Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474340)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Портретная и биографическая галерея словесности, художеств и искусств в России. I. Пушкин и Брюллов (Портреты — Соколова)

0   0
Первый авторБелинский Виссарион Григорьевич
Страниц3
ID2457
Кому рекомендованоРецензии и заметки
Белинский, В.Г. Портретная и биографическая галерея словесности, художеств и искусств в России. I. Пушкин и Брюллов (Портреты — Соколова) : Статья / В.Г. Белинский .— 1841 .— 3 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
Портретная_и_биографическая_галерея_словесности,_художеств_и_искусств_в_России._I._Пушкин_и_Брюллов_(Портреты_—_Соколова).pdf
В. Г. Белинский Портретная и биографическая галерея словесности, художеств и искусств в России. I. Пушкин и Брюллов (Портреты -- Соколова) Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841. Подготовка текста В. Э. Бограда. М., "Художественная литература", 1976 OCR Бычков М. Н. ПОРТРЕТНАЯ И БИОГРАФИЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ СЛОВЕСНОСТИ, ХУДОЖЕСТВ И ИСКУССТВ В РОССИИ. I. Пушкин и Брюллов. (Портреты -- Соколова). Санкт-Петербург. В типографии Карла Крайя. 1841. В 4-ю д. л. 14 и 10 стр. В декабре месяце прошедшего года вышла в Петербурге огромная программа, всех удивившая, многих насмешившая, а некоторых и оскорбившая. Программа эта гласила, что-де будет издаваться "Портретная галерея" всех великих людей земли русский, с их жизнеописаниями. Дело доброе! -- сказали мы, думая увидеть портреты Петра Великого и его сподвижников -- Меншикова, Миниха, Остермана и др.; Екатерины Великой, Румянцева, Суворова, Потемкина, Ломоносова, Державина, Фонвизина и прочих знаменитых и замечательных лиц ее царствования; из новейших -- Озерова, Батюшкова (которого можно считать как бы умершим) 1, Веневитинова, Дельвига и, наконец, Пушкина; -- но каково же было наше удивление, когда мы заметили, что, во-первых, в программе помещены имена большею частию живых лиц, которых биографии странно было бы читать, и, во-вторых, что многие из великостей и знаменитостей напоминают собою стихи Крылова; Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!2 Удивительно ли после этого, что многие были оскорблены внесением их имен в забавную программу,-- потому ли, что не считали себя великими людьми, или потому, что находили для себя как-то странным красоваться в ряду некоторых "великих людей"!.. Но вот наконец вышла первая тетрадь с портретами и биографиями Пушкина и Брюллова {Портрет Пушкина недурен, но портрет Брюллова и не похож и плохо сделан. -- Замечательно, что даже в заглавии статьи, вместо Пушкина, является крупными литерами П_у_т_к_и_н!..}. Взглянем на нее. Во-первых, что за странное заглавие: "Портретная и биографическая галерея словесности, наук, художеств и искусств в России"? Есть ли тут смысл и выражает ли это содержание тетради? Нисколько!-Потом, что такое -- художества и искусства? Неужели это не одно и то же, а два разные предмета?.. Или, может быть, чем больше слов в заглавии, хотя бы и наудачу поставленных, тем эффектнее действует это заглавие на добродушие того круга публики, для которого выдумана эта спекуляция?.. Но содержание еще лучше заглавия. Не говорим уже о том, что тут видны следы руки, которая гальванически хваталась за перо, когда автора пронизывало вдохновение (не называйте наших слов галиматьею: это слог "биографий Пушкина и Брюллова"),-- но посмотрите, бога ради, что это такое: "В ответ на выходки парижских журналов, Пушкин отгрянул патриотическим стихотворением "Клеветникам России", в котором каждый стих был скован (!) из любви к родине и из народной гордости; тут же вспомнил он бородинскую годовщину и справил ей тризну в стихотворении под тем же именем; потом сшутил несколькими русскими сказками", и пр. (стр. 12) 3. Или еще вот это место: говоря о том, что Брюллов, будучи ребенком, беспрестанно срисовывал на аспидной доске попадавшиеся ему на глаза предметы и, беспрестанно стирая и перерисовывая одну и ту же вещь, приобрел верность взгляда и руки,-автор биографии говорит: "Не мудреного, после этого, что линия правды в рисунке так чисто звенит теперь перед художником..." Скажите, пожалуйста, что это такое? Невинная шутка над читателями или насмешка над именами людей, не заслуживших, кажется, насмешек?.. Но это еще не главное: это только смешно, а есть странности еще удивительнее. Биография гласит:
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически