И. В. Васильева Психодиагностика Учебное пособие •ФЛИНТА• И. В. ВАСИЛЬЕВА ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 159.9.018(075.8) ББК Ю949я73 В 191 И. В. Васильева. <...> ISBN 978-5-9765-1711-0 «Психодиагностика» — одна из базовых дисциплин в подготовке психолога. <...> Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных технологий, по специальности «Психология» и «Социально-культурный сервис и туризм». <...> Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик . <...> Методики диагностики межличностных параметров в группе . <...> 244 Вопросы для подготовки к зачету студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» . <...> 250 4 ПредиСЛоВие Психологическая диагностика, наряду с психокоррекцией и психологическим просвещением, является одним из основных направлений в деятельности психолога. <...> Методы психодиагностики относятся к методам обследования и исследования. <...> Прежде чем приступить к преобразованию психической реальности, необходимо ее понять — именно этим и занимается психологическая диагностика. <...> Для понимания психической реальности в рамках психодиагностики разработаны специальные процедуры создания и использования психодиагностического инструментария. <...> 5 МеТодиЧеСКие МаТериаЛЫ раБоЧаЯ ПроГраММа диСЦиПЛинЫ Пояснительная заПиска Курс «Психодиагностика» рассчитан на студентов Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета 3 курса специальности «Психология» и специальности «Социально-культурный сервис и туризм». <...> Цель курса — формирование умений по созданию и использованию психодиагностического инструментария. <...> В результате углубленного изучения курса студенты должны знать: цию; • существующие методы психодиагностики и их классифика• конкретные психодиагностические методики, их возможности и ограничения <...> 
								
							
							
								
								
									
										Психодиагностика_(1).pdf
										
                                            
                                            		
								                        
И. В. ВАСИЛЬЕВА
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебное пособие 
2-е издание, стереотипное 
Москва 
Издательство «ФЛИНТА» 
2013 
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
УДК 159.9.018(075.8) 
ББК Þ949ÿ73 
В 191 
И. В. Васильева. ПСИХОДИАГНОСТИКА [Электронный ресурс]: 
учебное пособие / И. В. Васильева. — 2-е изд., стер. — М. :ФЛИНТА, 
2013. — 252 с. 
ISBN 978-5-9765-1711-0 
«Психодиагностика» — одна из базовых дисциплин в подготовке 
психолога. В рамках курса студенты получают знания и умения в 
области разработки средств психологической диагностики, использования 
инструментария профессиональной психологической диагностики, 
подготовки психологических отчетов о проделанной работе. Учебное 
пособие предназначено для студентов всех форм обучения, в том числе 
заочной с применением дистанционных технологий, по специальности 
«Психология» и «Социально-культурный сервис и туризм». 
Учебное пособие одобрено на заседании кафедры общей и социальной 
психологии. 
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института 
психологии, педагогики, социального управления. 
Рецензенты: А. В. Осинцева, кандидат психологических наук, старший 
преподаватель кафедры криминологии, психологии, педагогики 
ТЮИ МВД РФ 
Е. Л. Доценко, доктор психологических наук, профессор, 
заведующий кафедрой общей и социальной психологии 
ТюмГУ 
Ответственный 
за выпуск: А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического 
обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ 
ISBN 978-5-9765-1711-0 
© Издательство «ФЛИНТА», 2013 
© И. В. Васильева, 2013 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание 
ПРЕДИСЛОВИЕ . ............................................................................................................... 5 
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .............................................................................. 6 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ . ......................................................... 6 
Пояснительная записка . .......................................................................................... 6 
Содержание дисциплины . ....................................................................................... 8 
Формы контроля .................................................................................................... 9 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА . ... 12 
Календарно-тематический план работы . ....................................................... 12 
Методические рекомендации по отдельным видам 
самостоятельной работы ......................................................................................... 15 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ . ..........................................................................20 
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА . ....................................................20 
Глава 1. Исторические корни и современные тенденции 
развития психодиагностики . ..................................................................................20 
§ 1. Истоки психодиагностики . ............................................................................20 
§ 2. Возникновение тестирования . .....................................................................25 
§ 3. Возникновение опросников и проективных методик. .........................33 
§ 4. Развитие отечественной психодиагностики . ..........................................35 
§ 5. Современные тенденции развития психодиагностики . ......................42 
Глава 2. Предмет и методы психодиагностики ..............................................44 
§ 1. Предмет психодиагностики . .........................................................................44 
§ 2. Методы психодиагностики . ..........................................................................47 
Вопросы для самопроверки . ..................................................................................59 
Резюме . .......................................................................................................................59 
РАЗДЕЛ II. ТЕСТОВАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА .............................................60 
Глава 3. Конструирование теста . ........................................................................60 
§ 1. Построение первичной формы теста . ...................................................60 
§ 2. Первичный анализ тестовых заданий .................................................63 
§ 3. Проверка надежности теста . ..................................................................65 
§ 4. Стандартизация теста . ..............................................................................68 
§ 5. Валидность теста . .......................................................................................74 
§ 6. Нормы профессиональной этики для разработчиков 
и пользователей психодиагностических методик .....................................82 
Вопросы для самопроверки . ..................................................................................95 
Резюме . .......................................................................................................................96 
3 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА .............................................97 
Глава 4. Методики диагностики когнитивной сферы ..................................97 
§ 1. Методики изучения внимания и памяти ............................................97 
§ 2. Методики изучения особенностей мышления . ..............................103 
§ 3. Методики изучения интеллекта . .........................................................106 
§ 4. Методики изучения способностей . .....................................................115 
§ 5. Тесты достижений .....................................................................................117 
§ 6. Методики изучения представлений . ..................................................119 
Глава 5. Методики диагностики психических состояний 
и свойств личности . ...............................................................................................123 
§ 1. Методики изучения психических состояний . .................................123 
§ 2. Методики изучения свойств личности . ............................................130 
Глава 6. Методики диагностики межличностных 
параметров в группе . .............................................................................................177 
§ 1. Методики диагностики межличностных отношений . ...................177 
§ 2. Методики изучения стиля руководства коллективом . ................199 
§ 3. Методики изучения психологической совместимости и срабатываемости 
. ...............................................................................................................201 
Глава 7. Психосемантические методы диагностики личности . .............206 
Глава 8. Методики диагностики в целях профотбора 
и профориентации . .................................................................................................214 
§ 1. Диагностика в целях профориентации . .............................................214 
§ 2. Диагностика в целях профессионального 
психологического отбора. ................................................................................216 
Вопросы для самопроверки . ................................................................................219 
Резюме ......................................................................................................................220 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................................222 
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ....................................................................................223 
Тесты для самоконтроля ......................................................................................223 
Ключи к тестам для самоконтроля . ................................................................243 
Вопросы для подготовки к экзамену студентов 
специальности «Психология» .............................................................................244 
Вопросы для подготовки к зачету студентов специальности 
«Социально-культурный сервис и туризм» . .................................................245 
ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................246 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................................................................250 
4 
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ПредиСЛоВие
Психологическая диагностика, наряду с психокоррекцией и психологическим
просвещением, является одним из основных направлений
в деятельности психолога. Методы психодиагностики относятся
к методам обследования и исследования. Прежде чем приступить к
преобразованию психической реальности, необходимо ее понять —
именно этим и занимается психологическая диагностика. Для понимания
психической реальности в рамках психодиагностики разработаны
специальные процедуры создания и использования психодиагностического
инструментария. К настоящему времени наработана большая
база различных методик и тестов. Знакомство с накопленным в науке
опытом создания и использования методик и тестов является
целью курса «Психодиагностика».
5
								                        
									                        Стр.5