 6 нование в системе Станиславского, внес свою долю, свой значительный вклад великий русский <...>
Я_вхожу_в_мир_искусств_№11_А.Савостьянов_Гоголь_и_Станиславский._Эволюция_идей_русского_театра_Научно-_методическое_пособие_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
А.И. САВОСТЬЯНОВ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической Академии ©А.Савостьянов, автор, 2014 г. А.Савостьянов Гоголь и Станиславский. Эволюция идей русского театра: Научнометодическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014, - 176с.
Стр.4
Содержание 4 12 39 В в е д е н и е Г л а в а п е р в а я . Станиславский и его связь с русской литературной традицией и театром Х1Х века Г л а в а в т о р а я . Искусство сцены в эстетике Гоголя 78 Г л а в а т р е т ь я . Гоголь-режиссер Режиссерская экспликация «Ревизора» 146 Г л а в а ч е т в е р т а я . Значение театральных взглядов Гоголя в развитии системы Станиславского 171 З а к л ю ч е н и е Д тр еа рм [а 4т 9у ] А р к е н с о Ц а я г л И м ч Н д Р е и а г и т е а т р [ 3 9 ] т е н а о А ц с с л е т в а е ы а 1 т н к а в о д ] с й н 3 с б р 0 я с [ и р оа вз и с чп Хе лк ет са тк ал кя о [ в9 [7 1] 1 ь п е к т а к л 9 ? ] [ 1 3 8 ]
Стр.5
Книга посвящена взаимодействию театральной программы Гоголя с системой Станиславского, материалу, почти не разработанному ни в советском, ни в российском театроведении. Автор анализирует литературные источники теории Станиславского, а именно театральные воззрения Гоголя. В книге с позиций теории и практики театра подробно проанализирована исключительная роль русской классической литературы в развитии национального театра, оказавшего огромное влияние на формирование театральной школы Станиславского. Автором предпринята серьезная попытка исследовать и обобщить воззрения Гоголя на театр в широком смысле – его взгляды на драматургию; на общественное значение театра; на искусство актера; на теоретическую разработку эстетических основ профессии режиссера, – до сих пор не замеченные ни режиссерами, ни актерами ни советского, ни российского, ни мирового театра. Для всех интересующихся русским театром. В в е д е н и е Николай Васильевич Гоголь – один из величайших художников и мыслителей, который в течение всей своей жизни искал правильные ответы на самые жгучие вопросы человеческого бытия, волнующие честных людей и нашего сложного времени. Его творчество с середины XIX века прочно заняло свое место в духовной жизни людей всего мира. Гоголь запечатлен в нашем воображении как неповторимый герой, своеобразно решающий нравственные проблемы, преломляя их через свое творчество и свой личный опыт, смотрящий в будущее, стремясь поднять плотную завесу времени. Гоголь (начиная с ранней юности), как это будет показано, проявляет постоянный интерес к вопросам театра, он озабочен не только своими театральными потребностями и вкусами, но рассуждает и по общим теоретическим вопросам театра, пытается дать свое толкова
Стр.6
5 ние предназначения драматургии и театра, основ актерского мастерства, профессии режиссера, поиска красоты и идеала и т.д. Теоретические взгляды Гоголя, сложившиеся на основе его практической работы в области театра (как актера и режиссера), в свою очередь, безусловно, влияли на постановочную и педагогическую деятельность драматурга. Влияли они и на руководимых Гоголем актеров. Для подавляющего большинства мастеров Александринского и Малого театров, сформировавшихся под влиянием Гоголя, при безусловной приверженности к искусству переживания характерно изжитие стихийности и утверждение сознательности творческого процесса. Знание жизни, сочувствие народным интересам, демократизм мировоззрения, ярко выраженная гуманистическая тенденция, сила социального обличения, упорная, сознательная работа над овладением сценической техникой, труд как основа творчества – типичны для актеров театра, именуемого «Гоголевская школа драматического искусства». Гоголь был свидетелем и участником творческого подъема Александринского и Малого театров. С законной гордостью говорил он о русском национальном театре, о русском актерском искусстве, о талантливости его представителей. Но в то же время Гоголь с тревогой отмечал отрицательное влияние на театр буржуазных вкусов и требований, диктовавших театру свою волю. Он боролся против дилетантизма любителей и рутинности актеров. Он бережно охранял и развивал в русском театре его лучшие исторически сложившиеся традиции – традиции, от «зерна» которых зародился Московский Художественный театр. Гоголь стремился к созданию театра для широкой народной аудитории. К участию в народном театре, к выступлениям перед демократическим зрителем призывал он русских актеров. Мечте Гоголя не суждено было осуществиться; в условиях России того времени такой театр возникнуть не мог. Но усилия Гоголя не пропали даром. Театральная эстетика Гоголя, идеи и традиции великих художников литературы и сцены первой половины Х1Х века, были восприняты и обогащены, развиты в творчестве выдающегося сценического деятеля Константина Сергеевича Станиславского. В школу эту, нашедшую свое творческое обос
