И. В. Васильева Психодиагностика Учебное пособие •ФЛИНТА• И. В. ВАСИЛЬЕВА ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 159.9.018(075.8) ББК Ю949я73 В 191 И. В. Васильева. <...> ISBN 978-5-9765-1711-0 «Психодиагностика» — одна из базовых дисциплин в подготовке психолога. <...> Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных технологий, по специальности «Психология» и «Социально-культурный сервис и туризм». <...> Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик . <...> Методики диагностики межличностных параметров в группе . <...> 244 Вопросы для подготовки к зачету студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» . <...> 250 4 ПредиСЛоВие Психологическая диагностика, наряду с психокоррекцией и психологическим просвещением, является одним из основных направлений в деятельности психолога. <...> Методы психодиагностики относятся к методам обследования и исследования. <...> Прежде чем приступить к преобразованию психической реальности, необходимо ее понять — именно этим и занимается психологическая диагностика. <...> Для понимания психической реальности в рамках психодиагностики разработаны специальные процедуры создания и использования психодиагностического инструментария. <...> 5 МеТодиЧеСКие МаТериаЛЫ раБоЧаЯ ПроГраММа диСЦиПЛинЫ Пояснительная заПиска Курс «Психодиагностика» рассчитан на студентов Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета 3 курса специальности «Психология» и специальности «Социально-культурный сервис и туризм». <...> Цель курса — формирование умений по созданию и использованию психодиагностического инструментария. <...> В результате углубленного изучения курса студенты должны знать: цию; • существующие методы психодиагностики и их классифика• конкретные психодиагностические методики, их возможности и ограничения <...>
Психодиагностика_(1).pdf
И. В. ВАСИЛЬЕВА
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 159.9.018(075.8)
ББК Þ949ÿ73
В 191
И. В. Васильева. ПСИХОДИАГНОСТИКА [Электронный ресурс]:
учебное пособие / И. В. Васильева. — 2-е изд., стер. — М. :ФЛИНТА,
2013. — 252 с.
ISBN 978-5-9765-1711-0
«Психодиагностика» — одна из базовых дисциплин в подготовке
психолога. В рамках курса студенты получают знания и умения в
области разработки средств психологической диагностики, использования
инструментария профессиональной психологической диагностики,
подготовки психологических отчетов о проделанной работе. Учебное
пособие предназначено для студентов всех форм обучения, в том числе
заочной с применением дистанционных технологий, по специальности
«Психология» и «Социально-культурный сервис и туризм».
Учебное пособие одобрено на заседании кафедры общей и социальной
психологии.
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института
психологии, педагогики, социального управления.
Рецензенты: А. В. Осинцева, кандидат психологических наук, старший
преподаватель кафедры криминологии, психологии, педагогики
ТЮИ МВД РФ
Е. Л. Доценко, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой общей и социальной психологии
ТюмГУ
Ответственный
за выпуск: А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического
обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ
ISBN 978-5-9765-1711-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
© И. В. Васильева, 2013
Стр.2
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ . ............................................................................................................... 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .............................................................................. 6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ . ......................................................... 6
Пояснительная записка . .......................................................................................... 6
Содержание дисциплины . ....................................................................................... 8
Формы контроля .................................................................................................... 9
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА . ... 12
Календарно-тематический план работы . ....................................................... 12
Методические рекомендации по отдельным видам
самостоятельной работы ......................................................................................... 15
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ . ..........................................................................20
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА . ....................................................20
Глава 1. Исторические корни и современные тенденции
развития психодиагностики . ..................................................................................20
§ 1. Истоки психодиагностики . ............................................................................20
§ 2. Возникновение тестирования . .....................................................................25
§ 3. Возникновение опросников и проективных методик. .........................33
§ 4. Развитие отечественной психодиагностики . ..........................................35
§ 5. Современные тенденции развития психодиагностики . ......................42
Глава 2. Предмет и методы психодиагностики ..............................................44
§ 1. Предмет психодиагностики . .........................................................................44
§ 2. Методы психодиагностики . ..........................................................................47
Вопросы для самопроверки . ..................................................................................59
Резюме . .......................................................................................................................59
РАЗДЕЛ II. ТЕСТОВАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА .............................................60
Глава 3. Конструирование теста . ........................................................................60
§ 1. Построение первичной формы теста . ...................................................60
§ 2. Первичный анализ тестовых заданий .................................................63
§ 3. Проверка надежности теста . ..................................................................65
§ 4. Стандартизация теста . ..............................................................................68
§ 5. Валидность теста . .......................................................................................74
§ 6. Нормы профессиональной этики для разработчиков
и пользователей психодиагностических методик .....................................82
Вопросы для самопроверки . ..................................................................................95
Резюме . .......................................................................................................................96
3
Стр.3
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА .............................................97
Глава 4. Методики диагностики когнитивной сферы ..................................97
§ 1. Методики изучения внимания и памяти ............................................97
§ 2. Методики изучения особенностей мышления . ..............................103
§ 3. Методики изучения интеллекта . .........................................................106
§ 4. Методики изучения способностей . .....................................................115
§ 5. Тесты достижений .....................................................................................117
§ 6. Методики изучения представлений . ..................................................119
Глава 5. Методики диагностики психических состояний
и свойств личности . ...............................................................................................123
§ 1. Методики изучения психических состояний . .................................123
§ 2. Методики изучения свойств личности . ............................................130
Глава 6. Методики диагностики межличностных
параметров в группе . .............................................................................................177
§ 1. Методики диагностики межличностных отношений . ...................177
§ 2. Методики изучения стиля руководства коллективом . ................199
§ 3. Методики изучения психологической совместимости и срабатываемости
. ...............................................................................................................201
Глава 7. Психосемантические методы диагностики личности . .............206
Глава 8. Методики диагностики в целях профотбора
и профориентации . .................................................................................................214
§ 1. Диагностика в целях профориентации . .............................................214
§ 2. Диагностика в целях профессионального
психологического отбора. ................................................................................216
Вопросы для самопроверки . ................................................................................219
Резюме ......................................................................................................................220
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................................222
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ....................................................................................223
Тесты для самоконтроля ......................................................................................223
Ключи к тестам для самоконтроля . ................................................................243
Вопросы для подготовки к экзамену студентов
специальности «Психология» .............................................................................244
Вопросы для подготовки к зачету студентов специальности
«Социально-культурный сервис и туризм» . .................................................245
ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................246
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................................................................250
4
Стр.4
ПредиСЛоВие
Психологическая диагностика, наряду с психокоррекцией и психологическим
просвещением, является одним из основных направлений
в деятельности психолога. Методы психодиагностики относятся
к методам обследования и исследования. Прежде чем приступить к
преобразованию психической реальности, необходимо ее понять —
именно этим и занимается психологическая диагностика. Для понимания
психической реальности в рамках психодиагностики разработаны
специальные процедуры создания и использования психодиагностического
инструментария. К настоящему времени наработана большая
база различных методик и тестов. Знакомство с накопленным в науке
опытом создания и использования методик и тестов является
целью курса «Психодиагностика».
5
Стр.5