Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Основы безопасности жизнедеятельности (128,00 руб.)

0   0
Первый авторБардадымов Н. А.
АвторыЖорина Л. В., Кравцов А. В.
ИздательствоМ.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана
Страниц116
ID288050
АннотацияИзложены разделы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), непосредственно и органично связанные с изучаемыми в 10-х и 11-х классах лицеев и общеобразовательных школ разделами физики: трение, электричество, магнетизм, атомное строение вещества, ядерная физика и радиоактивность. Пособие содержит тестовые задания, задачи и вопросы. Оно незаменимо при интегрировании курса ОБЖ с курсом «Физика» для учащихся старших классов физико-математического лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Кем рекомендованоМетодической комиссией кафедры СУНЦ-2 в качестве учебного пособия
Кому рекомендованоДля учащихся старших классов и преподавателей физики.
ISBN---
УДК53
ББК22.3
Бардадымов, Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие / Л.В. Жорина, А.В. Кравцов; Н.А. Бардадымов .— Москва : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009 .— 116 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/288050 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сопротивление тела человека Rч в значительной степени зависит от состояния наружного кожного покрова и его сопротивления прохождению электрического тока. <...> Сопротивление тела человека различно не только у разных людей, но и у одного и того же человека в зависимости от увлажнения кожи, потовых выделений (особенно при простудных заболеваниях), усталости, наличия металлической пыли на коже и т. д. <...> В связи с этим сопротивление тела человека изменяется в широких пределах: 5000…40 000 Ом. <...> Сопротивление тела человека Rч определяет уровень допустимых напряжений U, которые опасны для человека. <...> На основании статистики поражения электрическим током установлено, что электрический ток I = = 0,05…0,10 А опасен для человеческого организма, а ток I больше 6 0,1 А является смертельным. <...> В большинстве случаев в бытовых условиях используется однофазная схема электроснабжения, когда фазный провод имеет потенциал 220 В, а другой провод – нулевой потенциал. <...> Нулевой провод присоединяется к корпусу генератора (трансформатора) и одновременно соединен c помощью надежного контакта с землей. <...> Здесь следует отметить, что нулевой провод безопасен лишь при низком значении сопротивления заземления (Rз ≤ 4 Ом). <...> Фазный провод надежно изолируется от земли и присоединяется к одной из обмоток генератора (или трансформатора) действующей электростанции. <...> Для однофазной схемы электроснабжения основная опасность поражения током возникает при соприкосновении тела человека с неизолированным фазным проводом, напряжение которого составляет 220 В относительно земли. <...> В последнее время возрос сектор частного жилья и гаражей, где из-за повышенного потребления энергии используется трехфазная система электропитания, что увеличивает опасность поражения током. <...> Опасны также утечки тока на металлический корпус бытовой техники (стиральные машины, электромясорубки, электрогрили, холодильники и др.) <...> С этой целью следует вывернуть и удалить предохранительные <...>
Основы_безопасности_жизнедеятельности.pdf
УДК 53 ББК 22.3 Б247 Рецензенты: М.К. Марахтанов, С.В. Третьякова Б247 Бардадымов Н.А., Жорина Л.В., Кравцов А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Жориной. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 116 с.: ил. Изложены разделы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), непосредственно и органично связанные с изучаемыми в 10-х и 11-х классах лицеев и общеобразовательных школ разделами физики: трение, электричество, магнетизм, атомное строение вещества, ядерная физика и радиоактивность. Пособие содержит тестовые задания, задачи и вопросы. Оно незаменимо при интегрировании курса ОБЖ с курсом «Физика» для учащихся старших классов физико-математического лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Для учащихся старших классов и преподавателей физики. УДК 53 ББК 22.3 © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................... 3 Предмет курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и его актуальность............................................................................... 3 Об интегрированном подходе к преподаванию ОБЖ........................ 4 1. Правила пользования бытовой проводкой переменного тока ........... 6 1.1. Меры безопасности при работе с бытовыми приборами............. 8 1.2. Заземление ....................................................................................... 9 1.3. Зануление и защитное отключение ............................................... 11 1.4. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током...................................................................... 13 1.5. Влияние влажности помещения на степень поражения электрическим током...................................................................... 14 Вопросы .................................................................................................. 15 2. Электротравмы и защита от них........................................................... 17 2.1. Виды электротравм ......................................................................... 17 2.2. Параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током...................................................................... 18 2.3. Схемы включения человека в электрическую цепь ..................... 21 2.4. Шаговое напряжение ...................................................................... 21 2.5. Опасность возникновения пожара из-за неисправности электрических приборов................................................................. 22 2.6. Применение электрического удара................................................ 23 Электрошоковые устройства.......................................................... 23 Классификация электрошоковых устройств................................. 25 Принцип работы электрошоковых устройств............................... 27 Конструкция электрошоковых устройств..................................... 28 Тактика применения электрошоковых устройств........................ 29 Характеристики некоторых электрошоковых устройств ............ 30 Вопросы................................................................................................... 34 3. Защита от молнии .................................................................................. 36 113