Стр.7
6 нование в системе Станиславского, внес свою долю, свой значительный вклад великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Истоки системы Станиславского – тема столь же обширная, сколь и мало исследованная. Для их обнаружения мы вынуждены были обратиться к множеству теорий и учений, древних и новых – от философии йогов до физиологии высшей нервной деятельности; к эстетике и театральному искусству; к мировой и русской эстетической, общественно- научной мысли, литературе. В задачу данной книги входит анализ литературных источников теории Станиславского, а именно театральных воззрений Гоголя. Станиславскому чужда позиция, при которой считается, что освоить профессию актера и режиссера легко. Трудность овладения, с одной стороны, заключена в том, что мы располагаем обильным материалом всевозможных традиций, приемов, методов, образцов, примеров, созданных в веках и народах. В этом огромном материале есть все: и гениальное, и просто талантливое, и бездарное, и уродливое, и вредное. С другой стороны, очень сложно исследовать прошлое в мимолетном искусстве театра, когда сценические создания артиста умирают с прекращением творчества, а само творчество навсегда кончается со смертью творца. Да кроме того, как говорит Станиславский, «нетрудно понять умом смысл слов этих великих традиций, но, к сожалению, очень трудно ощутить артистическим чувством их духовную сущность. Между тем именно эта сторона прошлого важна для нас, так как именно она способна принести артистам практическую пользу» [1, т.V, с.481.]. Самые традиции не могут творить, они лишь могут помочь творцу направить творческую работу и предостеречь от заблуждений. Актеры, режиссеры, театральные педагоги должны проникнуть в сокровенный смысл этих слов, вскрыть для себя духовную сущность традиций. Не простое знакомство, а разбор традиции прошлого с точки зрения ее внутренней сущности окажет настоящую пользу практической стороне творческого процесса. Наиболее важными традициями русского театра Станиславский считал заветы М.С.Щепкина и Н.В.Гоголя, основным смыслом которых является завет : «Берите образцы из жизни». Эти слова стали программой деятельности Станиславского, его последователей и учеников, потому что следование жизни открыло
Стр.8
7 для театра необъятный простор, неограниченную свободу художественных поисков, неисчерпаемый материал для творчества. В обширной литературе о Гоголе, накопившейся за сто шестьдесят лет со дня его смерти и освещающей деятельность великого писателя-реалиста и новатора-драматурга, к большому сожалению, все еще отсутствуют специальные исследования о его новаторстве в сценическом искусстве: о новых принципах актерской игры и постановке спектакля на сцене. В ходе исследования театральной эстетики Гоголя автор ставит себе цель выявить такие особенности и компоненты ее, которые давали бы дополнительные творческие возможности современному театру – проанализировать сценичность, театральность драматургии Гоголя, «высветлить» его экспериментаторство, показать то многое, что определило театр и критику своего времени, заложило некоторые основы сцены ХIХ и начала ХХ века. Важно было утвердить мысль о своеобразном, сугубо национальном таланте Гоголя-драматурга, Гоголя-теоретика, Гоголярежиссера, лишь оттолкнувшегося от традиций своих предшественников, и затем создавшего абсолютно свои, новые законы театра. В центре внимания автора стоит вопрос о рождении профессии режиссера, которую Гоголь выдвигает в своей системе понимания театра на исключительное место, о принципе работы режиссера над драматургическим материалом: в постановке спектакля и в интерпретации пьесы; в педагогической работе с актерами над образом и над собою; в определении этических основ режиссуры. Говоря о драматургии и о теоретических работах Гоголя, автор показывает стремление художника к синтезу, его неприятие односторонности, приоритета одной какой-либо излюбленной мысли, генерализации того или иного направления в творчестве. Автора волнует мысль о том, что все-таки не в полной своей красоте и силе приходят к зрителям классические произведения. Безусловно, каждому времени свойственна своя интерпретация классики, встречаются режиссерские и актерские удачи на этом пути. Но автора не покидает тревога. Она усиливается по мере активизации стремления режиссуры, а вслед за ней и приученных воспринимать данную эстетику зрителей, – разъединять, вычленять, делить на периоды, школы, этапы любое классическое произведение.
