МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ОРЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Монография
Красноярск
2014
Стр.1
2
Орлова, С.Н. Развитие творческого мышления личности: монография /
С.Н.Орлова. – Красноярск: СибГТУ, 2014. - 196 с.
В монографии раскрываются психологические факторы развития
творческого мышления личности: своевременная актуализация возрастной
сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления,
развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально
организованной когнитивной деятельности, психологическая поддержка
развития творческого мышления личности в постсензитивный период.
Данный материал адресуется специалистам в области психологии и
педагогики, студентам психолого-педагогических специальностей, учителям
средних школ, лицеев, гимназий, а также всем тем, кто интересуется
проблемой развития творческого мышления личности.
Рецензенты: В.С. Нургалеев, доктор психологических наук, профессор
(г.Москва); Н.Т. Селезнева, доктор психологических наук, профессор
(г.Красноярск).
С.Н. Орлова, 2014
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет, 2014
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Проблема творчества в философских и психологических
исследованиях
1.2 Творческое мышление как полинаучный феномен
1.3 Качественные характеристики творческого мышления личности
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Функциональный анализ развития творческого мышления личности
2.2 Онтогенетический анализ развития творческого мышления
личности
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
3.1 Своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к
проявлению качеств творческого мышления (первый фактор)
3.2 Развитие качеств творческого мышления личности в ходе
специально организованной когнитивной деятельности (второй фактор)
3.3 Психологическая поддержка развития творческого мышления
личности в постсензитивный период (третий фактор)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
4
7
8
29
54
73
74
86
106
108
124
146
167
169
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Темпы современного научно-технического прогресса ставят перед
личностью принципиально новую задачу - быстро и эффективно реагировать
на изменения окружающего мира. Данный подход отражает острую
потребность общества в специалистах, способных менять стереотипные
формы познания и действия, а не просто приспосабливаться к ним.
В настоящее время имеется ряд теорий, утверждающих, что тренировка
и поощрение творческой деятельности, начатые на ранних этапах
жизненного цикла, еще в дошкольном возрасте, и продолженные в
дальнейшем, способствуют разрешению ряда противоречий: между
потребностью личности в творческой самореализации и сформированной в
процессе жизнедеятельности логикой стереотипного мышления; между
возможностью реализации интуитивного начала личности и рациональным
характером ее деятельности; между индивидуальным характером творческой
деятельности личности и приоритетом коллективных форм взаимодействия
людей в процессе жизнедеятельности.
Следовательно, необходим системный анализ научного знания о
процессе развития творческого мышления личности, чему посвящена
настоящая монография.
В монографии выявлены, определены и обоснованы психологические
факторы развития творческого мышления личности: своевременная
актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств
творческого мышления; развитие качеств творческого мышления личности в
ходе специально организованной когнитивной деятельности;
психологическая поддержка развития творческого мышления личности в
постсензитивный период.
Стр.4
5
В ходе исследования разработана концепция развития творческого
мышления личности; рассмотрены особенности творческого мышления
личности как процесса и деятельности и выявлены его функции; определены
уровни развития творческого мышления личности; обоснованы
психологические факторы эффективного развития творческого мышления
личности; разработана программа развития творческого мышления личности
в ходе специально организованной когнитивной деятельности.
Методолого-теоретическую основу
монографии
составили
философские, психологические, педагогические концепции по проблеме
развития творческого мышления личности, демократические и
гуманистические принципы, идеи современной науки о творческой сущности
человека, о предпосылках творческого мышления, о детерминированности
развития личности социальными условиями и содержанием ее
жизнедеятельности.
В процессе исследования применялись следующие методы:
теоретический анализ философской, психологической, педагогической
литературы; изучение педагогического опыта по проблеме; организация
опытно-экспериментальной работы по специально разработанной программе,
в ходе которой использовались: опрос, наблюдение, беседа, анкетирование,
анализ работ субъектов, деловые игры, методы экспертных оценок и
самооценок, тестирование. Развитие творческого мышления личности в
процессе когнитивной деятельности изучалось с помощью опытноэкспериментальных
процедур Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Д.Л.Джонсона,
Е.И. Щеблановой и других.
В монографии получило дальнейшее развитие прогрессивное
направление междисциплинарного знания (общая психология, психология
личности, педагогическая психология, педагогика, философия) – психология
развития творческого мышления личности; разработана концепция развития
Стр.5
6
творческого мышления личности; выявлены, определены и обоснованы
факторы развития творческого мышления личности и условия их реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
раскрыто психологическое значение и дано определение понятий
«творческое мышление личности» и «развитие творческого мышления
личности» на основе проявления его (творческого мышления) качеств -
быстроты, гибкости, оригинальности и точности, а также сконструированы
модели творческого мышления личности в структуре когнитивной сферы
субъекта, развития творческого мышления личности, также проведен
функциональный и онтогенетический анализ процесса развития творческого
мышления личности.
Практическая значимость работы заключается во всестороннем анализе
и обосновании психологических факторов и условий развития творческого
мышления личности; содержащиеся в работе выводы, предложения и
рекомендации служат основанием для активизации и развития мышления;
разработана комплексная программа развития творческого мышления
личности на разных этапах онтогенеза; создана программа подготовки
психологов и педагогов для организации когнитивной деятельности по
развитию творческого мышления личности.
Позвольте выразить слова благодарности людям, без которых эта книга
не состоялась бы: моему научному руководителю доктору психологических
наук, профессору Нургалееву Владимиру Султановичу, моей семье, которая
поддерживает меня во всех начинаниях: маме Федоренко Алевтине
Ивановне, мужу Орлову Сергею Викторовичу, дочери Юлии.
Стр.6