16+
УДК 78(079)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
Издается с 2009 года
№ 1 (27) 2013
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
МУЗЫКИ
Гирфанова М. Е. От модуса-ритмоформулы к модусумензуре:
модус и его ритмика в мотетах Филиппа де
Витри....................................................................................... 4
Дрынкина Е. С. «Сюрпризы» в симфониях Й. Гайдна:
принцип аттракциона в музыке……………………………. 11
Пэн Чэн. Трезвучия и септаккорды с точки зрения
инь—ян...................................................................................... 16
Бочкова Т. Р. Берлинское бахианство Ф. Мендельсона…. 21
Тихонов М. С. О функции сценического мотива забвения
в спектакле «Копенгагенское кольцо» К. Хольтена… 25
Цюй Ва. Из истории коллективного творчества китайских
композиторов в 60—70-е годы ХХ века………......... 28
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И
ИСТОРИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Куклев А. В. Феномен грузинского belcanto .…………… 33
Марач А. Н. Хоровая школа как феномен социокультурного
континуума (по материалам украинского музыковедения)……………………………………………….......
37
Суханова Т. Б. Парадоксы этики и эстетики в зеркале
истории оркестрового исполнительства………………….. 43
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ
И ПЕДАГОГИКИ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МУЗЫКА
В ЕЁ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПАРАЛЛЕЛЯХ И
ВЗАИМОСВЯЗЯХ
Праздников Г. А. Музыка в экзистенциальнонравственном
измерении………………………………….. 55
Петров В. О. О специфике жанра инструментального
театра....................................................................................... 64
Сиднева Т. Б. Музыка, музыкальное и музыкальность: к
вопросу о границе понятий…….…...………………..….... 69
Карпук А. В. Педагогические принципы В. И. Сафонова… 49
1
Стр.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2013
ISSN 2220-1769
Редакционный совет:
Э. Б. Фертельмейстер (председатель, главный редактор журнала, ректор Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, профессор кафедры хорового дирижирования)
Т. Б. Сиднева (заместитель председателя, проректор по научной работе, зав. кафедрой философии и эстетики,
кандидат философских наук, профессор)
Т. Н. Левая (зав. кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
В. Н. Сыров (зав. кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
Б. С. Гецелев (зав. кафедрой композиции и инструментовки, профессор)
Р. А. Ульянова (проректор по учебной работе, зав. кафедрой фортепиано, кандидат искусствоведения, профессор)
А.
А. Евдокимова (кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки)
Т. Я. Железнова (декан факультета дополнительного образования и повышения квалификации, кандидат педагогических
наук, профессор кафедры музыкальной педагогики и исполнительства)
Т. Г. Бухарова (кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков)
Л. А. Зелексон (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры)
Е. В. Приданова (зав. аспирантурой, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
О. М. Зароднюк (отв. секретарь, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых
в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Компьютерная верстка: М. С. Тихонов
Корректор Л. А. Зелексон
Дизайн обложки Е. Н. Соловьев
Ответственная за выпуск Т. Б. Суханова
Журнал зарегистрирован Министерством печати и массовой информации РФ
Рег. № ФС77—41738 от 20.08.2010
Распространяется во всех регионах России
Подписка по каталогам «Пресса России» (индекс 82885)
Издание включено в систему Российского индекса научного цитирования
(договор № 74—11/2010Р от 24.11.2010)
Адрес издателя и редакции:
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
Тел./факс (831) 419-40-56
Подписано в печать 29.03.2013. Формат 60 84/8
Усл. печ. л. 9,3. Тираж 100 экз. Заказ № 9
Отпечатано: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
© Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2013
2
Стр.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ACTUAL PROBLEMS
OF HIGH MUSICAL EDUCATION
Science-analytical and science-educational journal
Publishing since 2009
№ 1 (27) 2013
PROBLEMS OF
MUSICAL THEORY AND
HISTORY
Girfanova M. From Modus-Rhythmic formula to ModusMensura:
modus and its rhythmics in Philippe de Vitry’s
motets......................................................................................... 4
Drynkina E. “Surprises” in the symphonies of Haydn: the
principle of attraction in music……………………...……….... 11
Pen Chen. Triads and seventh chords from yin-yang standpoint.……………………………………………………………
16
Bochkova T.
