Г.В. Ларионов ОрГанизациОннОе пОВедение В экОнОмике наукОемких прОизВОдстВ Учебное пособие (в схемах) Часть I М о с к в а 2013 УДК 338.45:658.3(075.8) ББК 65.305-646я73 Л25 Р ецен з ен т ы : Н.А. Горелов, д-р эконом. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. <...> Л25 Ларионов, Г.В. Организационное поведение в экономике наукоемких производств: учебное пособие (в схемах). <...> Дано понятие формы власти и личного влияния. <...> Необходим новый, научно-обоснованный подход, предполагающий новое видение управленческих отношений, поведения персонала и компании. <...> Его основой становится организационная психология управления, ориентированная на раскрытие человеческих ресурсов. <...> В предлагаемом учебном пособии сделана попытка описать основные компоненты организационного поведения: власть, лидерство, мотивация, разрешение конфликтов, оценка деловых и личностных качеств работников, коммуникация и деловое общение. <...> Основные ожидания индивида от работы: – содержание, смысл, значимость; – оригинальность и творческий характер; – увлекательность и интенсивность; – независимость, права 2 и власть; – ответственность и риск; – престижность и статусность; – безопасность и комфортность условий; – признания и поощрения; – заработная плата и премия; – социальные защищенность и блага; 5 – гарантия роста и развития; – отношения между членами организации. <...> Отрицательное: Влияние научно-технического прогресса: Положительное: – рост интенсивности труда; – улучшение санитарно-гигиенических условий; – рост монотонности труда; – снижение физических нагрузок работников; – нервно-психологические и информационные перегрузки. – рост уровня интеллектуализации труда. <...> Ключевыми точками, определяющими поведение работников в организации, являются: − цели, − модель, − структура, − культура, − коммуникации, 6 − мотивация, − оценка результатов труда и вознаграждения, − изменение в организации и управление нововведениями, − стиль руководства, − внешняя <...>
Организационное_поведение_в_экономике_наукоемких_производств_учебное_пособие_(в_схемах)_.pdf
Г.В. Ларионов
ОрГанизациОннОе
пОВедение
В экОнОмике
наукОемких
прОизВОдстВ
Учебное пособие (в схемах)
Часть I
М о с к в а
2013
Стр.1
УДК 338.45:658.3(075.8)
ББК 65.305-646я73
Л25
Р ецен з ен т ы :
Н.А. Горелов, д-р эконом. наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ.
О.Н. Мельников, д-р эконом. наук, профессор,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Л25
Ларионов, Г.В.
Организационное поведение в экономике наукоемких производств:
учебное пособие (в схемах). – М. : БИБЛИО-ГЛОБУС,
2013. – 104 с.
ISBN 978-5-906454-03-4
В учебном пособии рассматриваются вопросы организационного
поведения в современном производстве. Дано понятие формы власти и
личного влияния. Охарактеризованы стили и эффективность лидерства.
Раскрыты вопросы мотивации в организации, разрешения конфликтов,
оценки результатов труда, личных и деловых качеств работника.
Рассмотрены основные модели конкуренции. Дана оценка влияния
организационного поведения на эффективность делового общения.
В приложении представлены тесты, позволяющие оценить различные
стороны характера, деятельности работника наукоемких производств.
Издание
предназначено для студентов экономических специальностей
высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей, специалистов-практиков,
широкого круга читателей, интересующихся наукой
и практикой эффективного взаимодействия человека и организации.
УДК 338.45:658.3(075.8)
ББК 65.305-646я73
ISBN 978-5-906454-03-4
© Ларионов Г.В., 2013
© ООО Издательский дом
«БИБЛИО-ГЛОБУС», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I. Взаимодействие: организация – человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
II. Организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
III. Группа и команда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
IV. Полномочия и ответственность ......................... 29
V. Управленческие решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
VI. Личность и управление ................................ 40
VII. Власть и лидерство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
VIII. Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
IX. Конфликты. Стрессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
X. Социальное партнерство и оценка персонала .............. 71
XI. Качества, роли, методы работы менеджера . . . . . . . . . . . . . . 82
XII. Организационная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
XIII. Коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Заключение ............................................ 102
Стр.3