РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Учебное пособие Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» НОУ ВПО «МПСИ» 2012 УДК 364(075.8) ББК 65.272я73 С59 Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. <...> Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. <...> Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочими программами учебных дисциплин «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная геронтология», «Содержание и методы педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)». <...> Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа», а также аспирантов, преподавателей, научных работников, специалистов системы социальной защиты населения. <...> ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ . <...> Структура и содержание деятельности специалиста социальной работы по реабилитации граждан пожилого возраста . <...> Зарубежный и отечественный опыт реабилитации граждан пожилого возраста . <...> Учреждениями социальной защиты населения разрабатываются новые формы и методы улучшения качества социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом актуальных проблем их жизнедеятельности. <...> В России активно развивается инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых людей, одним из направлений деятельности которых является реабилитация. <...> Кроме того, осмысление проблемы реабилитации применительно к деятельности специалиста социальной работы внесло существенные коррективы в понимание таких понятий, как «объект», «предмет», «принципы», «структура <...>
Теория_и_практика_реабилитации_граждан_пожилого_возраста.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
РЕАБИЛИТАЦИИ
ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Учебное пособие
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
НОУ ВПО «МПСИ»
2012
Стр.1
УДК 364(075.8)
ББК 65.272я73
С59
Г л а в н ы й р е д а к т о р
д-р псих. н., проф., акад. РАО Д.И. Фельдштейн
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а
д-р псих. н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
Ш.А. Амонашвили; В.А. Болотов; А.А. Деркач; А.И. Донцов; И.В. Дубровина; В.П. Зинченко; В.Г. Костомаров;
Н.Н. Малофеев; В.Л. Матросов; Н.Д. Никандров; В.В. Рубцов; М.В. Рыжаков; Э.В. Сайко
Р ецензенты:
кафедра теории и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Кузбасская государственная
педагогическая академия» (заведующая кафедрой – д-р педагогических наук,
профессор Л.И. Кундозерова); д-р медицинских наук, профессор И.Л. Левина
С59
Соколова В.Ф.
Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста:
учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. – М. : ФЛИНТА :
НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 200 с.
ISBN 978-5-9765-1128-6 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-9770-0662-0 (НОУ ВПО «МПСИ»)
В пособии раскрываются теоретические и практические основы реабилитации
граждан пожилого возраста. На основе анализа зарубежного и отечественного
опыта реабилитации пожилых людей рассматриваются структура и
содержание данного направления профессиональной деятельности специалиста
социальной сферы. Изложены требования, предъявляемые к осуществлению
социальным работником деятельности по реабилитации граждан пожилого возраста
в современных социально-демографических условиях. Учебное пособие
составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования и рабочими программами учебных
дисциплин «Теория социальной работы», «Технология социальной работы»,
«Социальная геронтология», «Содержание и методы педагогической деятельности
в системе социальной работы (социальная педагогика)».
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
040101.65 «Социальная работа», а также аспирантов, преподавателей, научных
работников, специалистов системы социальной защиты населения.
УДК 364(075.8)
ББК 65.272я73
ISBN 978-5-9765-1128-6 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-9770-0662-0 (НОУ ВПО «МПСИ»)
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
© Соколова В.Ф., Берецкая Е.А.,
2012
2. ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ ............................................................................................ 24
2.1. Старение и его влияние на человека ........................................................ 24
2.2. Пожилой человек и общество ................................................................... 31
2.3 Личность человека в старости ................................................................... 36
2.4. Проблема социальной адаптации и социализации в старости .............. 42
3. РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ................................................................................. 50
3.1. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями: понятие,
сущность, основные принципы ............................................................... 50
3.2. Структура и содержание деятельности специалиста социальной
работы по реабилитации граждан пожилого возраста .......................... 57
3.3. Зарубежный и отечественный опыт реабилитации граждан
пожилого возраста ..................................................................................... 73
4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ...................................................... 83
4.1. Оккупациональная терапия ........................................................................ 83
4.2. Общественная деятельность граждан пожилого возраста ...................... 91
4.3. Группы само- и взаимопомощи ................................................................ 97
4.4. Клубная деятельность ............................................................................. 101
4.5. Университеты «третьего возраста» ........................................................ 105
5. СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СИСТЕМЕ
РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ .................................................... 116
5.1. Функции и роли социального работника в процессе реабилитации
пожилых людей ....................................................................................... 116
5.2. Требования к профессиональной компетентности и личностным
качествам социального работника, осуществляющего деятельность
по реабилитации граждан пожилого возраста ..................................... 120
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................................. 5
Введение ................................................................................................................... 9
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ................................... 11
1.1. Социально-демографическая структура современного общества ......... 11
1.2. Система социальной защиты пожилых людей в современном мире ..... 18
Стр.2
Ззаключение ......................................................................................................... 130
Библиография ....................................................................................................... 132
Приложение А. Словарь терминов .................................................................... 141
Приложение Б. Задания для самостоятельной работы .................................... 159
Приложение В. Социально-психологический тренинг «Учимся общаться
с пожилыми людьми» .................................................................................... 190
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях увеличения численности пожилых людей в социальнодемографической
структуре населения Российской Федерации забота о
пожилых и старых людях по праву признается одним из приоритетных
направлений государственной политики. Для нашей страны как никогда
актуальными становятся исследования в области жизнедеятельности
пожилых людей, осмысление их места и роли в обществе, определение
обязанностей и гарантий государства по отношению к данной категории
населения. Учреждениями социальной защиты населения разрабатываются
новые формы и методы улучшения качества социального обслуживания
граждан пожилого возраста с учетом актуальных проблем
их жизнедеятельности.
В России активно развивается инфраструктура учреждений социального
обслуживания пожилых людей, одним из направлений деятельности
которых является реабилитация. Долгое время считавшиеся
прерогативой учреждений здравоохранения, в современных условиях
теория и практика данного направления деятельности ознаменовались
осознанием роли социального работника как представителя особой,
интегрирующей профессии, который способен обеспечить объединение
различных аспектов реабилитации в процессе ее осуществления.
Кроме того, осмысление проблемы реабилитации применительно
к деятельности специалиста социальной работы внесло существенные
коррективы в понимание таких понятий, как «объект», «предмет»,
«принципы», «структура реабилитационной деятельности». Принципиально
важным условием для осуществления реабилитации граждан
пожилого возраста в современных условиях стала получившая широкое
распространение на Западе идея активизации личностного потенциала
пожилых людей, развития у них навыков само- и взаимопомощи,
создания условий для обеспечения их социальной адаптации и независимого
существования в обществе. Для пожилого человека, который в
силу возрастных психофизиологических изменений или социальных
трансформаций, вызванных выходом на пенсию, утратой привычного
5
Стр.3