Цели изучения темы Знать сущность, цели, средства, методы социологических исследований Иметь представление об отличиях социального и социологического исследований Уметь определять вид социологического исследования в зависимости от поставленной цели и выдвинутых задач исследования Владеть ключевыми понятиями: социальное исследование, социологическое исследование, методы социологического исследования 1.2. <...> Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного заполнения респондентов, в личном интервью, чтобы в процессе живого общения с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения. c. <...> Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем, чтобы использовать последние в окончательном варианте. d. <...> Описательное и аналитическое исследования Описательное и аналитическое исследования более сложные типы научного поиска, чем разведывательное и пилотажное. <...> Описательное исследование, опираясь на репрезентативные сведения, надежные данные, обстоятельно описывает структуру, динамику какоголибо явления. <...> Уровни сложности исследования Аналитическое исследование Описательное исследование Разведывательное исследование Степень распространенности Рисунок 1 Типология социологических исследований по уровню сложности и степени распространенности 1.6. <...> Лонгитюд предполагает длительное изучение одной совокупности лиц. <...> Оперативное исследование Оперативное исследование – исследование, проводимое с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной научной программе. <...> Особенности оперативного исследования: 1) Направленность на практические задачи, принятие оперативного решения. <...> Оперативное исследование – перспективный и наиболее подходящий метод изучения общественного мнения. <...> Так же как и выборочная совокупность, единичный случай должен быть сопоставим с генеральной совокупностью <...>
Социологическое_исследование.pdf
Н.Ф. Яковлева
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 316
ББК 60.5я73
Я47
Яковлева Н.Ф.
Я47
Социологическое исследование [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 3-е изд., стер.
– М. :ФЛИНТА, 2019. - 250с.
ISBN 978-5-9765-1899-5
В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать
будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевыхнаправлений социологии.
Рассмотрены виды и методы социологических исследований, теория и методология
выборки, особенности анализа эмпирических данных.
Учебное пособие снабжено практикумами и тестами для самоконтроля для каждой
темы, а также словарем терминов.
Рекомендуется
в
качестве
учебного пособия студентам,
социологическихфакультетов, а также преподавателям.
УДК 376.1(075.8)
ББК 74.20051
аспирантам
ISBN 978-5-9765-1899-5
©Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. «Виды и методы социологических исследований» ......................................................3
1.1.Цели изучения темы ................................................................................................................3
1.2. Методические рекомендации по изучению темы................................................................3
1.3.Социальное и социологическое исследования .....................................................................3
1.4. Пробное (поисковое, разведывательное) и пилотажное исследования.............................5
1.5. Описательное и аналитическое исследования .....................................................................8
1.6. Сплошное и выборочное исследования................................................................................8
1.7. Повторные исследования .......................................................................................................9
1.8. Мониторинг ...........................................................................................................................11
1.9. Полевое исследование ..........................................................................................................13
1.10. Оперативное исследование ................................................................................................14
1.11. Анализ случая (Case study) ................................................................................................15
1.12. Опросные и неопросные методы исследования ..............................................................16
Выводы по Теме I «Виды социологического исследования»..................................................18
Практикум к теме 1. «Виды социологического исследования» ..............................................21
Тест для самоконтроля по теме 1 ...............................................................................................21
Тема ІІ. Теория и методология выборки ...................................................................................23
2.1. Цели изучения темы .............................................................................................................23
2.2. Методические рекомендации по изучению темы..............................................................24
2.3. Основные понятия и сущность выборочного метода .......................................................24
2.4.Типы и методы выборки .......................................................................................................27
2.5. Многоступенчатая выборка .................................................................................................39
Выводы по теме ІІ «Теория и методология выборки» .............................................................41
Практикум к теме ІІ. ....................................................................................................................44
Тест для самоконтроля по теме ІІ ..............................................................................................44
Тема ІІІ. Программа социологического исследования ............................................................46
3.1. Цели изучения темы .............................................................................................................46
3.2. Методические рекоменда.....................................................................................................46
3.3. Общее представление о программе социологического исследования ............................46
3.4.Формулировка и обоснование проблемы исследования....................................................48
3.5.Цели и задачи исследования .................................................................................................52
3.6.Определение объекта и предмета исследования ................................................................54
3.7.Выдвижение гипотезы...........................................................................................................56
3.8. Логический анализ основных понятий ...............................................................................57
3.9. Обоснование и выбор методов сбора эмпирических данных .........................................59
3.10. Обработка и интерпретация полученных данных. .........................................................62