Стр.9
8 Усилия многих театральных деятелей, как правило, направляются на отбор, дифференциацию целостной картины, но уже само время просит работы как раз обратной – синтезирования, интегрирования всех богатств данной пьесы, творческих мыслей драматурга в целом – спектакле. В театральном мировоззрении Гоголя есть много моментов, в которых он выступал новатором. В понимание театра Гоголь вкладывал много таких элементов, которые вступали в противоречие с театром его времени. Гоголь не просто определял своим творчеством плавную эволюцию, но и революционно разрывал с предыдущей традицией, беря от нее лучшее, но не целиком укладываясь в ее уже открытые, уже устоявшиеся формы. Гоголь, создав новую драматургическую школу, по-новому сумел «выступить» из традиции, новаторски соединить уже существующие законы драмы с велением нового исторического, судьбою предназначенного часа. Для Гоголя театр – «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру» [2, т. VIII, c. 268]. Само понятие «кафедра» рассматривается Гоголем в общественном, гражданском плане. Поэтому совершенно не случайно в применении к театру у Гоголя появилось именно слово «кафедра». Именно кафедру, т.е. место проповеди, искал он в своей педагогической деятельности, в актерском искусстве, в режиссуре, в литературе. «В осанке Гоголя, – замечает И.С.Тургенев, – в его телодвижениях было что-то … учительское… Он был рожден для того, чтобы быть наставником своих современников» [3, с.532, 540]. «Именно в понимании театра как места очистительной исповеди и пламенной проповеди, по глубокому замечанию серьезного и тонкого исследователя театра Гоголя И.Л.Вишневской, очень близко сходится Гоголь с будущим реформатором сцены и проповедником добра – Станиславским» [4, с.223]. Гоголь и Станиславский близки в понимании театра как силы, формирующей гармоническую личность; едины в стремлении к учительству, к творческой проповеди. Именно у Гоголя впервые дано развернутое обоснование приемов актерского мастерства, путей к достижению высокого творческого результата.
Стр.10
9 Именно Гоголь выдвинул и обосновал впервые понятие сценической условности, острой публицистической манеры в игре актеров, их общественной миссии, максимального приближения театрального зрелища к публике, которая должна активно относиться ко всему происходящему на сцене. Наконец, эстетика Гоголя объясняет смысл профессии режиссера: человека, берущего на себя исключительную ответственность за формирование репертуара, за организацию сценического действия, за интерпретацию пьесы, за реализацию ее актерами, за внешний вид спектакля; человека, устанавливающего и реализующего на сцене нравственные законы общества. Слова «режиссер» в гоголевских работах о театре нет. Его эквивалентом в эстетике Гоголя были определения «первоклассный актерхудожник», «хоровождь». «Один только первоклассный актерхудожник (читай «режиссер» - А.С.), – пишет Гоголь, – может сделать хороший выбор пиес, дать им строгую сортировку; один он знает тайну, как производить репетиции, понимать, как важны частые считовки и полные предуготовительные повторения пиесы. Он даже не позволит актеру выучить роль у себя на дому, но сделает так, чтобы всё выучилось ими сообща, и роль вошла сама собою в голову каждого во время репетиции, так чтобы всяк, окруженный тут же обстанавливающими его обстоятельствами, уже невольно от одного соприкосновения с ними слышал верный тон своей роли» [2, т.VIII, с.272-273]. Режиссура Гоголя – это нравственная режиссура. Гоголь предполагает сценически исследовать нравственные законы общества и впервые в практике русского театра (заметим, что это делает литератор - А.С.) обнажить духовное начало русской школы режиссуры. Особенно заманчивой представляется автору задача рассмотрения режиссерской экспликации пьесы «Ревизор», выполненной самим Гоголем. Автор считает, что эта комедия Гоголя, несмотря на ряд блестящих режиссерских и актерских открытий в разное время, все еще не пришла к зрителю в своей целостности. Ситуация «Ревизора» не ограничена разоблачением взяточничества и других пороков. Ситуация эта намного шире. Она включает в себя и многие нравственные проблемы, божественные мотивы, и мысль о «высветлении» человека.
Стр.11
10 Автор высказывает предположение, что сценическая интерпретация классического произведения не имеет своего потолка. Классическое произведение напоминает движущуюся материю, которая не имеет предела познавательности. Безусловно, существуют неисчерпаемые возможности, а значит, новые открытия на этом пути. И это зависит как от самого классического произведения, так и от необходимости дальнейшего движения по этому пути режиссерской и актерской мысли. Необходимо сказать, что ни один великий художник не был доволен до конца театром своего времени, удовлетворен сценической интерпретацией своих произведений. Несмотря на успех у широкой публики спектакля «Ревизор» на премьере в Александринском театре, Гоголь, взволнованный, в раздраженном состоянии уехал из театра тотчас же по окончании спектакля. Успех М.С.Щепкина в роли Городничего в спектакле Малого театра, не улучшил общего тягостного впечатления от всего спектакля. Провал двух, петербургской и московской, постановок так тяжело подействовал на него, что вскоре же после первых представлений «Ревизора» он начал готовиться к отъезду из России. И ни нечто подобное ли, как некогда с Гоголем, происходило и с Чеховым? На премьере спектакля «Чайка» в Александринском театре, Чехов с самого начала представления находился в ложе Сувориных. «Когда раздался первый «дурацкий смех», – пишет жена Суворина, Анна Ивановна, – Антон Павлович «страшно побледнел». А когда начался всеобщий хохот, шум, «один сплошной ужас» – «несчастный автор до окончания ушел из ложи» [5, с.193]. Вот что писала газета «Новости» в заметке «Первый бенефис»: «Такого головокружительного провала, такого ошеломляющего фиаско… не испытывала ни одна пьеса… После третьего действия шиканье стало общим, оглушительным, выражавшим единодушный приговор тысячи зрителей тем «новым формам» и той новой бессмыслице, с которыми решился явиться на драматическую сцену наш талантливый беллетрист…» [6]. А.Н.Островский неофициально имел свой театр «Дом Островского», Малый театр, глубоко близкий ему по духу, но между тем Островский был резко недоволен положением театрального дела в России. Его не часто радовали даже лучшие спектакли; нередко он был недоволен пониманием авторского замысла пьесы в целом и
Стр.12
11 играемой актером роли. Его душа постоянно устремлялась в призыве к чему-то недосказанному, нереализованному. Таинственной печалью и потаенной грустью освещена жизнь великого Мольера. Глубочайший драматизм его бытия состоял еще и в том, что даже он, гениальный актер и режиссер своих пьес, не мог полностью осуществить задуманное; тосковал по еще чему-то недоигранному. Самое интересное состоит в том, что нет и не будет никогда идеального спектакля, потому что нет предела изучению классического наследия, как нет границ самой жизни. Но поэтому-то и необходимо постоянно стремиться к наиболее полифоничному прочтению классики во всей объемности авторского идейного замысла, отбросив все крайности в трактовке классического наследия. Интерес к Гоголю растет с каждым годом, его пьесы – частые гости на нашей сцене. Однако, думается нам, далеко еще не все раскрыто в этих пьесах; многое остается тайной, загадочны некоторые характеры гоголевской драматургии, нереализованы его гениальные мысли об актерском искусстве, режиссерском ремесле. И поэтому автору хотелось сосредоточить свое внимание главным образом на вопросе: чем близок Гоголь современному театру, как соотносятся его взгляды с новыми открытиями современной науки о театре. 1. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 тт. - М.: Искусство, 19541961. 2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 тт. - Л-М.: Изд-во АН СССР, 1940-1952. 3. Тургенев И.С. Гоголь // Гоголь в воспоминаниях современников. -М., 1952. 4. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. -М.: Наука, 1976. 5. Суворина А.И. Воспоминания о Чехове // А.П.Чехов. Затерянные произведения. -М, 1925. 6. «Новости».- 1896. –18 окт. – Без подписи.