The Berlin
bachianism by
F.Mendelssohn………………………………………………... 21
Tikhonov M. Function of the scenic oblivion-motif in “The
Copenhagen Ring” by K. Holten …………………...………… 25
Qu Wa. From the History of collective creativity of the Chinese
composers in the 60—70-es of the XX century……......... 28
PROBLEMS OF THEORY
AND HISTORY
OF MUSICAL
PERFORMANCE
METHODIC
AND PEDAGOGIC
PROBLEMS
OF MUSICAL
EDUCATION
MUSIC
IN ITS ARTISTIC
PARALLELS AND
INTERRELATIONS
Prazdnikov G. Music in its existential and moral dimensions............................................................................................
55
Petrov V. About specificity of instrumental theatre genre........ 64
Sidneva T. Music, musical, melodiousness: to the problem of
the concepts delimitation …….…...…………………………... 69
Kuklev A. The phenomenon of the Georgian belcanto……..... 33
Marach A. The choir school as a phenomenon of social and
cultural continuum (by the materials of Ukrainian
musicology)…………………………………………………… 37
Sukhanova T. Paradoxes of ethic and aesthetic in a mirror of
History of orchestral performance………...………………….. 43
Karpuk А. V. Pedagogical principles of V. I. Safonov……… 49
№ 1 (27) 2013
3
Стр.3
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SUMMARY
Girfanova M. From Modus-Rhythmic formula to Modus-Mensura: modus and its rhythmics
in Philippe de Vitry’s motets
French ars nova for musicians in the 10—30-ies of the XIV century was expressed, above all, by
Philippe de Vitry’s motets. The article considers the mode and its rhythm, determining the tenor and
countertenor of Vitry’s motets. The important changes in the treatment of Vitry modus are traced
from the early motets of 1310-es to the motets of 1320-es. Vitry was a pioneer in the field of musical
rhythm, whose ideas were influential in the development of mensural music.
Key words: musica mensurabilis; ars nova; motets by Philippe de Vitry; modal rhythm; modus;
talea
Drynkina E. “Surprises” in the symphonies of Haydn: the principle of attraction in music
The article is devoted Haydn's symphonies (especially the introductions) which are considered in an
aspect of music orientation on listener’s perception. It is about one of the most important positions
in the process of music communication — creation of interest, amusement and refreshing of the attention
thanks to different kind of surprises in the development of a thematic material. Besides considering
the mechanism of formation such kind of "surprises" in Haydn’s symphonies, the author
finds the same techniques of an art effect in music and movie.
Key words: introductions in Haydn’s symphonies; focus on the perception of music; listener;
“surprise”.
Pen Chen. Triads and seventh chords from yin-yang standpoint
The paper is devoted to the dualism and cyclicity of the European chords system from the perspective
of the Chinese concept of yin-yang. The author examines the connection of the concept yinyang
with features of triads and seventh chords and “circular law” in the system of chords. The
main finding is the existence of the interaction of yin and yang within these vertical sound buildings.
Key
words: yin; yang; triads; Seventh chord; mode; harmony
Bochkova T. The Berlin bachianism by F. Mendelssohn
The existence of Bach’s tradition in the musical culture of Berlin the second half of the XVIIIbeginning
of the XIX century and the perception of this tradition by F. Mendelssohn are examined
in the article.
Key words: J.S.Bach, F.Mendelssohn , Berlin, tradition, bachianism
Tikhonov M. Function of the scenic oblivion-motif in “The Copenhagen Ring” by K. Holten
The article draws a parallel between musical leitmotifs and scenic motifs. The meaning of the term
“scenic motif” and the necessity to analyze the dramatic art of the opera are explained. The effect of
the chosen by the author scenic oblivion-motif is exemplified in certain scenes of tetralogy.