3.11.Выводы и подготовка научного отчета .............................................................................64
Выводы .........................................................................................................................................67
Практикум к теме ІІІ....................................................................................................................69
Тест для самоконтроля по теме ІІІ. ............................................................................................70
Тема ІY. Анализ эмпирических данных ....................................................................................71
4.1.Цели изучения темы .............................................................................................................71
4.2. Методические рекомендации по изучению темы..............................................................72
4.3. Общие принципы анализа данных ......................................................................................72
4.4. Анализ одномерных распределений. ..................................................................................76
4.5. Анализ двумерных распределений .....................................................................................89
Выводы по теме ІY. .....................................................................................................................96
Практикум к теме ІY. ..................................................................................................................99
Тест для самоконтроля по теме ІY ...........................................................................................101
248
Стр.248
Тема Y. Социологическая анкета . ............................................................................................103
5.1. Цели изучения темы . ..........................................................................................................103
5.2. Методические рекомендации по изучению темы............................................................103
5.3. Виды и типы анкетных вопросов . .....................................................................................103
5.4. Композиция анкеты . ...........................................................................................................118
5.5.Формулировка вопросов . ....................................................................................................124
5.6. Ошибки анкетера и контроль поля . ..................................................................................128
Выводы по теме Y. .....................................................................................................................131
Практикум к теме Y. ..................................................................................................................135
Тест для самоконтроля по теме Y . ...........................................................................................135
Тема YІ. Опросные методы социологического исследования ..............................................136
6.1.Цели изучения темы . ...........................................................................................................136
6.2.Методические рекомендации по изучению темы.............................................................136
6.3.Виды и типы интервью . ......................................................................................................136
6.4.Формализованное интервью. . .............................................................................................140
6.5.Свободное интервью. . .........................................................................................................143
6.6. Метод беседы. . ....................................................................................................................144
6.7. Фокус-группа. . ....................................................................................................................146
6.8. Телефонное интервью. . ......................................................................................................148
Выводы по теме YІ . ...................................................................................................................154
Практикум к теме YІ . ................................................................................................................157
Тест для самоконтроля по теме YІ . ..........................................................................................157
Тема YІІ. Маркетинговое исследование. .................................................................................159
7.1.Цели изучения темы . ...........................................................................................................159
7.2. Методические рекомендации по изучению темы............................................................159
7.3.Цели и задачи маркетингового исследования...................................................................159
7.4.Методические и технические приемы исследования.......................................................166
Выводы по теме YІІІ. .................................................................................................................182
Тест для самоконтроля по теме YІІ . ........................................................................................185
Тема YІІІ Неопросные методы . ...............................................................................................186
8.1.Цели изучения темы . ...........................................................................................................186
8.2.Методические рекомендации по изучению темы.............................................................186
8.3. Наблюдение в социальных науках . ...................................................................................186
8.4. Анализ документов . ............................................................................................................205
8.5. Научный эксперимент . .......................................................................................................213
Формирование групп в эксперименте . ................................................................................217
Выводы по теме YІІІ. .................................................................................................................227
Практикум к теме YІІІ. .............................................................................................................227
Тест для самоконтроля по теме YІІІ . .......................................................................................227
Словарь терминов . .....................................................................................................................227
Список литературы . ...................................................................................................................245
Стр.249