ОСНОВЫ АНДРАГОГИКИ Учебное пособие для вузов Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК ББК 74.56 З 69 З 69 Змеёв С.И. <...> Данное учебное пособие рассчитано в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность самих обучающихся. <...> К тому времени в разных странах мира был накоплен огромный опыт практической организации образования взрослых, сформировался колоссальный запас эмпирических данных, наблюдений об особенностях взрослых обучающихся и процесса их обучения. <...> Чтобы понять эти отличия, необходимо будет обстоятельно и подробно рассмотреть сам процесс обучения в разных его аспектах, главным образом, в организационно-деятельностном. <...> Но главная опасность нашей эпохи - кризис компетентности человека. <...> По степени организованности в соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией различают формальное, внеформальное и неформальное образование. <...> Формальное образование (formal education - англ.) предполагает организацию обучения, отвечающую пяти основным требованиям. <...> Это общепринятый, традиционный вид образования, представленный традиционными системами образования. <...> Внеформальное образование (non-formal education - англ.) отличается двумя из перечисленных выше параметрами, а именно: систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся. <...> Расширение сферы образования, о котором говорилось выше, во второй половине ХХ века происходило и происходит в настоящее время прежде всего за счет бурного развития внеформального образования. <...> Все это позволяет включаться в него значительно большему числу людей, нежели в формальное образование. <...> Институциональный вид обучения - наиболее принятый и достаточно хорошо известный. <...> Сильные стороны этого вида обучения - стабильность, основательность (фундаментальность) подготовки, достаточная глубина и высокая <...>
Основы_андрагогики.pdf
Змеёв С.И.
ОСНОВЫ
АНДРАГОГИКИ
Учебное пособие для
вузов
Рекомендовано учебно-методическим
объединением высших учебных заведений
Российской Федерации по педагогическому
образованию
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 371
ББК 74.56
З 69
Змеёв С.И.
З 69
Основы андрагогики [Электронный ресурс]: учеб. пособие для
вузов. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 157 с.
ISBN 978-5-89349-197-5
Учебное пособие раскрывает основные темы курса «Основы андрагогики»,
предусмотренного Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по специальности 03.14.00 «Андрагогика».
Пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по
андрагогическим, педагогическим и психологическим специальностям, а также для
слушателей институтов, факультетов и курсов повышения квалификации, для лиц,
обучающих и обучающихся в системе образования взрослых.
УДК
ББК 74.56
ISBN 978-5-89349-197-5
© Издательство “ФЛИНТА”, 2013
Стр.2
Содержание
Предисловие ............................................................................................................................... 3
Введение ...................................................................................................................................... 5
Раздел 1. Учиться быть. Проблемы развития сферы образования ................................ 9
Глава 1. От «закрытого» к «открытому», свободному образованию ..................................... 10
Глава 2. Непрерывное образование: концепция, сущность, причины создания .................. 24
Глава 3. Образование взрослых - ведущая сфера развития образования ............................. 36
Раздел 2. Res studiorum. Организация процесса обучения ............................................... 52
Глава 1. Процесс обучения ........................................................................................................ 52
Глава 2. Основные психологические теории учения и их применение
в процессе обучения на современном этапе ............................................................ 60
Глава 3. Учение и человек: возможности, особенности и условия учения
взрослого человека ..................................................................................................... 70
Раздел 3. Нить Ариадны. Новая наука об образовании ................................................... 79
Глава 1. Становление андрагогики: причины и истоки ......................................................... 79
Глава 2. Андрагогическая и педагогическая модели обучения ............................................. 88
Глава 3. Оптимальные условия применения андрагогической модели
обучения ....................................................................................................................... 102
Раздел 4. Андрагогом быть обязан.
основы деятельности и подготовки андрагога .................................................... 111
Глава 1. Лоцман в океане бытия ............................................................................................... 111
Глава 2. Компетентность андрагога ......................................................................................... 120
Homo studens (Вместо заключения) .......................................................................................... 129
Приложения ............................................................................................................................... 133
Приложение 1. Взаимодействие обучаемого и обучающего
в процессе
Приложение 2. Взаимодействие обучающегося и обучающего
«закрытого» обучения ...................................................................................... 134
в процессе
«открытого» обучения ..................................................................................... 135
Приложение 3. Сравнительный анализ основных психологических теорий
учения ............................................................................................................... 136
Приложение 4. Педагогическая модель обучения .................................................................. 139
Приложение 5. Андрагогическая модель обучения ................................................................ 140
Приложение 6. Модель деятельности преподавателя-андрагога .......................................... 141
149
Стр.155
Терминологический словарь-справочник ................................................................................ 142
Литература . ................................................................................................................................. 151
Стр.156