Стр.113
3.1. Природа и причины возникновения молнии ............................... 36 3.2. Опасные факторы воздействия молнии ........................................ 38 3.3. Правила поведения во время грозы............................................... 41 3.4. Устройства для защиты от молнии................................................ 43 Вопросы................................................................................................... 46 4. Безопасность на льду............................................................................. 48 5. Ориентирование на местности.............................................................. 50 5.1. Земной магнетизм ........................................................................... 50 5.2. Общие приемы ориентирования на местности............................. 50 5.3. Ориентирование по Солнцу ........................................................... 52 5.4. Ориентирование по природным признакам.................................. 53 5.5. Компас. Порядок движения по магнитным азимутам ................. 53 5.6. Определение истинного и магнитного меридианов..................... 54 Вопросы .................................................................................................. 56 6. Свойства ионизирующих излучений.................................................... 56 6.1. Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом........... 56 6.2. Поглощенная доза излучения......................................................... 58 6.3. Экспозиционная доза излучения ................................................... 59 6.4. Коэффициент качества излучения ................................................ 59 6.5. Эквивалентная доза излучения ...................................................... 60 6.6. Биологическое действие ионизирующих излучений ................... 60 6.7. Отдаленные последствия облучения............................................. 61 6.8. Естественный фон ионизирующего излучения ............................ 62 6.9. Биологическое влияние малых доз излучения.............................. 64 6.10. Предельно допустимые дозы ....................................................... 65 Вопросы .................................................................................................. 66 Задачи для самостоятельного решения................................................ 66 7. Поражающие факторы ядерного взрыва.............................................. 70 7.1 Ударная волна................................................................................... 70 7.2. Поражающее действие ударной волны......................................... 71 7.3. Очаг ядерного поражения............................................................... 72 7.4. Световое излучение при ядерном взрыве ..................................... 73 7.5. Проникающее излучение ............................................................... 74 7.6. Радиоактивное заражение............................................................... 74 7.7. Электромагнитный импульс........................................................... 76 7.8. Нейтронные боеприпасы ................................................................ 77 Вопросы .................................................................................................. 78 8. Средства коллективной защиты ........................................................... 79 8.1. Убежища .......................................................................................... 79 114
Стр.114
8.2. Противорадиационные укрытия .................................................... 81 8.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты .................... 83 8.4. Укрытия простейшего типа............................................................ 84 Вопросы .................................................................................................. 85 9. Методы регистрации ионизирующих излучений................................ 86 9.1. Метод фотоэмульсий ...................................................................... 86 9.2. Сцинтилляционные счетчики......................................................... 86 9.3. Камера Вильсона............................................................................. 87 9.4. Пузырьковая камера........................................................................ 88 9.5. Ионизационная камера ................................................................... 88 9.6. Счетчик Гейгера – Мюллера .......................................................... 89 9.7. Измерители мощности дозы (рентгенометры) ............................. 92 9.8. Приборы индивидуального контроля уровня облучения......................................................................................... 94 9.9. Коллективный и индивидуальный контроль уровня облучения ........................................................................................ 96 Вопросы................................................................................................... 96 Решения задач, приведенных в главе 6.................................................... 97 Проверочные работы по интегрированному курсу «Физика – ОБЖ» ..................................................................................... 101 Список рекомендуемой литературы......................................................... 112 115
Стр.115