Titul _new.qxd 27.02.2014 17:24 Page 1 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. <...> Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № 7711337 от 05.12.01 Практический журнал для социальных работников и педагогов Главный редактор: Людмила Олиференко Зам. главного редактора: Изабелла Дементьева Зам. главного редактора: Алексей Кушнир Выпускающий редактор: Ирина Зотова Ответственный секретарь: Светлана Лячина Зав. производством: Любовь Кучмиёва Редактор: Нина Целищева Дизайн: Анна Ладанюк Вёрстка: Любовь Кучмиёва Технолог: Артём Цыганков Художники: Ольга Денисова, Алексей Ермилов Корректор: Татьяна Денисьева Адрес: 109341, г. Москва, ул. <...> 2 Телефон: (495) 3455900 Электронная почта: narob@yandex.ru narodnoe@ narodnoe.org www.narodnoe.org www.narobraz.ru © «Социальная педагогика», 2014 1/2014 социальная В состав редакционной коллегии журнала входят: С.В. Дармодехин, академик РАО, доктор социологических наук Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук И.Ф. Дементьева, доктор педагогических наук Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук А.М. Кушнир, кандидат психологических наук Д.В. Григорьев, кандидат педагогических наук В.В. Морозов, кандидат педагогических наук А.А. Остапенко, доктор педагогических наук А.С. Прутченков, доктор педагогических наук В.И. Слободчиков, доктор психологических наук В.В. Сериков, доктор педагогических наук В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук И.А. Зотова, выпускающий редактор Институт рецензирования журнала представлен группой экспертов: А.М. Кушнир, кандидат психологических наук А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук В.В. Морозов, кандидат педагогических наук В.И. Слободчиков, доктор психологических наук Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук А.С. Прутченков, доктор педагогических наук В.В. Сериков, доктор педагогических наук Ф <...>
Социальная_педагогика_№1_2014.pdf
Titul _new.qxd 27.02.2014 17:24 Page 1
Зарегистрирован Министерством Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой
информации
ПИ № 7711337 от 05.12.01
Практический журнал
для социальных работников
и педагогов
Главный редактор:
Людмила Олиференко
Зам. главного редактора:
Изабелла Дементьева
Зам. главного редактора:
Алексей Кушнир
Выпускающий редактор:
Ирина Зотова
Ответственный секретарь:
Светлана Лячина
Зав. производством:
Любовь Кучмиёва
Редактор: Нина Целищева
Дизайн: Анна Ладанюк
Вёрстка: Любовь Кучмиёва
Технолог: Артём Цыганков
Художники: Ольга Денисова,
Алексей Ермилов
Корректор: Татьяна Денисьева
Адрес: 109341, г. Москва,
ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Телефон: (495) 3455900
Электронная почта:
narob@yandex.ru
narodnoe@ narodnoe.org
www.narodnoe.org
www.narobraz.ru
© «Социальная педагогика», 2014
1/2014
социальная
В состав редакционной коллегии
журнала входят:
С.В. Дармодехин, академик РАО,
доктор социологических наук
Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук
И.Ф. Дементьева, доктор педагогических наук
Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
Д.В. Григорьев, кандидат педагогических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
А.А. Остапенко, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
И.А. Зотова, выпускающий редактор
Институт рецензирования журнала
представлен группой экспертов:
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук
Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
Ф.А. Мустаева, кандидат педагогических наук
педагогика
Стр.1
Titul _new.qxd 27.02.2014 17:24 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА
Cодержание:
Л.Я. Олиференко.
Развитие воспитательной ситуации в стране:
среднесрочный прогноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Исследование перспектив изменения воспитатель
ной ситуации в России, детерминированной инсти
тутами воспитания на основе поискового прогноза
до пяти лет — 2012–2016 годы.
ТЕхнология и практика
Е.А. Ямбург.
Взаимодействие со службой сопровождения
детей: дополнительные компетенции педагога . . . . 21
Модель сопровождения детей в условиях Центра об
разования. Содержание сопровождения с учётом
возраста и индивидуальных особенностей детей.