Key words: R.Wagner; K. Holten; The Copenhagen Ring; scenic motif; regie theatre
Qu Wa. From the History of collective creativity of the Chinese composers in the 60—70-es of
the XX century
The history of collective creative projects and creative organizations in China (1960—1970s of the
twentieth century) is proposed in the article. Such issues as an artist and state ideology, impact of
collective efforts on individuality of a composer, concert life of collective projects, etc. are examined
while analyzing the presented material. Analytical work convincingly demonstrates the timeliness
and effectiveness (with all the flaws) of presented musical works.
Key words: collective creation; the Chinese music of 60—70s; Chu Wanghua; concert “Yellow
River”
75
№ 1 (27) 2013
Стр.75
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2013
Kuklev A. The phenomenon of the Georgian belcanto
The article is devoted to the origins of the phenomenon of the Georgian belcanto — one of the
brightest and most successful vocal schools of the twentieth century. The author defines the parameters,
which brought together Italian and Georgian singing traditions (technical, aesthetic, geographical).
The article reveals singers and teachers whose work was of crucial importance in the
formation of the Georgian vocal school of the XX—XXI centuries.
Key words: Georgian vocal school; belcanto; head voice (voce di testa); the creative breath
(respirazione artistica); N. D. Andguladze
Marach A. The choir school as a phenomenon of social and cultural continuum (by the materials
of Ukrainian musicology)
Social and cultural aspect of functioning of a choir school is studied. It is interpreted by the author
as an open technique-performing system that keeps the choral tradition as an ethno-cultural archetype
within polyvariat social and cultural continuum. The variants of interpretation of concepts such
as “social and cultural continuum”, “performing school”, “choir school” are offered.
Key words: social and cultural continuum; performing school; choir school; Ukrainian musicology
Sukhanova
T. Paradoxes of ethic and aesthetic in a mirror of history of orchestral performance
Ethic,
psychological problems of collective music making in the context of orchestral history are
touched in the article. Some peculiarities, principals of Persimfans — the phenomenon of the XX-th
century ensemble playing are observed
Key words: collective creativity; conductor; orchestra man; Persimfans
Karpuk А. Pedagogical principles of V. I. Safonov
The article describes the general musical teaching principles of Safonov, enabled him prepare a galaxy
of outstanding pianists during his work at the Moscow Conservatory.
Key words: V. I. Safonov; Moscow Conservatory; the pedagogical principles
Prazdnikov G. Music in its existential and moral dimensions
Music is viewed through the prism of correlation between aesthetic and moral parameters in art.
Treating music as an organic part of a human being’s living space, the author proves its existential
necessity — independent of genre and style metamorphosis of its history.
Key words: music; morality; creative work; living context of art; existenz; aesthetic
Petrov V. About specificity of instrumental theatre genre.
The article considers one of the modern music main genres — the instrumental theatre. The author
presents its general characteristic and reveals the most important genre attributes. Special attention
is paid to the critical understanding of a number of opuses, marked by composers' intention to stun
by means of uniting musical and visual images.
Keywords: the instrumental theatre; synthesis of arts; action-music; conceptualism
Sidneva T. Music, musical, melodiousness: to the problem of the concepts delimitation
In the article an attempt is made to delimitate the concepts of “music”, “musical”, “melodiousness”.
Their content spheres, structure and functions are defined. At the same time, their unity and correlation
are proved.
Key words: music; musical; melodiousness; boarder line; art; metaphor
76
Стр.76
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОРЫ НОМЕРА
Бочкова Татьяна Рудольфовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории
музыки, секции органа и клавесина Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки.
E-mail: tatyanab31@yandex.ru
Гирфанова Марина Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории
музыки и композиции Казанской государственной консерватории (академии)
им. Н. Г. Жиганова.
E-mail: grfn@inbox.ru
Дрынкина Елена Сергеевна, преподаватель кафедры теории музыки и композиции
Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.