Стр.13
12 Г л а в а п е р в а я Станиславский и его связь с русской литературной традицией и театром Х1Х века «Традиции Художественного театра идут от традиций Щепкина и Гоголя. Гоголь видел в театре учреждение, способное влиять на духовные запросы зрителя, воспитывать его в принципах высокой морали и этики. Перед театром он ставил задачи общественного характера, задачу воспитания общества посредством слова писателя-драматурга, звучащего со сцены, воплощенного в художественный образ, в сценическое действие. Художественный театр следует завету Гоголя и отдает себя всецело на служение обществу… Он величайший русский художник-реалист. Он не признавал условности, не оправданной жизнью, взятой не для жизни. Он требовал от актера знания жизни, полного художественного отражения ее в работе на сцене, воплощения жизни в сценические образы» [1,с.45-46]. На протяжении одного столетия русский народ проявил себя с небывалым размахом. Х1Х век прославил русскую нацию и породил такое обилие талантов, какого еще не знала ее история. Мощный подъем национального самосознания и рост национальной культуры захватил театр. Станиславский и Художественный театр, блистательно завершающие Х1Х век, унаследовали все самое прогрессивное, живое, ценное, что было накоплено вековым опытом русского театра, явились достойными продолжателями славных традиций сценического реализма, передовой культуры своего народа.
Стр.14
13 В списке выдающихся деятелей театра России одно из самых первых мест по праву принадлежит Станиславскому – одному из основателей Художественного театра, гениальному режиссеру и актеру, реформатору русской сцены, создателю теории театральной системы, обосновавшей законы сценического искусства. Установить законы сценического бытия пытался Дидро в «Парадоксе об актере». Искал их в «Гамбургской драматургии» Лессинг. Раздумывал над ними Гете в «Правилах для актеров». Многие выдающиеся деятели театрального искусства – М.С.Щепкин, Э.Росси, Б.К.Коклен-старший, Т.Сальвини, А.П.Ленский, Г.Крэг, Ирвинг, Тальма – брались за них. Но все их попытки не дали целостной, законченной теории актерского искусства. Она впервые создана нашим Станиславским. И в то же время новаторство его сценического учения нельзя осмыслить без освоения опыта его современников и предшественников в этой области. Прослеживая непосредственную связь Станиславского с передовой театральной мыслью Х1Х века, следует особо остановиться на исключительной роли литературы в развитии национального театра в России. Вся наша литература способствовала тому, чтобы театр играл передовую роль в общественной жизни страны, самым непосредственным и деятельным образом помогая становлению национального театра. Крылов и Аксаков, Гоголь и Пушкин, Грибоедов и Лермонтов, Толстой и Тургенев, Чехов и Островский, Горький – имена выдающихся писателей навсегда вошли в историю отечественного театра. Русская классическая драматургия, вольнолюбивая, с сильно выраженными демократическими устремлениями, заинтересованная в непосредственном живом общении с народом, всегда стремилась на сцену. Отношение к театру как наиболее действующему средству художественной пропаганды освободительных идей свойственно всем писателям Х1Х века. Роль в истории театра гораздо значительнее, чем это представляется многим исследователям творчества Ивана Андреевича. К ры л о в а
Стр.15
Я вхожу в мир искусств 11 (207) 2014 Репертуарно-методическая библиотечка Подписной индекс 40910 (на полгода) Александр Иванович Савостьянов Гоголь и Станиславский Эволюция идей русского театра Научно-методическое пособие Перепечатка без согласия редакции «Я вхожу в мир искусств» запрещена Со всеми претензиями по поводу доставки обращайтесь в местное отделение связи или непосредственно в «Агентство подписки и розницы». Телефон Агентства в Москве: 8-495-974-1111, факс 8-499-195-4315 Адрес редакции: 115114, Москва, ул. Дербеневская, 16 Тел/факс 8-499-235-2932 Подписано в печать 05.11.14. Формат 60 х 88/16 Печ. л. 11.00 Тираж 1000
Стр.178