С.В. Юртаев ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие •ФЛИНТА• С. В. Юртаев ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708 (031200) – педагогика и методика начального образования Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 Юртаев С. В. <...> Ю82 Рецензенты: Львов М. Р., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», член-корреспондент РАО; Рыбина О. И., кандидат педагогических наук, директор Орского филиала Столичного гуманитарного института Ю 82 Юртаев С. В. <...> Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С. В. Юртаев. <...> К тому же создается иерархия смысловых связей. <...> Согласно точке зрения А. А. Леонтьева, порождение речи сопровождается ориентировкой в речевой ситуации, планированием, реализацией и контролем. <...> В соответствии с теорией, описанной в работе А. А. Леонтьева «Основы психолингвистики», порождение речи состоит из двух этапов: внутреннего программирования и грамматико-семантической реализации. <...> По словам С. Г. Ильенко, синтаксис текста 17 Юртаев С. В. имеет право на существование уже потому, что синтаксическая единица сложное синтаксическое целое имеет место в системе речи. <...> Следовательно, язык есть структурно-системное образование, знаковая, функционирующая в речи система, среди уровней которой находятся семантические единицы, имеющие означаемую сторону и формальное проявление, обладающее определенным местом и назначением, находятся синтаксические единицы, получаемые в результате установления синтаксических связей и выделяемые с учетом формальных показателей. <...> 20 Основы совершенствования <...>
Основы_совершенствования_речевой_деятельности_младших_школьников.pdf
Министерство образования и науки
российской Федерации
Фгбоу впо «оренбургский государственный
университет»
орский гуМанитарно-технологический институт
С.В. Юртаев
ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
учебное пособие
5-е издание, исправленное
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708
(031200) — педагогика и методика
начального образования
Москва
издательство «Флинта»
2019
1
Стр.1
удк 372.881.161.1(075.8)
ббк 74.268.1рус
Ю82
р е ц е н з е н т ы:
заслуженный деятель науки российской Федерации, д-р пед. наук,
проф. гоу впо «Московский педагогический государственный
университет», член-корр. рао Львов М.Р.;
канд. пед. наук, директор орского филиала
столичного гуманитарного института Рыбина О.И.
Юртаев С.В.
Ю 82 основы совершенствования речевой деятельности младших
школьников [Электронный ресурс] : учеб. пособие / с.в. Юртаев.
— 5-е изд., испр. — М. : Флинта, 2019. — 317 с.
ISBN 978-5-9765-1659-5
в учебном пособии изложены разные точки зрения на процесс
порождения речи, структуру текста; описано становление категорий
текста повествовательного типа в письменной речи учащихся. помимо
этого раскрыты теоретические положения методической работы
по развитию речи младших школьников.
Материалы пособия могут быть использованы при изучении
курса методики обучения русскому языку, а также окажут помощь в
учебно-исследовательской работе студентам гуманитарных вузов.
удк 372.881.161.1(075.8)
ббк 74.268.1рус
ISBN 978-5-9765-1659-5
2
© Юртаев с.в., 2014
© издательство «Флинта», 2014
Стр.2
оглавление
предисловие ............................................................................................................ 5
ГЛАВА 1. Общие сведения о процессе порождения речи ........................... 9
1.1. процесс порождения речи с точки зрения теории
деятельности ........................................................................................................... 9
1.2. речь как языковое явление ......................................................................20
Вопросы и задания .......................................................................................................25
Литература ..................................................................................................................29
ГЛАВА 2. Функционально-смысловые типы речи: повествование,
описание, рассуждение ....................................................................................31
Вопросы и задания .......................................................................................................37
Литература ..................................................................................................................43
ГЛАВА 3. Теория текста ..........................................................................................44
3.1. определение понятия «текст» ................................................................44
3.2. категории текста ..........................................................................................48
3.3. средства связи предложений ..................................................................53
3.4. виды связи предложений .........................................................................59
3.5. единицы текста ............................................................................................62
3.6. структура учебного текста .......................................................................67
Вопросы и задания .......................................................................................................75
Литература ..................................................................................................................89
ГЛАВА 4. Становление признаков повествовательного текста
в письменной речи учащихся зоны ближайшего развития ................92
4.1. информативность текста ..........................................................................92
4.2. цельность текста .......................................................................................104
4.3. связность текста ........................................................................................110
4.4. членимость текста ....................................................................................117
4.5. грамматическое проявление логических ошибок ..........................126
Вопросы и задания .....................................................................................................135
Литература ................................................................................................................141
ГЛАВА 5. Конструирование повествовательного текста
учащимися ...........................................................................................................144
Вопросы и задания .....................................................................................................149
Литература ................................................................................................................152
ГЛАВА 6. Теоретические основы методической подготовки
учителя .................................................................................................................153
6.1. принципы развития речи .......................................................................153
3
Стр.3
6.2. Методы развития речи .............................................................................156
6.3. типы уроков развития речи ...................................................................165
Вопросы и задания .....................................................................................................169
Литература ................................................................................................................170
ПРИЛОЖЕНИЯ. Развитие речи младших школьников
на уровне создания устного связного высказывания
и письменного текста ......................................................................................172
приложение 1. содержание образования ...................................................172
приложение 2. проект преподавания ..........................................................180
приложение 3. дидактические средства развития речи .......................314
4
Стр.4