E-mail: myza86@yandex.ru
Карпук Алла Викторовна, аспирантка Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, преподаватель Дзержинского музыкального колледжа.
E-mail: allakarpuk@mail.ru
Куклев Андрей Владимирович, преподаватель кафедры сольного пения Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, зав. вокальным отделением
Нижегородского музыкального колледжа им. М. А. Балакирева.
E-mail: cantor.kuklev@yandex.ru
Марач Александр Николаевич, ассистент кафедры истории, теории искусств и
исполнительства Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки
(г. Луцк, Украина).
E-mail: vdraganchuk@mail.ru; omarach@mail.ru
Петров Владислав Олегович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и
истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), заслуженный
деятель науки и образования (РАЕ).
E-mail: petrovagk@yandex.ru
Праздников Георгий Александрович, кандидат философских наук, профессор, почетный
работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой философии и
истории Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
E-mail: nngk@mail.ru
Пэн Чэн, кандидат искусствоведения, доцент, главный научный сотрудник музыкального
института Линьинского университета (КНР).
E-mail: pppc748@163.com
Сиднева Татьяна Борисовна, кандидат философских наук, заслуженный работник высшей
школы РФ, проректор по научной работе Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, зав. кафедрой философии и эстетики, профессор.
E-mail: tbsidneva@yandex.ru
Суханова Татьяна Борисовна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры
музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки.
E-mail: t.b.suhanova@yandex.ru
Тихонов Максим Сергеевич, аспирант, преподаватель кафедры теории музыки
Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.
E-mail: max.tichonow@live.ru
Цюй Ва, методист Института Конфуция при Нижегородском государственном
лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова.
E-mail: quwa2009@yandex.ru
77
№ 1 (27) 2013
Стр.77
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2013
Требования к рукописям статей, заявленных к публикации в журнале
«Актуальные проблемы высшего музыкального образования»
Редакционно-издательский совет Нижегородской консерватории принимает на рассмотрение
ранее не опубликованные статьи.
При решении о публикации учитываются актуальность и новизна темы, четкая постановка
исследуемой проблемы, логика ее решения, научная достоверность и обоснованность
положений. В статье должны быть представлены результаты исследования,
сделаны соответствующие выводы.
Редакционно-издательский совет сообщает автору о решении по поводу публикации в
течение трёх месяцев со дня регистрации рукописи в отделе.
Для авторов статей — аспирантов и соискателей — объем рукописей не должен превышать
15 000 знаков, для кандидатов и докторов наук — 20 000 знаков.
Текст статьи должен быть тщательно выверен и отредактирован автором. Статьи с
опечатками и грамматическими ошибками не рассматриваются.
Правила оформления статьи:
Рукописи принимаются в печатном и электронном вариантах в виде текстового
файла в формате Word 2003 (шрифт 12, межстрочный интервал одинарный, поля со
всех сторон 2 см).
Оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообраз
ным:
библиографические ссылки оформляются внутри текста ([1, с. 3], первая цифра
— указатель источника, который приводится в конце рукописи в разделе «Литература»
в алфавитном порядке), примечания приводятся в конце статьи перед списком
литературы (см. «Информация для авторов» в разделе «Издания ННГК»).
К рукописи прилагаются:
аннотация статьи (200—250 знаков) и ключевые слова (5—7) на русском и английском
языках;
сведения об авторе: фамилия, имя, отчество полностью, ученые степень и звание,
должность и место работы, номера контактных телефонов, адрес электронной почты;
отзыв научного руководителя (для аспирантов и соискателей);
выписка из протокола решения соответствующего структурного подразделения (кафедры,
отдела и т. п.), в которой дана характеристика новизны работы, определено качество
решения поставленных проблем.
Рукопись обязательно подписывается автором (авторами) после списка литературы.
Указывается дата.
Публикация платная (рукопись статьи направляется на редактирование и в печать после
поступления средств на счет консерватории по договору оказания услуг).