Классы компенсирующего обучения (ККО). Эффек
тивность и опыт введения в учебное расписание в
классах компенсирующего обучения специальных
уроков. Примеры уроков. Сопровождение как взаи
модоверительное взаимодействие. Рекомендации по
организации индивидуального психологопедагоги
ческого обследования в основной и старшей школе.
Опыт и рекомендации взаимодействия со старше
классниками. Образец заключения специалиста по
результатам психологопедагогической диагностики
по запросу. Работа с учениками «зоны риска». Зооте
рапия. Программа по иппотерапии.
Э.М. Александровская.
Основные виды деятельности социального
педагога в образовательном учреждении . . . . . . . . 29
Задачи, которые стоят перед социальным педагогом
в образовательном учреждении. Общие требования
к методикам работы. Социальное сопровождение и
организация комплексной социальнопсихологичес
кой помощи детям и подросткам.
Е.В. Самсонова, В.Л. Рыскина.
Инклюзивное образование: технологии
формирования у детей навыков социального
взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Технологии инклюзивного образования,
направленные на поддержку совместного обучения и
2
«Социальная педагогика» 1/2014
Стр.2
Titul _new.qxd 25.02.2014 16:59 Page 3
ТЕхнология и практика
воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья и нормально развивающихся детей.
Классификация технологий в соответствии с
решением задачи полноценного включения детей с
ОВЗ в группу и их успешной социализации.
Е.А. Байер, Е.В. Петрова, О.Ю. Латышев.
Детский дом: спортивное воспитание с
использованием информационных технологий . . . . 67
Средства информационных технологий как
поддержка процесса спортивного воспитания в
детском доме.
ЭКСПЕРИМЕНТ и
ИССЛЕДОВАНИе
О.В. Кучмаева.
Ценностные ориентации современной российской
молодёжи: особенности и перспективы . . . . . . . . . 73
Особенности системы жизненных ценностей
современной российской молодёжи. Результаты
российских и зарубежных исследований,
посвящённых трансформации системы ценностей
молодёжи. Мозаичная структура современной
молодёжи, изменение воспитательных стратегий и
системы ценностей молодых поколений в сторону
индивидуалистических ценностей.
ДОКУМЕНТЫ И
КОММЕНТАРИИ
Н.М. Ладнушкина.
Дисциплина учащихся в законодательных актах 85
Дисциплина в образовательном учреждении.
Законодательные акты, регулирующие поведение
учащихся. Проступок учащегося и педагогическое
воздействие. Роль образовательного учреждения в
вопросах дисциплинарной ответственности.
Проблемы и дискуссии
А.А. Остапенко
Цели и содержание современного школьного
образования — источник рисков взросления
подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Изменение целей и содержания современного
школьного образования. Школа как источник
рискогенных факторов, порождающих сбои в
нормальном взрослении подростков.
«Социальная педагогика» 1/2014
3
Стр.3
Titul _new.qxd 25.02.2014 16:59 Page 4
Проблемы и дискуссии Е.Ф. Куликова
Спецшкола — это шанс подростков обрести
новые жизненные ценности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Проблема реорганизации с изменением юридическо
го статуса специальных общеобразовательных школ
для детей с девиантным поведением (Москва).
Е.И. Николаева.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Детская обида: причины и последствия . . . . . . . . . 111
Рекомендации родителям, психологам и педагогам о
воспитании. Образцы поведения, направленные на
формирование здоровых и продуктивных отношений
детей и родителей.
Д.П. Барсков.
Уроки Калабалиных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
К 110летию со дня рождения Семёна Афанасьевича
Калабалина. Рассказ бывшего воспитанника о жизни
в Клеменовском детском доме, о выдающихся педаго
гах — Семёне Афанасьевиче и Галине Константинов
не Калабалиных.
ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ
В.В. Морозов.
Рецензия на книгу «Социокультурная реабилитация
детей и подростков с девиантным поведением в
образовательном пространстве. Практика работы
специальной общеобразовательной школы № 3
города Москвы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Формат 70 х 100/16. Печ. л. 8,0. Усл.п.л. 10,37. Печать офсетная.
Бумага офсетная. Тираж 2000 экз. Подписано в печать 26.02.2014 г. Заказ № 4225
Учредитель: Редакция «Народное образование»
Издатель: НИИ школьных технологий.
