pedtehn_2_14_ º.qxd 01.07.2014 21:12 Page 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Т Е Х Н О Л О Г И И Профессиональный журнал для технологов образования: научных работников, преподавателей и аспиран тов педагогических образовательных учреждений, системы повышения квалификации, методистов и спе циалистов, а также учителей, повышающих свою квалификацию Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. <...> Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 7711412 от 17 декабря 2001 г. №2 2 0 1 4 Редакционная коллегия: М.Е. Бершадский, канд. пед. наук; Г.Г. Левитас, доктор пед. наук; А.В. Рафаева, канд. филол. наук; А.М. Кушнир, канд. психол. наук; Е.В. Шишмакова, канд. пед. наук; О.Н. Подколзина, канд. филол. наук Главный редактор Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук РЕДАКЦИЯ: Ответственный редактор Ольга Подколзина Отв. секретарь: Светлана Лячина Дизайн: Ольга Денисова Вёрстка: Александр Волхонский Корректор: Татьяна Денисьева Редакция: кафедра образовательной технологии АПКиППРО Учредитель и издатель: НИИ школьных технологий Издательская подготовка: Издательский дом «Народное образование» ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ В.В. <...> Традиционное воспитание девочек до 10–12 лет в адыгской этнопедагогике ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ Ю.А. <...> Преподавание математики с помощью LTA90 и поляроидного увеличителя для оверхедпроектора в средней школе и колледже В.А. Кожевникова. <...> Конструирование деятельностноценностных задач для уроков математики в общеобразовательной школе Н.В. Лялько. <...> Некоторые методические решения при работе в технологии ТОГИС © Кафедра образовательной технологии АПКиППРО, 2014 © НИИ школьных технологий, 2014 ИНТЕРАКТИВ Составлен паспорт компетенций профессионального коммуникатора 12 17 3 7 25 35 45 Н.В. Лялько. <...> Проект развития подготовки школьников в области информационных технологий в средней общеобразовательной школе №1474 Северного округа Москвы РЕСУРСЫ Деятельностно−ценностные <...>
Педагогические_технологии_№2_2014.pdf
pedtehn_2_14_ º.qxd 01.07.2014 21:12 Page 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Т Е Х Н О Л О Г И И
Профессиональный журнал для технологов образования: научных работников, преподавателей и аспиран
тов педагогических образовательных учреждений, системы повышения квалификации, методистов и спе
циалистов, а также учителей, повышающих свою квалификацию
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство
о регистрации средства массовой информации ПИ № 7711412 от 17 декабря 2001 г.
№2 2 0 1 4
Редакционная коллегия:
М.Е. Бершадский, канд. пед. наук;
Г.Г. Левитас, доктор пед. наук;
А.В. Рафаева, канд. филол. наук;
А.М. Кушнир, канд. психол. наук;
Е.В. Шишмакова, канд. пед. наук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор
Ольга Подколзина
Отв. секретарь: Светлана Лячина
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Александр Волхонский
Корректор: Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
В.В. Гузеев. Общее определение системы
В.П. Щербинина. Профессионализм
и творчество в педагогической деятельности
ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
И.Е. Курчаткина. Об управленческой команде
образовательного комплекса
Л.Х. Урусова. Традиционное воспитание
девочек до 10–12 лет в адыгской
этнопедагогике
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
Ю.А. Игнатьев. Преподавание математики
с помощью LTA90 и поляроидного увеличителя
для оверхедпроектора в средней школе и
колледже
В.А. Кожевникова. Конструирование
деятельностноценностных задач для уроков
математики в общеобразовательной школе
Н.В. Лялько. Некоторые методические решения
при работе в технологии ТОГИС
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2014
© НИИ школьных технологий, 2014
ИНТЕРАКТИВ
Составлен паспорт компетенций
профессионального коммуникатора
12
17
3
7
25
35
45
Н.В. Лялько. О ТОГИСпогружении в 9 классе 50
57
Стр.1
pedtehn_2_14_ º.qxd 01.07.2014 21:12 Page 2
Содержание
В.В. Гузеев, И.Е. Курчаткина. Проект
развития подготовки школьников
в области информационных технологий
в средней общеобразовательной
школе №1474 Северного округа
Москвы
РЕСУРСЫ
Деятельностно−ценностные
задачи
Д.В. Болонкина. Поведение участников
соревнований по спортивному
ориентированию
О.Б. Арыкова, Т.В. Ботина.
Интегрированная задача по
литературному переводу
А. Сазонтова. Роза у Бёрнса:
особенности перевода на
русский язык
В.В. Грига. Где достать селитру?
В.Е. Кука. Происхождение янтаря
65
70
75
83
86
Г.Г. Михайлова. Задача
о востребованных профессиях
в Германии
С.Ю. Морозова. Герои нового
времени
59
Л.В. Петлицына. Задача о лесных
пожарах
Т.Ю. Селихова. Задача о языке
запросов
О.А. Тальских. Задача
о происхождении слова «алгоритм»
и об алгоритме Евклида
89
91
96
101
106
М.Г. Черноперова. Задача о грибах 109
В.Е. Кука. Животныекосмонавты 112
С.Ю. Морозова. Русский
национальный характер
115
Л.В. Петлицына. Задача о хороших
манерах
АВТОРЫ НОМЕРА
К сведению потенциальных
авторов
137
142
143
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Ответственность за достоверность информации в публикуемых материалах несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел.: (495) 3455900, 3455901? 3455200. Email: narob@yandex.ru, narodnot@narodnoe.org
Продажа и подписка: ООО «НИИ школьных технологий». 109202, Москва, ш. Фрезер, д. 17,
оф. 1 (3й эт.) Тел./факс: (499) 2702065 (многоканальный).
Электронная почта: market@narodnoe.org
Стр.2
pedtehn_2_14_ º.qxd 01.07.2014 21:12 Page 3
Т Е О РИЯ ДЛ Я Т Е О Р Е ТИК О В
Общее определение системы
В.В. Гузеев
Я постоянно рассматриваю гуманитарные системы и в мою го
лову не приходило озаботиться, насколько корректно определено в
науке само базовое понятие «система»: мне, как и многим, на под
корковом уровне представлялось, что понятие, столь широко рас
пространённое и столь активно используемое, нормально опреде
лено и его определение не расходится (хотя бы в основном) с тем,
которое я неявно применяю. Но частное письмо Андрея Александ
ровича Остапенко с прямым вопросом по этому поводу заставило
меня задуматься. Анализ нескольких десятков определений поверг
меня в изумление — ни одно из них с моим не сошлось. Последую
щий текст и будет посвящён моему рабочему определению. К боль
шому сожалению для гуманитариев разговор о системах без ис
пользования коекаких азов математики непременно оказывается
профанацией. Постараюсь, тем не менее, приводить ко всей мате
матике внятные полубытовые примеры.
Итак, пусть имеется некоторое множество. Всякое множество,
кроме одного, состоит из элементов. Уникальное множество, в ко
тором нет никаких элементов, называется пустым. Таково, напри
мер, множество трёхметровых блондинок.
Если есть какоето множество людей, иногда бывает нужно рас
смотреть всевозможные пары этих людей. А иногда и тройки (неко
торые из них в определённые годы нашей истории бывали весьма
зловещи). Такие рассмотрения — очень важная процедура над мно
жествами. Она называется возведением множества в декартову
степень. В общем виде nной декартовой степенью множества
называется множество всевозможных наборов из n элементов
данного множества. В частности, множество всевозможных пар—
3
Стр.3