Статьи аспирантов публикуются бесплатно.
Подписка на журнал осуществляется в почтовых отделениях РФ: индекс в объединенном
каталоге «Пресса России» — 82885.
Материалы следует направлять по адресу: nngk.izdaniya@yandex.ru
603600, Нижний Новгород, ГСП-30,
ул. Пискунова, д. 40,
Нижегородская государственная консерватория (академия)
им. М. И. Глинки,
издательский отдел.
С электронной версией журнала можно ознакомиться на официальном сайте ННГК
www.nnovcons.ru
78
Стр.78
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2013
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей профессорскопреподавательского
состава в 2012—2013 уч. г.:
1) кафедра специального фортепиано: доцент (специальное фортепиано, 0,5 ставки), доцент
(специальное фортепиано, 1 ставка);
2) кафедра струнных инструментов: профессор (специальный инструмент: скрипка, 1 ставка),
доцент (специальный инструмент: виолончель, 0,4 ставки);
3) кафедра деревянных духовых инструментов: заведующий кафедрой, профессор (специальный
инструмент: гобой, история исполнительского искусства, методика преподавания,
история музыкальной педагогики, 0,75 ставки), доцент (специальный инструмент: кларнет,
0,85 ставки), доцент (спецкласс: гобой, 0,5 ставки);
4) кафедра медных духовых и ударных инструментов: доцент (специальный инструмент:
труба, 0,75 ставка);
5) кафедра народных инструментов: профессор (специальный инструмент: баян, 0,75 ставка),
профессор (специальный инструмент: домра, оркестровый класс, 1 ставка), старший
преподаватель (специальный инструмент: баян, ансамбль народных инструментов,
0,5 ставки), старший преподаватель (специальный инструмент: домра, 0,2 ставки);
6) кафедра сольного пения: профессор (сольное академическое пение, камерное пение,
0,7 ставки), доцент (сольное академическое пение, 1 ставка), доцент (сольное академическое
пение, вокальный ансамбль, 1 ставка), доцент (сольное академическое пение, 1 ставка);
7)
кафедра оперной подготовки, оркестрового и оперно-симфонического дирижирования:
профессор (оперный класс, оперная студия, сценическая речь, 0,5 ставки), старший преподаватель
(оркестровый класс, 0,5 ставки);
8) кафедра музыкального театра: старший преподаватель (сольное пение, вокальная подготовка,
0,8 ставки), старший преподаватель (сольное пение, 1 ставка), доцент (мастерство
актера, 0,5 ставки), старший преподаватель (мастерство актера, 0,5 ставки);
9) кафедра хорового дирижирования: профессор (дирижирование, 1 ставка);
10) кафедра музыкальной педагогики и исполнительства: преподаватель (дирижирование,
0,4 ставки);
11) кафедра композиции и инструментовки: доцент (инструментовка, аранжировка, полифония,
1 ставка);
12) кафедра теории музыки: старший преподаватель (гармония, методика преподавания гармонии,
современная нотография, 1 ставка), доцент (музыкальная психология, гармония,
сольфеджио, полифоническое сольфеджио, анализ музыкальных произведений, теория
музыкальных жанров, специальный класс: музыковедение, 1 ставка);
13) кафедра камерного ансамбля: старший преподаватель (камерный ансамбль, 0,2 ставки);
14) кафедра концертмейстерского мастерства: профессор (концертмейстерский класс,
0,8 ставки), профессор (концертмейстерский класс, 0,9 ставки);
15) кафедра фортепиано: старший преподаватель (фортепиано, 0,25 ставки);
16) кафедра иностранных языков: доцент (английский язык, 1 ставка);
17) кафедра музыкальной звукорежиссуры: доцент (музыкальная акустика, основы прикладной
математики, музыкальная информатика, основы математического анализа, 0,4 ставки).
Срок
подачи заявлений от соискателей — 1 месяц со дня публикации.
Контактный телефон /факс (831) 419-40-15
РЕКТОРАТ
79
Стр.79