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 3455200.
Электронная почта: narob@yandex.ru
narodnoe@narodnoe.org
www.narodnoe.org
www.narobraz.ru
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий.
Тел.: (495) 9725962
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий».
Электронная почта: market@narodnoe.org
Стр.4
Istoriya i teoriya.qxd 25.02.2014 16:57 Page 125
PEDAGOGY AND POLICY
СОNTENTS
L. Oliferenko.
Development of educational situation in the country:
mediumterm outlook up . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Research of the prospects for changing educational situ
ation in Russia, determined by the educational institu
tions based search forecast to 5 years — 2012–2016.
TECHNOLOGY AND PRACTICE
E.Yamburg.
Interaction with service maintenance for children:
additional competence of teachers . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Support service for children in terms of Educational
Center. Feature of support service taking into account
age and individual habits of children. Compensatory
education classes (CEC). Effectiveness and experience
of special lessons introducing in learning schedule for
compensatory education classes. Examples of studies.
Support service as a selftrusted cooperation.
Recommendations for individual psychological and ped
agogical research in primary and senior school.
Experience and recommendations for senior students'
interaction. Sample of specialist conclusion on the
results of psychological and pedagogical diagnosis with
a demand. The work with pupils of «risk». Zootherapy.
Hippotherapy program.
E. Aleksandrovskaya.
General types of activity for social teacher
within educational institute . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
The tasks of social teacher in educational institution.
General requirements for work methodic. Social accom
paniment and organization complex social and psycholo
gy assistance for children and adults.
E. Samsonova, V. Ryskina.
Inclusive education: technology of forming social inter
action skills for children . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Technology of inclusive education to support joint edu
cation and training children with disabilities and normal
ly developing children. Technological classification in
accordance with decision the problem of full engaging
children with disabilities into group and their successful
socialization.
«Социальная педагогика» 1/2014
125
Стр.125
Istoriya i teoriya.qxd 25.02.2014 16:57 Page 126
СОNTENTS
TECHNOLOGY AND PRACTICE
E. Bayer, E. Petrova, O. Latyshev.
Children's home: sport education with
information technology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Information technology means as the supporting process
of sport education in children's home.
EXPERIMENT AND RESEARCH
O. Kuchmaeva.
Valuable orientation of modern Russian youth: features
and perspectives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
The features of life values system of modern youth.
Results of Russian and foreign investigations, devoted to
transformation of youth valuable system. Mosaic struc
ture of modern youth, changing the training strategy and
value system of youth towards individual values.
Problems and discussions
M. Ladnushkina.
Pupils 'discipline in legislative documents . . . . . . . . . 85
Discipline in educational institute. Legislative acts, regu
lating behavior of students. Students fault and pedagogi
cal effect. The role of educational institute in the prob
lems of discipline responsibility.
PROBLEMS AND DISCUSSIONS
A. Ostapenko.
Objectives and content of modern school education —
the source of teens maturing risks . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Changing the objective and content of modern school
education. A school as the source of risk factors interfer
ing with the normal maturing teenagers.
E. Kulikova. Special school it is the chance of teens to
get new vital values . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
The problem of reorganization with the change of the
legal status of special schools for children with behavioral
problems (Moscow).
History and Theory
E. Nikoilaeva.
Children's hurt: reasons and consequences . . . . . . . . 111
Advices for parents, psychologists and teachers about
education. Examples of behavior directing to create
healthy and productive relationship of children and
paents.
126
«Социальная педагогика» 1/2014
Стр.126
Istoriya i teoriya.qxd 25.02.2014 16:57 Page 127
СОNTENTS
History and Theory
D. Barskov.
The Kalabalins' lessons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
By the 110Birthday of Semen A. Kalabalin. The story of
former student about the life in Klemenov child home,
outstanding teachers — Semen and Galina Kalabalins.
Replies and reviews
V. Morozov.
Review of a book «Social and cultural rehabilitation of
children and teens with deviant behavior within educa
tional space». The practice of special secondary school
№ 3, Moscow . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
«Социальная педагогика» 1/2014
127
Стр.127